Майя играли в прообраз футбола. Игра была запрещена испанцами 📸🎥

сейчас ее восстановили и даже проводят чемпионат мира

Лонгрид об истории мезоамериканской игры в мяч, её возрождении после столетий забытия и современном состоянии.

Небольшое поселение в мексиканской провинции накрывает ночь. Группа зевак стягивается у концертного зала под открытым небом. Рядом со сценой горит костёр. На улице уже потемнело, и это единственный источник света. Воздух наполнен благовониями. Языки пламени освещают разукрашенные лица девушек и парней, стоящих вокруг костра. У всех серьёзное выражение лица. Вокруг огня ходит мужчина с голым раскрашенным торсом и кожаной набедренной повязкой-юбкой, свисающей до земли. Он останавливается и произносит:

– Для благословения тех, кого вы любите! Ради этой Земли! Ради этой благословенной Земли! Я предлагаю вам бросить щепотку этих благовоний в Священный огонь.

Этот мужчина является жрецом церемонии весеннего равноденствия – одной из важнейших для цивилизации майя. В этот день молились и приносили приношения богам, чтобы они благословили Землю в предстоящий посевной сезон. Важной частью церемонии также являлась традиционная для мезоамериканской культуры игра в мяч, или «Пок-та-пок», как она называется на языке майя.

Благодаря пок-та-пок я и оказался в поселении Чапаб штата Юкатан, где проходила данная церемония весеннего равноденствия. Сюда меня пригласил Хосе Манрике Эскивель, который выступает жрецом церемонии. Также он является президентом Ассоциации коренных и традиционных игр и видов спорта штата Юкатан и неофициальным амбассадором пок-та-пок.

Я познакомился с Хосе днём ранее, когда мы встретились с ним в городе Мерида. Во время нашей встречи он рассказал мне об истории игры в мяч, о том, как принимал участие в её восстанавлении и своей страсти к пок-та-пок и культуре майя.

Игра в мяч была важной частью мифологии майя, сохранилось множество артефактов, но в точности процесс игры неизвестен

Мезоамериканская игра в мяч широко известна в мире, как один из прообразов футбола и волейбола. О ней часто упоминают в контексте истории народов майя и ацтеков, пример игры в мяч можно увидеть в современных произведениях культуры, например, в мультфильме «Дорога на Эльдорадо».

Хотя игра в мяч достаточно хорошо изучена, время её появления неизвестно. Самый древний стадион, найденный археологами в Пасо-де-ла-Амада в штате Чьяпас, был построен примерно в 1400 году до н.э. В археологическом комплексе Эль-Манати в штате Веракрус были найдены каучуковые мячи, которые датируются 1700-1600 годами до н.э.

В точности воспроизвести процесс игры в мяч сейчас невозможно. О том, как в неё играли, мы можем догадываться из немногих источников: мифологического эпоса майя «Пополь-Вух», различных барельефов, изображений и статуэток, обнаруженных археологами, а также из воспоминаний испанских завоевателей (например, Диего де Ланды и Торибио де Бенавенто).

Самым популярной и распространённой версией игры в пок-та-пок была «бедро-мяч»: когда игроки перекидывали друг другу мяч, ударяя по нему бёдрами. Однако процесс игры в мяч мог отличаться от территории к территории, и иногда разрешалось ударять по мячу и локтями. «Думаю, так было в Чичен-Ице, – считает Хосе. – Длина поля там 96 метров, а высота колец, куда надо было закинуть мяч – 6 метров. Сделать это бедром – почти невозможно».

Поле для игры в мяч в Чичен-Ице

Размеры стадионов могли различаться, а вот их форма была одинакова – это длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами. Первые стадионы были открыты со всех сторон, позднее с лицевых сторон добавились замкнутые пространства, из-за чего сверху стадион был похож на латинскую букву Ⅰ. Также на боковых стенах стали устанавливать каменные или деревянные кольца.

Стадион для игры в мяч в поселении Монте-Альбан

Стадион для игры в мяч в Паленке

От размеров поля зависела численность игроков. Составы варьировались от 1 до 7 человек в команде. Продолжительность матча не была установлена. Игра заканчивалась, когда мячом попадали в кольцо, что происходило довольно редко, или когда одна из команд зарабатывала 8 очков (или «райа» – линия на языке майя).

