Худшие способы начать сезон «Ф-1»: забастовка пилотов, уродство машин из-за новых правил, чемпион не влез в болид

«Впечатляющий» дебют «Лолы» в 1997-м

Рикардо Россет, Lola T97/30 Ford, Гран-при Австралии-1997

Многие команды пытались закрепиться в «Формуле-1». Часто забывается блестящая попытка «Лолы». «Мы здесь, чтобы побеждать», – такие слова звучали незадолго до того, как штаб-квартира команды была опечатана.

«Лола» потерпела неудачу в первой же гонке и снялась с чемпионата после того, как в Австралии машины уступили поулу 13 секунд. Главный спонсор команды, Mastercard, настаивал на том, чтобы дебютировать на год раньше плана, как итог – двигатель V10 не был готов, машина не продувалась в аэродинамической трубе. Полная катастрофа.

Большие ожидания после тестов «Феррари» в 2019-м

Шарль Леклер, Барселона-2019

«Феррари» начинала предыдущий сезон фаворитом чемпионской гонки, ведь SF90 в Барселоне показывала себя превосходно. Новая машина имела складный обвес и систему охлаждения, ориентированные на наилучшую работу двигателя. Даже краску использовали матовую, а не глянцевую, чтобы сэкономить вес.

Гонщики были довольны, на тестах они проезжали круги на жесткой резине быстрее, чем их соперники на более мягких составах, пытавшиеся порадовать спонсоров. И все же… В Австралии «Мерседес» совершенно спокойно вновь был лучшим, что вызвало злость и панику в «Феррари».

Самая жаркая гонка в Аргентине в 1955-м

Гран-при Аргентины-1955

«Формула-1» может быть совершенно чокнутым спортом – чемпионату было всего лишь пять лет, когда состоялась самая жаркая гонка в Буэнос-Айресе, первом этапе сезона-1955. Средняя температура составляла 40 градусов, поэтому большая часть гонщиков была совершенно вымотана, по ходу гонки произошло 16 замен.

Запасной гонщик «Феррари» Умберто Маджлиоли и рано сошедший Морис Тринтиньян использовали машины Хосе-Фройлана Гонсалеса и Нино Фарины. Стирлинг Мосс и Карл Клинг тоже рано выбыли из гонки, так что они делили машину с Хансом Херманном. Интересно, что очки по итогам гонки делились между гонщиками, управлявшими одной машиной, поэтому гонщики «Феррари», пришедшие на финиш третьими, получили 1,3 очка каждый.

Хуан-Мануэль Фанхио был одним из двух, кто в одиночку преодолел всю дистанцию, и он выиграл гонку. Второй герой, Роберто Мирес, финишировал в пяти кругах позади. У Фанхио остались на ногах шрамы от ожогов, когда он касался шасси, которое нагревалось от выхлопа.

Машина «Макларена», которая не появилась на трассе

Гран-при Сан-Марино-2003, McLaren MP4-17D

В конце 90-х именно «Макларен» задавал темп и был ориентиром для всех. В то время дуэт Эдриана Ньюи и Рона Денниса еще неплохо работал. Мика Хаккинен завоевал титулы в 1998-м и 1999-м, но все начало рушиться, когда комбинация «Феррари» и Михаэля Шумахера заработала на полную. Хаккинен ушел в 2001-м, его место занял молодой и подающий надежды Кими Райкконен.

Сезон-2002 был для команды провальным, единственную победу одержал Дэвид Култхард в Монако. «Феррари» выиграла 15 гонок из 17. Нужно было что-то радикальное, и Ньюи дали кард-бланш. Новая машина имела тонкую носовую часть и плотную компоновку. Но оказалось, что MP4-18 было тяжело управлять, а внутри все перегревалось и плавилось. Шасси даже не удалось дважды пройти краш-тест. Ну вот опять.

Новая машина так и не появилась на трассе, но параллельно шла доработка прошлогодней, и Кими Райкконен за рулем MP4-17D был очень близок к титулу в 2003-м, проиграв лишь два очка.

Найджел Мэнселл не влез в кокпит «Макларена» в 1995-м

Найджел Мэнселл, McLaren MP4/10B, 1995-й

Найджел Мэнселл был на коне в 1992-м, доминировал в чемпионате и выиграл титул в составе «Уильямса». Но в 1993 году в команду должен был прийти Ален Прост, и расстроенный и недовольный британец отправился за океан – покорять серию CART. Там он тоже выиграл чемпионат, но сезон-1994 был не таким успешным – только 8-е место.

Сезон за океаном закончился относительно рано, и Найджел занял свободное на три последних гонки сезона место в «Уильямсе». Он выиграл последнюю гонку 1993 года в Аделаиде после того, как Хилл и Шумахер ликвидировали друг друга.

