Черные бутсы не вернутся. Топовым брендам это невыгодно, Криш говорит, что черный – медленный цвет
Криштиану Роналду не любит черные бутсы. «Он говорит, что черный цвет выглядит медленно, а он хочет чувствовать себя быстрым», – объясняет глобальный вице-президент Nike Football Footwear Макс Блау. Луис Суарес подтверждает: черные бутсы в прошлом. «Когда я был ребенком, вопросов не было, бутсы черные. Думаю, все понимают, что те дни прошли», – говорит уругваец.
Цветные бутсы захватили планету. Согласно опросу молодых (7-12 лет) английских футболистов, который проводила еще в 2010 году маркетинговая компания Texaco, 74% опрошенных играет не в черных бутсах. А ведь еще в 1996 году похожий опрос показал, что 100% респондентов играют в черных.
В 70-е черные бутсы доминировали. Но уже тогда кто-то придумал нарядить большую звезду в белые
Первый шаг к разрушению доминирования черных бутс еще в 1970 году сделал немецкий спортивный бренд Hummel. Немцев заинтересовал новый прибыльный рынок – Hummel создал британское подразделение. «Мы продали 5000 пар бутс Hummel в Великобритании, но это не было успехом. Поэтому я поговорил с ребятами и сказал: «Давайте покрасим бутсы в белый, так еще никто не делал», – вспоминает Брайан Хьюитт (человек, которого Hummel нанял заниматься маркетингом в Британии).
Хьюитт и Hummel придумали продвигать новую модель через полузащитника «Эвертона» Алана Болла – суперзвезду того времени, самого молодого игрока сборной Англии, взявшей Кубок мира-1966.
Белые бутсы не сразу взорвали рынок, но когда Болл впервые надел их на матч Суперкубка Англии против «Челси» 8 августа 1970 года, все изменилось.
В тот день возникла проблема: у Hummel не было бутс, подходящих Алану. Из ситуации вышли нестандартно: взяли бутсы adidas, которые носил Болл, опрыскали их белой краской, затем добавили логотип Hummel. В день матча пара уже мчалась на поезде в Западный Йоркшир. До Алана бутсы дошли за несколько минут до стартового свистка.
Впервые профессиональный футболист вышел играть не в черных или коричневых бутсах. Комментатором матча был Кеннет Уолстенхолм, который работал на финале ЧМ-1966. Уолстенхолм несколько раз упомянул белые бутсы Болла во время игры, а телевизионная камера показывала их крупным планом.
В понедельник после игры Hummel продал 12 тысяч пар белых бутc.
Вскоре немецкий бренд улучшил качество бутс и передал Боллу уже оригинальные белые Hummel, а не окрашенные adidas. Несколько других футболистов тоже начали носить Hummel – например, Чарли Джордж из «Арсенала» и нападающий «Дерби» Алан Хинтон.
В 2017 году (через 10 лет после смерти игрока от инфаркта) в Англии вышла биография Болла. Она называлась «Человек в белых бутсах».
Прорыв на рынке цветных бутс – в конце 90-х
Несмотря на успех Hummel, радикального помешательства на цветных бутсах не случилось. С цветом вставок игрались Lotto и Diadora, Puma выдавала Пеле бутсы с желтой или красной полоской сбоку – но дальше эксперименты не заходили до конца 90-х.
Это потому что дизайнеры спортивной обуви долго были ограничены в плане цветов из-за доступных им материалов. Кожу, которую использовали для производства бутс, было трудно окрашивать, не нарушая ее целостность, поэтому она обычно была черной, белой или, красноватой.
Пожалуй, первые реально культовые полностью цветные бутсы – серебристо-синие Mercurial, которые в 1998 году Nike выпустил для Роналдо. Для компании это был серьезный успех, поскольку это были первые бутсы из синтетического материала, который можно спокойно окрашивать.
Вы наверняка видели это культовое фото с финала ЧМ-98. Можно считать, что с него в мировом футболе началась эра цветных бутс.
После появления новых материалов рынок футбольных бутс взлетел. За создание и продвижение новых моделей нестандартных расцветок взялись целые отделы. Почитайте историю розовых бутс Nike: стилистикой продвижения, промороликами и постерами с розовыми бутсами занималась команда из 16 человек.
В английских академиях ограничивают цветные бутсы
Цветные бутсы зашли не всем.