Игрок мог заработать очки для своей команды, если после его удара мяч попадал в стену за спиной соперника, а также, если команда-противник роняла мяч на землю. Если игрок совершал нарушение: дважды бил по мячу перед возвращением его противникам, бил мячом в кольцо, но не попадал в него, или если от его удара мяч покидал пределы поля, то его команда теряла очки.

Почему именно 8 очков? Хосе объясняет данный факт мифологией майя. В эпосе «Пополь-Вух» есть упоминание игры в мяч: братья-близнецы Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу играли в неё у входа в преисподнюю. Демоны преисподней увидели это и заманили братьев в подземелье, где братья, пережив множество испытаний, были принесены в жертву. Позже дети Хун-Хун-Ахпу, братья Шбаланке и Хун-Ахпу, также пойдут поиграть в мяч у входа в преисподнюю, демоны также заманят их к себе, но в этот раз братья пройдут все испытания и убьют демонов, привнеся в мир гармонию.

Братья Шбаланке и Хун-Ахпу проходят испытания в преисподней

На языке майя первая часть имён братьев-близнецов означает числа: «хун» – это один, а «вукуб» – семь. Таким образом, в контексте игры числа 1 и 7 несли сакральный смысл, а их сумма (8) стала необходимым количеством очков для победы в пок-та-пок.

В пок-та-пок могли играть и мужчины, и женщины. Во время ритуальной церемонии капитаны команд хотели принести себя в жертву

Игра в мяч имела военное, ритуальное и социальное значение. В Мезоамерике было обнаружено более 1300 стадионов. Почти у всех религиозных и торговых центров найдены поля для игры в мяч. Также стадионы обнаружены и в части древних поселений, где в пок-та-пок могли играть для развлечения. В таком случае, принять участие в игре мог любой желающий, в том числе и женщины.

Другим значением игры было разрешение споров. «Например, происходил диспут, кто будет владеть землёй, – рассказывает Хосе. – Это выясняли в игре пок-та-пок. Или между двумя юношами происходит спор за девушку: кому она будет принадлежать? Игра покажет». Таким же образом могли решаться военные конфликты – вместо реальных боевых действий победителя определяли за игрой в мяч.

Наиболее известным является ритуальное значение игры. «Во время ритуала, пок-та-пок – это игра богов. Тогда в игре в мяч принимали участие только войны и члены высшего общества», – объясняет Хосе. Одним из вариантов ритуала могла быть игра команды воинов против команды пленников, которые символизировали демонов и тёмные силы. Победа над ними, а вероятность выигрыша обессиленных и изнурённых пленных была равна нулю, приводила к жертвоприношению команды проигравших.

Барельеф в Чичен-Ице, изображающий жертвоприношение

Но были особенные дни, когда было почётно принести себя в жертву богам, чтобы они благословили поселение и даровали изобилие, здоровье его жителям, хорошую рождаемость, успешный посевной сезон. Такими днями были священные праздники, которые для народа майя, известного развитой астрономией и изобретением своего календаря, были связаны со сменой времён года.

В дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния всегда проходила праздничная церемония и ритуалы, за которыми следовала игра в мяч. По окончании матча в пок-та-пок, капитан победившей команды, как самый достойный, приносил себя в жертву богам.

Игра в мяч была забыта на столетия. Игру восстанавливали с нуля, а Хосе научился изготовливать резиновый мяч

12 июля 1562 года на полуострове Юкатан был издан акт веры (аутодафе). В результате аутодафе были сожжены и уничтожены кодексы и символы цивилизации майя, под запрет попали ритуалы и игры, в том числе пок-та-пок. Игра в мяч исчезла из жизни населения Юкатана на столетия. Схожий процесс происходил и в других регионах. Но, в отличие от майя, ацтеки смогли сохранить игру. Город Синалоа долгое время был единственным местом, где продолжали играть в мяч. Сейчас этот вариант игры известен под именем «Улама».

До 2006 года в штате Юкатан не практиковали игру пок-та-пок. Хосе был одним из тех людей, кто начал восстанавливать традицию и воссоздавать игру. «В то время я подумал: почему в Синалоа играют в мяч, а мы нет? Это же часть нашей культуры! Я хочу играть в пок-та-пок», – вспоминает Хосе.

Игру возрождали с помощью историков, археологов и антропологов: от них получали информацию о том, как играли в пок-та-пок, какая была униформа, какими мячами пользовались. Хосе рассказывает, что на первых порах, отсутствие мячей было главной проблемой: «Мячей нет, а как их сделать мы не знаем».

