Китай удалил Озила из матрицы: имя убрали из поисковиков, заблокировали соцсети, распустили фан-клуб «М10»

Вы наверняка помните начало этой истории: 13 декабря Озил раскритиковал Китай за репрессии в отношении уйгуров – коренного народа Восточного Туркестана, на территории которого образован Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.

В Китае отреагировали очень быстро. Государственный телеканал CCTV (основной телевещатель АПЛ на территории КНР) отменил прямую трансляцию матча «Арсенала» и «Ман Сити», а Озила буквально удалили из матрицы: имя убрали из поисковиков, заблокировали соцсети, распустили фан-клуб «М10» (около 30 тысяч человек).

Представитель МИД Китая Гэн Шуан сказал, что футболист просто повелся на недостоверную информацию: «Я не знаю, посещал ли мистер Озил Синьцзян лично, но, похоже, что он был введен в заблуждение фейковыми новостями. Если у мистера Озила будет такая возможность, мы будем рады видеть его в Синьцзяне, чтобы он мог все увидеть своими глазами».

Отреагировали не только госструктуры. Китайский болельщик «Арсенала» выложил в Weibo – местном аналоге твиттера – видео, на котором сжигает футболки Озила. В комментариях десятки фанатов написали, что сделают так же. Некоторые просто постят фото с футболкой полузащитника и подписью «Какое разочарование».

«Арсенал» тоже пострадал: клуб запретили упоминать в государственных медиа до тех пор, пока руководство не извинится за твит Озила.

Извинений пока нет, по после заявлений Озила клуб быстро отстранился.

«Это личное мнение Месута. «Арсенал» всегда остается аполитичной организацией», – заявили представители клуба в интервью Deutsche Welle.

Красивые слова, но это неправда. 12 декабря Эктор Беллерин в твиттере призвал британцев голосовать – послание заканчивается хэштегом #FuckBoris («##### (прочь) Бориса»). Борис Джонсон – премьер-министр Великобритании.

«Арсенал» никак не комментировал слова защитника. Более того, в 2018-м на официальном сайте клуба опубликовали интервью с Эктором – испанец обвинял коллег в замалчивании социальных проблем и требовал от всех гражданской ответственности.

За год до этого Арсен Венгер агитировал за Эмманюэля Макрона на выборах президента Франции. Угадайте, как отреагировал клуб?

Кажется, «Арсенал» становится аполитичным, только когда дело касается Китая. Некоторые фанаты клуба в Британии недовольны такой реакцией.

«Печально, что бизнес-интересы идут впереди свободы слова и прав человека», – говорит представитель Arsenal Supporters’ Trust.

Очевидно, в руководстве не собираются стрелять себе в ногу – пример НБА слишком свеж. За один твит генменеджера «Хьюстон Рокетс» Дэрила Мори лига потеряла $4 млрд. «Арсеналу» действительно есть что терять.

В отчете шанхайской компании Mailman (она занимается вопросами СММ) за 2018 год «Арсенал» занял седьмое место в списке самых популярных европейских клубов на Weibo.

Последние 5 лет клуб мощно расширяется на китайском рынке. В 2014 году клуб подписал контракт с Huawei, через год добавил в партнеры мобильного провайдера BNN Technology. В 2017-м «Арсенал» провел в Китае предсезонные сборы, в апреле 2018-го подписал контракт с китайским автоконцерном Byd, а в этом году поздравил китайских фанов с Новым годом.

Саймон Чедвик, профессор спортивного предпринимательства в Университете Солфорда и эксперт по китайскому футболу и бизнесу, говорит, что клубу придется идти на жертвы. Иностранные партнеры должны соблюдать не только законы страны, но также ее социальные нормы и соглашения; ставить под сомнение политику Китая недопустимо.

«Если вы хотите вести бизнес в Китае, то правила устанавливает именно он. «Арсенал» попал в незавидное положение: либо он становится на сторону Китая и навлекает на себя гнев фанатов по всему миру, либо поддерживает Озила и теряет бизнес.

Если клуб не поддержит целиком и полностью позицию Китая, то неизбежно окажется в режиме ограничения», – говорит Чедвик.

Китайский рынок важен не только «Арсеналу», но и Премьер-лиге целиком: контракт с госканалом CCTV – самый жирный для АПЛ (564 млн фунтов за 3 года); «Вулверхэмптон» и «Саутгемптон» принадлежат китайским корпорациям, «Манчестер Сити» продал 13% акций китайской инвестиционной компании, а «Юнайтед» выпустил специальную форму к китайскому Новому году.

«Как показывает опыт Дэрила Мори и НБА, Премьер-лига может быть вовлечена в этот вопрос. Худший сценарий: отмена трансляций и разрыв спонсорских контрактов», – продолжает Чедвик.

Финансист Киран Магуайр подтверждает мысль Чедвика: «Теперь очевидно: китайский вещатель следит не только за футболом, но и за игроками. Мерчендайзинг, предсезонные туры, спонсорские сделки – «Арсенал» и другие клубы могут лишиться существенной доли средств».

Reuters сообщает, что Премьер-лига отказалась от комментариев. Агентство в понедельник связалось с представителями других лиг, чтобы узнать, есть ли у них опасения по поводу политического вмешательства или ограничения свободы слова. Никто не ответил.

У профессора Чедвика есть совет: клубы должны четко понимать, с кем имеют дело, и инструктировать персонал/футболистов в вопросах Китая.

Правда, в случае Озила этот совет уже запоздал.

Автор Руслан Копылов крым севастополь