«Лада Нива» снова на «Дакаре»: машина из Сибири возрастом 37 лет (пробег – 82 тыс км) повезет по пустыне швейцарцев-любителей

Легендарный камбек шедевра российского автопрома.

«Дакар» – суровейшее и безжалостное гоночное приключение, придуманное на основе несчастного случая: французский мотогонщик Тьерри Сабин отклонился от маршрута ралли «Абиджан-Ницца» на 50 км, три дня провел в песках Сахары без еды и воды, а спасся лишь благодаря случайному пролету организаторов на самолете над местом его дислокации. Тогда-то Тьерри и решил окунуть всех желающих в такое же испытание – максимально бескомпромиссный рейд по Африке. В 1979-м идею реализовали со стартом в Париже и финишем в сенегальском Дакаре – и финала пути добрались даже две экспортные «Лады Нивы» (на 28-м и 42-м местах)! Причем из улучшений – на советских машинах лишь расширили бензобаки и довели до нужного гоночного уровня подвески.

С тех пор и до 94-го «Лады» гоняли на «Дакарах», на их основе даже собирали мощные прототипы, способные тягаться с «Порше» и другими гигантами мирового автопрома. Более того, французский дилер Жак Пок даже приглашал в пилоты бывших гонщиков «Ф-1» Жаки Икса, Жан-Жака Жабуи, Жана-Луи Шлессера и Патрика Тамбэ, а также регулярно подписывал призеров предыдущих рейдов. Итог – четвертое место в 1986-м.

А в 2022-м «Нива» вернется на «Дакар» – причем не какой-нибудь новодел, а самая настоящая советская олдскульная модель 1984-го 1600 4×4 (ВАЗ 2121) из Новосибирска. Ее нашли специально для рейда в более-менее хорошем состоянии без сильной ржавчины, но с пробегом в 82 тысячи километров.

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

Полностью оценить первоначальное состояние машины можно здесь.

Сейчас она уже выглядит поприличнее.

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

И уже тестируется в Новосибирске!

Правда, к «АвтоВАЗУ» инициатива никакого отношения не имеет: «Ниву» на «Дакар» повезут энтузиасты Марио Джакобер и Сладжан Мильич из Швейцарии.

«Мы два страстных поклонника автомобилей, которые хотят отдать дань былой славе «Лады» на «Дакаре» и эпохе ее большого успеха в 80-х годах, – рассказали они в интервью телеграм-каналу Cross-Country Rally. – В свободное время мы восстанавливаем классические спортивные автомобили и организуем ралли и другие автомобильные мероприятия.

Наше видение – стать первой гоночной командой «Лады» , которая снова будет участвовать в «Дакаре». Поехать на рейд – наша детская мечта, и в категории «Классика» мы сможем объединить ее с нашей страстью к классическим спортивным автомобилям. Наша мотивация – сделать что-то безумное, сложное и незабываемое. Цель – успешно финишировать, представить Швейцарию, а также отдать дань уважения «Ладе».

«Благодаря моей жене из России, наша «Нива» собирается в Новосибирске», – уточнил Марио. – Мы полностью разобрали автомобиль, шасси подвергли пескоструйной очистке и усилили в соответствии со спецификациями первых «Нив» с рейда «Париж-Дакар». Двигатель остался оригинальный, 4-цилиндровый, рядный с объемом 1568 куб. см – он полностью отремонтирован. Все компоненты соответствуют техническим требованиям «Классики» и ФИА.

Важно отметить огромную поддержку от Роланда Куссмауля и Вольфганга-Хендрика Унгера – они гонялись на «Порше» 959 на «Дакаре»-86 и теперь осуществляют техническую консультацию».

В честь них швейцарцы даже натянут на «Ниву» легендарную ливрею «Порше» 80-х– в цветах Rothmans.

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

Но прежде всего старт идее дала именно Россия – а точнее, 5 января 2021-го в Сибири на снежных тестах «Нивы» при -30 градусах по Цельсию.

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

Теперь ребята воодушевлены интересом к проекту с родины их машины – и уже создают мерч для финансирования части затрат поездку и участие через его продажу.

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

View this post on Instagram

A post shared by @teamracinglada

С учетом одних только взносов и покупки права выхода на старт им потребуется около €10 тысяч – без стоимости восстановления и оснащения самой машины. Кажется, будет непросто.

Стоп, а «классика» – это вообще настоящий «Дакар»?

Да, с 2021-го элитный марафон пополнился новой категорией для любителей-энтузиастов – в нем фанаты олдскульных внедорожников, выпущенных до 2000-го, получили возможность вернуть в пески некогда элитные машины и вновь на них погонять. Специально для болидов-ветеранов организаторы проложили 12 отдельных спецучастков длиной 200-300 км, но победителя выявляли не по времени, а по точности взятий контрольных точек за рассчитанный тайминг с учетом средней скорости – для каждой машины вычисляли свой норматив. Причем соответствие разработанному маршруту и расписанию оценивали в баллах – так что победить мог и пилот на чемпионском багги, и энтузиаст хоть на «Жигулях».

В 2022-м «Классику» усложнят: к предполагаемым периодам взятия точек и соответствия средней скорости добавят еще и штрафы за лишние километры. Теперь навигация и работа штурмана повлияет на битву за титул не меньше, чем в основных классах: главным фактором гонки вновь станет точность, раз топить на полную нельзя.

Можно ли назвать «Классику» настоящим «Дакаром»? Вполне: ведь любители поедут по той же безжалостной пустыне на еще более хрупких и сложных в ремонте машинах. Даже обычный финиш уже станет достижением для каждого – ведь вряд ли те же Марио и Сладжан в данный момент представляют реакцию на жару их «Нивы», катавшей исключительно по Сибири. Потому цель парней – именно хотя бы завершить марафон целиком. И параллельно прославить российский автопром, конечно.

Источник: Телеграм-канал Cross-Country Rally

Фото: lada.ru; .Instagram.com/teamracinglada