Но в 1995-м «Уильямс» подписал контракт с Дэвидом Култхардом, и Найджел ушел в «Макларен» по желанию Marlboro. Но оказалось, что Большой Найдж просто не влезает в кокпит MP4-10. Неловко. Механики «Макларена» распилили машину и склеили ее обратно (увеличив пространство внутри, конечно) за впечатляющие 33 дня. Мэнселл был невероятно благодарен, он доминировал в том сезоне и… нет, вообще-то нет. Ему не нравилась машина, ее скорость и управляемость, и после двух гонок он покинул команду.

Гонщики «Формулы-1» бастуют в 1982-м

Гран-при Южной Африки-1982, первый этап сезона

Организация FISA, которая управляла «Формулой-1» с подачи FIA, ввела новые правила получения суперлицензий, включая обязательное заключение трехлетних контрактов с командами и запрет на негативные высказывания в адрес FISA.

Вернувшись в отель на автобусе, почти все гонщики «Формулы-1» забаррикадировались в конференц-зале, перетаскав туда матрасы для атмосферы общежития, а Жиль Вильнев стучал по слоновой кости ради развлечения.

В итоге гонщики провели заезд, когда в FISA согласились сделать послабления в отношении суперлицензий, но проблемы продолжались весь год. Следующая гонка в Аргентине была отменена из-за неопределенности с Гран-при Южной Африки.

Новый регламент для передних антикрыльев в 2014-м

Машины «Формулы-1» были повально уродливыми в середине 2010-х благодаря навязчивому стремлению FIA постоянно менять правила в отношении передних крыльев в угоду безопасности и аэродинамической эффективности. В 2012-м существовали носы со ступенькой, которые не пинал только ленивый, но изменения в 2014-м ситуацию не исправили, и смех раздавался со всех сторон.

Новые аэродинамические элементы сравнивали с немецкой сосиской и много чем еще, что нельзя так просто публично упоминать. «Формула-1» привыкла к спорам и раздорам, но постоянно быть причиной насмешек и мемов – это что-то новенькое.

Потеря двигателей командой «Лижье» в 1987-м

Пьеркарло Гинзани, Ligier JS29C Megatron, 1987

У команды «Лижье» в 1980-х было несколько лет стабильности, пока у них были двигатели «Рено». В 1986-м команда закончила чемпионат на пятом месте, но после этого «Рено» покинула спорт.

Новая сделка с «Альфа Ромео» была многообещающей, но Рене Арну публично разнес их двигатели, сказав, что они могут протянуть лишь два круга, прежде чем сломаются. Тут то и понеслось.

В этот момент компанию купил концерн FIAT, которому «Формула-1» была неинтересна. Итальянцы воспользовались возможностью и решили выйти из игры. «Лижье» не смогл быстро найти замену и пропустил первую гонку. В итоге они получили двигатели «БМВ» под маркой Megatron.

«БАР» не знал, какую ливрею использовать в 1999-м

Жак Вильнев, BAR 01 Supertec, 1999

British American Tobacco прибыла в «Формулу-1» в конце 90-х, купив когда-то великую команду «Тиррелл». Денег было море, так что они даже позвали Жака Вильнева, карьера которого шла на спад.

Многие смеялись над заявлениями команды о победах в дебютном сезоне и их слоганом «Традиции совершенства». «БАР» сразу стала провоцировать автоспортивных чиновников, попытавшись раскрасить машины в разные ливреи, чтобы продвигать два бренда концерна одновременно.

В FIA посчитали, что это против правил, а команда, минуя апелляционный суд, сразу обратилась в Европейскую комиссию. Все бы ничего, если бы она на трассе соответствовала своим амбициям… Но они ни набрали ни одного очка. Упс.

Все было не так в Аргентине-1980

Гран-При Аргентины-1980

Было не так жарко, как в 1955-м, но все равно тогда было о чем поговорить. Жаркая погода, машины с граунд-эффектом и широкие шины буквально уничтожали асфальт трека. Он буквально исчезал на глазах.

Гонщики хотели бойкотировать гонку, но кое-как на трассе наделали заплаток, а в гонке финишировали только 7 машин из 24. Алан Джонс выиграл гонку и впоследствии титул, а молодой француз Ален Прост набрал очко в своем дебюте в Больших Призах.

Похожие проблемы возникли и на следующей гонке в Бразилии, сделав старт сезона суперхаотичным. Из-за нескольких серьезных инцидентов по ходу сезона граунд-эффект в итоге был запрещен в 1981.

Это перевод статьи Сэма Бернетта с сайта topgear.com.

Фото: globallookpress.com/AFP7/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; commons.wikimedia.orgferrari.comGettyimages.ru/Bryn Lennon, Mike Hewitt/Allsport