Традиционно мячи для игры делали из резины, получаемой из каучукового дерева Уле (на латинском языке оно называется «Castilla elastica»). Уле произрастает в мексиканских штатах Табаско и Чьяпас, а также в Белизе и Гватемале. Вес мяча варьировался: «Майя были маленького роста и имели небольшую комплекцию, – объясняет Хосе. – Поэтому они использовали мячи весом около 2-3 килограммов. Ацтеки же были крупнее, поэтому их мячи могли достигать 4 килограммов».

Хосе даёт мне один из мячей. Ладони сразу становятся липкими от резины, а руки ощущают тяжесть мяча – современные игровые снаряды гораздо легче. Хосе продолжает: «Если тебе в голову попадут футбольным мячом, то тебе будет просто больно. Если в голову попадёт мячом для пок-та-пок, то он может и убить».

Первые попытки создать мяч не увенчались успехом – он не прыгал. В городе Паленке штата Чьяпас (там находятся руины одного из городов майя) Хосе посчастливилось найти человека, который знал, как делать мяч для пок-та-пок. По заказу он сделал 3 первых мяча, а Хосе научился технике создания игрового снаряда.

Для начала Хосе закупает в Паленке жидкую резину. В особенно жаркий день он выставляет на улицу небольшой стол и полосками разливает на нём резину. Сначала резине дают немного высохнуть, а потом полоски сворачивают в клубок, который и становится мячом. Для наглядности Хосе показал мне видео данного процесса.

Из 40 литров жидкой резины получается 8 мячей. Хосе продаёт их за 4000 мексиканских песо (примерно 15000 рублей). «Я это делаю не ради заработка, а для развития культуры майя». По его словам, другие люди, также вручную производящие мячи для пок-та-пок или уламы, могут продавать их за 10-12 тысяч, а то и за 20 тысяч мексиканских песо (то есть от 37 до 75 тысяч рублей).

Самостоятельно Хосе делает и униформу для игры в пок-та-пок. Экипировка игрока состоит из набедренной кожаной повязки (на языке майя – таб ит) и тканевой повязки (к ашнак), которые подпоясывает кожаный пояс-корсет (эш). Многие игроки для дополнительной защиты использовали наколенники (пиш пииш) и повязки на голеностоп (пиш тункуй). Также они могут надеть пышный головной убор.

Игроки в пок-та-пок

Сейчас в пок-та-пок играют по всей Центральной Америке: создают школы, унифицировали правила, проводят Чемпионат мира

В 2014 году была создана Ассоциация коренных и традиционных игр и видов спорта штата Юкатан, её президентом стал Хосе. Ассоциация является частью Мексиканкой федерации традиционных игр и видов спорта. В её состав входят 22 штата страны. Цель федерации – исследование, развитие, продвижение и распространение практики традиционных игр и видов спорта Мексики.

Работа Хосе в ассоциации не оплачивается – она по сути является волонтёрством. Да, ему оплачивают командировки, помогают с организацией мероприятий, но его основной источник заработка – это работа учителем физкультуры в школе.

В рамках своей президентской деятельности Хосе обучает играть в пок-та-пок, помогает с созданием школ (в штате Юкатан насчитывается 8 школ) и команд (существуют и женские команды), организовывает соревнования и проводит ритуалы майя. Также по субботам на главной площади города Мерида Хосе вместе со своими игроками устраивает показательную игру в пок-та-пок. К сожалению, в данный момент из-за вирусных ограничений выступлений не проводится.

Хосе охотно делится своими знаниями о пок-та-пок: «Я не хочу, чтобы моя игра снова умерла и исчезла». Поэтому он знакомит с культурой майя и игрой в мяч своих учеников в школе, ездит в другие страны, чтобы обучить играть в пок-та-пок и показать, как делается мяч для игры.

В результате просветительской деятельности была организована Ассоциация коренного спорта игра с мячом майя Центральной Америки и Карибского региона (её президентом также является Хосе). В неё входят штаты Мексики, где жил народ майя: Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана Роо, а также следующие страны – Белиз, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Панама.

