«КАМАЗ» едет на новый «Дакар» без пятикратного чемпиона. От него отказались из-за традиций команды

Остаться без грузовика может даже самый титулованный гонщик.

Октябрь – самый горячий месяц для российского автоспорта: именно до его конца необходимо определяться с заявками на главный ралли-рейд мира, подавать финальные списки, оплачивать участие и готовить технику к отбытию из порта Марселя. Погрузки машин на паром для путешествия на место старта «Дакара» начнутся уже 1 декабря, а спустя еще месяц – 3 января – в аравийской Джидде гонщики сойдутся в уже 43-м марафоне в истории.

И «Дакар»-2021 уже не обойдется без сюрпризов для России: «КАМАЗ» огласил заявку на гонку – и она оказалась неожиданной.

«КАМАЗ»-мастер» выставит на гонку 4 спортивных грузовика. Представлять Россию в грузовом зачете международного соревнования будут экипажи действующего чемпиона «Дакара» Андрея Каргинова, победителя ралли «Шелковый путь-2019» Антона Шибалова, а также экипажи Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова.

Да, вам не показалось: боевой грузовик на сей раз не получил Эдуард Николаев – пятикратный чемпион рейда и самый титулованный действующий пилот команды из Набережных Челнов. Другие гонщики, конечно, не раз доказывали силу и конкурентоспособность: Каргинов побеждал на «Дакаре» дважды, Мардеев – однажды, Сотников дважды приезжал вторым и выиграл два «Шелковых Пути», Шибалов – тоже вице-чемпион «Дакара» и победитель «Шелкового Пути»…

Тем не менее, как вы понимаете, у них даже вместе взятых количество побед не дотягивает до послужного списка Николаева.

«КАМАЗ» высадил самого титулованного пилота из-за традиции команды

«Ежегодно, в порядке плановой ротации гонку пропускает один из пяти пилотов команды «КАМАЗ»-мастер», – говорится в пресс-релизе организации. – На этот раз решением руководства определено, что в гонке не будет участвовать экипаж Эдуарда Николаева».

Так и есть: к примеру, Айрат Мардеев на предыдущем рейде возил пресс-кар и фактически работал техническим консультантом для медиа, объясняя ход гонки и причины поломок у участников с точки зрения пилота Однако вряд ли кто-то ожидал, будто традиция коснулась бы именно Николаева – логичнее ротировать именно второстепенных звезд и уж точно не трогать самого сильного гонщика.

Потому появилось сразу несколько предположений, почему же именно пятикратный чемпион остался без грузовика.

К примеру, коронакризис: мировая экономика последний год живет как на качелях с вечными отскоками и провалами, и по автоспорту мировая обстановка тоже ударила: гоночные и рекламные бюджеты сокращаются повсюду. Русский чемпион «Дакара»-2017 Сергей Карякин, например, даже не может найти денег на оплату заявки в классе мотовездеходов – и ситуация становится критичнее с каждым днем.

Русский чемпион «Дакара» продает машину ради участия в новом ралли. Нужны 25 млн рублей – а спонсоров нет

Одно время «КАМАЗ» тоже планировал урезать представительство на главном рейде планеты, но в итоге завод опроверг какую-либо связь ситуации Николаева и его участия в гонке с коронакризисом.

«Были опасения, что мы не сможем выехать четырьмя экипажами: может быть, только тремя или двумя, потому что финансовые трудности, с которыми столкнулись бизнес-структуры нашей страны и мира, не могли не коснуться спорта, – подтвердил слухи руководитель команды Владимир Чагин. – Профессиональный спорт опирается на поддержку партнеров. Мы благодарны всем нашим партнерам, что, несмотря на сложную финансовую ситуацию, свои потери в бизнесе они старались не перекладывать на нас. Благодаря их поддержке мы можем отправить на «Дакар» четыре экипажа».