Данная организация унифицировала правила игры в пок-та-пок. Игра длится два тайма по 20 минут с перерывом 10 минут между ними. В матче в составе каждой из команд на поле играют по 4 игрока. Бить по мячу можно только бёдрами. Подсчёт очков ведётся сложением и вычитанием баллов – когда одна из команд нарушает правила, то с неё снимают очки, а их противник получает данное количество очков. С команды снимают очки за следующие нарушения:

1 очко – если мяч попадает в руку одного из игроков;

2 очка – если мяч попадает в ногу одного из игроков;

3 очка – если игрок вместо удара по мячу садиться на него.

Если команда попадает мячом в стену за спинами игроков оппонента, то зарабатывает 5 очков. В отличие от оригинальной версии пок-та-пок, сейчас в игре не используют кольца.

С 2015 года проводится Чемпионат мира по пок-та-пок. Каждая страна может заявить по две команды. В первом розыгрыше чемпионом мира стала сборная Мексики, в 2017 и 2019 годах в чемпионате победила сборная Белиза. В декабре 2021 года в Мериде планируют провести четвёртый Чемпионат мира.

Пок-та-пок является частью большого театрализованного шоу для туристов. Однако, Хосе не нравится, как его организаторы используют образ майя

Хоть игра в мяч в настоящее время и является небольшим видом спорта, в ней также хватает места скандалам и интригам. Для начала, существует разделение на уламу и пок-та-пок. Организацией деятельности, связанной с игрой в уламу занимается Мексиканская федерация уламы, в состав которой входят 8 штатов, а также город Мехико.

Как уже упоминалось, улама является одной из разновидностей игры в мяч. Разница между пок-та-пок и уламой минимальна. «Они различаются так же, как бейсбол и софтбол» (игры различает разная длина поля, размер игрового мяча, длительность матча ­– прим.), – привёл сравнение Хосе. Сейчас разновидности отличает разная система подсчёта очков и размер поля. Поле для уламы имеет прямоугольную форму, его размеры примерно от 3-4 метров в ширину до 60-80 метров в длину. Также поле не имеет колец, куда нужно закинуть мяч.

В 1997 году группа игроков в уламу под руководством Карлоса Аларкона приехала из Синалоа в город Плайя-дель-Кармен, находящийся на берегу Карибского моря в штате Кинтана-Роо, и в рамках театрализованного представления, они стали показывать игру в мяч в парке развлечений «Шкарет». Так как данный регион называется «Ривьера майя» и цивилизация майя является главным источником притяжения туристов, то артисты стали называть данную игру «пок-та-пок».

Данный факт очень раздражает Хосе: «Они, когда играют здесь, то говорят, что это «пок-та-пок», а когда едут в центральную Мексику или на север страны, то называют игру «улама». Также в названии экипировки они используют термины из уламы. Зачем вы так делаете? Если вы говорите, что это игра майя, то называйте её пок-та-пок и используйте язык майя. Иначе вы убиваете мою культуру».

В Мексике существует ещё одна ассоциация по игре в мяч. Её основатель создал школы по всей стране, организовал свой Чемпионат мира и мечтает создать профессиональную лигу

Другим спорным моментом является институционализация игры пок-та-пок. Деятельностью связанной с пок-та-пок также занимается Ассоциация мезоамериканской игры в мяч. Её директором является Армандо Осорио Усканга. К сожалению, встретится лично нам не удалось – Армандо уехал в командировку. Поэтому наше общение проходило посредством видеозвонка, во время которого он поделился историей своего пути.

Армандо родом из штата Веракрус, что находится к востоку от Мехико. Там он был танцором и занимался традиционными танцами Мексики. В конце 1990-х годов он переехал в штат Кинтана-Роо и прошёл кастинг в танцевальную труппу парка «Шкарет».

Работая в парке, он и научился играть в мяч, после чего у него возникло естественное желание стать одним из игроков-артистов. Однако, в нём видели только танцора. Поэтому в 2008 году он уходит из парка «Шкарет», чтобы сконцентрироваться на деятельности, связанной с игрой в мяч. Позже он создаёт свою Ассоциацию.

Армандо Осорио Усканга (справа)

При создании Ассоциации Армандо не знал о Хосе и существовании его организации. Когда же он обнаружил её, то обратился к Хосе с предложением стать частью единой системы. Однако, по его словам, Хосе отказался от этого из-за того, что Армандо не является майя по происхождению, а также порекомендовал тому делать своё движение.

Чем Армандо и занялся. Он стал обучать игре, делать мячи и бесплатно раздавать их обучающимся, создавать команды. Также Армандо ездит по стране, с целью увеличения числа участников – он считает, что чем больше людей практикуют данный вид спорта, тем выше будет уровень игры. Сейчас в состав Ассоциации входят 22 штата Мексики. В игру в мяч даже стали играть не только в Центральной Америке, но и в США, странах Южной Америки и Европы.

«Я отправлял мячи в страны, где заинтересовались игрой, а потом через интернет учил их играть: по видео показывал технику, смотрел как у них получается, корректировал, подсказывал что-то», – рассказывает Армандо.

С 2016 года под эгидой Ассоциации мезоамериканской игры в мяч ежегодно проходят национальные чемпионаты. Турнир проводят в трёх категориях: среди мужских, женских и детских команд. В 2018 году прошёл первый Чемпионат мира среди мужских сборных, в котором приняли участие 4 страны: Мексика, Белиз, Гватемала и США.

Армандо, как и Хосе, считает, что игра является достоянием Мексики и её следует популяризировать наравне с ведущими видами спорта. Они оба воспринимают свою деятельность, как помощь обществу и сохранение традиций. Но в отличие от Хосе, Армандо хочет вывести игру на новый уровень. В его планах сделать вид спорта профессиональным и создать профессиональную лигу по игре в мяч.

Однако, тут и возникает конфликт. Ассоциация, руководимая Хосе, как член Мексиканской федерации коренных и традиционных игр и видов спорта имеет поддержку на государственном уровне, а вот Ассоциация под руководством Армандо – нет. Поэтому Армандо чувствует себя ограниченным в росте и пытается наладить отношения с Мексиканской федерацией. Контактов с Хосе у него нет: хотя между ними нет ссоры, они друг с другом даже не разговаривают.

«Я не против того, чтобы мои игроки принимали участие в турнирах, которые организовывает Хосе. Я только хочу, чтобы меня об этом предупреждали», – рассказывает Армандо. Также он рад видеть игроков Хосе на своих турнирах, но с таким же условием: игроки проинформируют об этом Хосе. Хосе говорит, что не против, если они однажды объединятся. Но в реальности и Армандо, и Хосе продолжают наговаривать друг на друга.

Со стороны конфликт похож на спор за влияние и признание своей уникальности. Оба говорят об одной цели – о желании распространить и популяризировать игру в мяч, у обоих горят глаза, когда они рассказывают о любимом деле. Однако, вместо того, чтобы идти к цели вместе, они предпочитают плести интриги друг против друга. Честно говоря, смотреть на это грустно.

Миссия Хосе – поделится своими знаниями об игре. Также он мечтает о включении пок-та-пок в список культурного наследия ЮНЕСКО

В будущее Хосе смотрит с оптимизмом. Говоря о планах развития пок-та-пок, он называет три основных направления:

– Хосе хочет, чтобы игра пок-та-пок стала новой опцией для досуга людей, спортивной альтернативой, которую бы предпочитали, например, футболу;

– Он лоббирует идею того, чтобы игру в мяч преподавали в школах на уроках физкультуры;

– Также он желает включения пок-та-пок в список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Этого уже пытался добиться антрополог и бывший директор Национального музея антропологии в Мехико Фелипе Солис, однако идея не была реализована, так как игра не соответствовала критериям ЮНЕСКО.

Хосе Манрике Эскивель

Из общения с Хосе видно, что пок-та-пок для него страсть и неотъемлемая часть жизни. Он и сам это подтверждает: «Я могу говорить об этой игре бесконечно. В этот момент всё остальное становится неважным». Хосе отмечает, что если у него будет выбор между встречей с друзьями, чтобы пообщаться в парке или ресторане и возможностью пойти на ритуальную церемонию и поиграть в пок-та-пок, то он выберет второе.

«Эта игра в нашей [народа майя] крови. Когда я узнал о пок-та-пок, мне захотелось лучше изучить игру, чтобы иметь возможность рассказать о ней другим, а также сохранить её для общества. Это моя миссия. Ведь если мы не сохраним наши знания от предков, не поделимся ими, то о пок-та-пок не узнают, и игра может снова исчезнуть. Я не хочу, чтобы это произошло».

Фото автора; из личного архива Хосе (11); kinopoisk.ru (2); blog.xcaret.com (6, 12); facebook.com/ajdaty/ (10); facebook.com/uscangaosorioarmando/ (13, 14)