Еще одна версия – небольшое падение формы. Предыдущий «Дакар» вышел для Николаева далеко не лучшим: он с первых же метров столкнулся с техническими проблемами, проиграл больше 50 минут со стартового спецучастка, пробил огромное количество колес (напарникам даже пришлось делиться) и постоянно отставал. В итоге неполадки добили его гонку примерно на середине – и не помогли даже многочасовые геройства с гаечным ключом посреди песков.

Пятикратный чемпион «Дакара» на «КАМАЗе» сошел с рейда впервые за восемь лет. После ночи в пустыне за ремонтом грузовика

Такого в карьере Эдуарда еще ни разу не было: за все 9 лет участия в рейдах Николаев постоянно уверенно справлялся с поддержанием грузовика в рабочем состоянии и как минимум добирался до финиша. Досрочный конец гонки случился лишь раз – в 2012-м из-за судейского решения после конфликта, вызванного недоразумением с компенсацией времени.

Не очень удачно сложился для Николаева и сентябрьский российский рейд «Золото Кагана»-2020: Эдуард финишировал только четвертым с отставанием от победителя в 70 минут (при суммарном времени в 11 часов!). Пятикратный чемпион объяснил ситуацию экспериментальными рессорами и тормозами, однако даже на беспроблемных спецучастках его экипаж проиграл конкурентам по программе «КАМАЗа».

Фактически других полноценных заездов у команды не было – только последовавшие сборы на Кавказе. Судя по всему, именно по результатам «Золота Кагана» и тестов завод из Набережных Челнов и принимал решение – и Эдуарду просто не повезло с отсутствием второго шанса.

Чем же займется Николаев на «Дакаре» без гонок?

«В команде на сегодня пять сильных экипажей, пять пилотов. Пилоты все одинаково высокого уровня, радует, что сильно слаженная пятерка. Решение было непростым, – объяснил Чагин. – Эдуард на гонке будет помогать мне во всей работе по принятию организаторских, технических решений. Думаю, его многолетний опыт механика и пилота поможет. «Дакар» требует быстрых молниеносного принятия правильных решений».

«Для меня это новое испытание, новый вызов, – подтвердил Эдуард. – Буду делать все возможное и невозможное, чтобы быть полезным в новой роли, чтобы был результат. Посмотрю на гонку со стороны, как она выглядит глазами менеджера. Многие пилоты проходили через эту роль: и наш Фирдаус Кабиров, и Жерар Де Рой, Жорди Виладомс из «КТМ»… Делали паузу, но потом возвращались. Думаю, у нашего экипажа тоже многое впереди».

Похоже, мы наблюдаем нормальный процесс подготовки менеджера для команды на будущее. Владимир Чагин тоже начинал гонщиком, выиграл шесть «Дакаров» и превратился в полноценного босса всей программы (через два сезона после ухода из спорта – в 41 год). Основал команду тоже участник рейда Семен Якубов. В конкурирующем беларуском «МАЗе» лучший пилот Сергей Вязович тоже одновременно является и руководителем всей спортивной ветки завода. Легендарная нидерландская команда «Де Рой» – вообще управляется гонщиками одной и той же семьи. В общем, для ралли-рейдов подготовка менеджеров из пилотов – вполне типичная история.

Зачем для этого снимать главную звезду команды с рейда? Наверное, все логистические и организационные тонкости изнутри не почувствуешь – да и Николаеву пока еще ни разу не давали отдыха с момента дебюта в качестве гонщика в 2011-м.

С другой стороны, «КАМАЗ» – невероятно грозная сила в ралли-рейдах, и ни у кого нет ни малейших сомнений: главная звезда команды – прежде всего именно грузовик. Поэтому титулы и звания здесь значат чуть меньше, чем в «Ф-1» или других кольцевых и даже раллийных сериях. Вряд ли мнение пилота кто-то брал в расчет – разве что он сам кулуарно попросил передышку. Но правду об этом мы вряд ли когда-нибудь узнаем (только если Николаев не расскажет после завершения карьеры).

Фото: globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/www.kamazmaster.ru, Максим Богодвид