«Мне совершенно не нравятся современные бутсы, – жаловался в автобиографии Алекс Фергюсон. – Но я понимаю, что это большой бизнес и бренды вкладывают сотни миллионов фунтов в футбол. На какие хитрости они только не идут, чтобы молодежь покупала розовые или оранжевые бутсы».
«Манчестер Юнайтед» и «Сандерленд» в 2000-х вводили запрет на цветные бутсы для игроков молодежки (только черные), но на основную команду он не распространялся. Идею поддержал тренер молодежных команд «КПР» Марк Берчем – а ведь это человек, который играл в футбол с трехцветной прической.
Бывший главный тренер «Сандерленда» Стив Брюс (играл центрального защитника в «МЮ» Фергюсона с 1987-го по 1996-й) говорил, что молодые футболисты должны заслужить право носить цветные бутсы, и поддерживал политику клубной академии. Такая же была в академиях «Мидлсбро», «Эвертона» и «Чарльтона». В 2016 году босс тренеров академии «Ман Сити» Джейсон Уилкокс говорил, что и они забанили цветные бутсы, чтобы прививать игрокам дисциплину.
«Это как сладости в магазине, – объясняет Брюс. – Чем ярче бутсы, тем больше дети хотят их, но давайте смотреть правде в глаза: цветные бутсы – просто уловка. Они не помогают никому играть ни лучше, ни хуже. В академии решили, что игрок получает право на бутсы любого цвета, когда переходит в основную команду или заключает спонсорскую сделку.
Времена изменились. Дети хотят, чтобы их герои носили яркие бутсы. Но это странный мир для меня. Можете представить меня играющим за «Манчестер Юнайтед» в ярко-желтых бутсах?»
Черные бутсы не вернутся. Это невыгодно мегакорпорациям
Профессор социологии университета Стаффордшира Эллис Кэшмор еще в 2010 году заявил, что тренеры АПЛ зря тратят время на борьбу с цветными бутсами. «Люди, которые пытаются вернуть старые традиции в футбол, ведут заведомо проигранный бой, – говорит Кэшмор. – Есть все шансы, что черные бутсы вообще исчезнут. В наши дни над детьми смеются, если они носят черные бутсы. Футбол сейчас – это про развлечения, нужен продаваемый продукт, футбольные бутсы – часть этого продукта. Люди видят, что их любимый игрок носит такие-то бутсы, и несутся в магазины, чтобы купить их».
Футбол – большой бизнес с космическими оборотами. В рекордном контракте «Манчестер Юнайтед» с adidas (2014) прописана сумма 750 млн фунтов. Nike и adidas делают на футбольном рынке примерно 2-3 млрд долларов в год, на маркетинг уходит примерно 10% выручки. Когда речь о таких деньгах, брендам важно постоянно развиваться и продвигать что-то новое – вот одна из главных причин, почему классические черные бутсы почти исчезли (хотя есть редкие исключения, вроде Пауло Дибалы). Они же все одинаковые, как на них зарабатывать.
Но дело не только в деньгах и бизнесе. Каждый игрок хочет подчеркнуть свою уникальность, цветные бутсы нужны в том числе для этого, считает Денис Декович, директор по футбольному дизайну в Nike. «Ведь все остальное, что они носят – униформа», – напоминает он.
А когда звезды футбола выбирают цветные бутсы, за ними повторяют миллионы – и бренды, конечно, в курсе. «Чемпионат мира – это показ мод, – говорит Антонио Зеа, директор по футбольным инновациям в adidas. – Мы понимаем, что ребенок хочет быть Месси, Бекхэмом. Мы понимаем, что значит для детей, когда звезда на себя что-то надевает».
***
Кажется, остался один заметный футболист, который реально любит черные бутсы. Вы его знаете.
«Мне нравится смотреть на детские фото, где я в черных бутсах, – вздыхал Даниэле Де Росси в интервью New York Times в 2014-м. – А теперь я пытаюсь понять: когда дизайнеры уже успокоятся? Каждый раз, когда приходит новая коробка, я думаю: «Что дальше? Может, бутсы с крыльями?».
Фото: REUTERS/Jorge Adorno, Benoit Tessier; globallookpress.com/Oliver Berg/dpa; Gettyimages.ru/David Ramos, Express/Hulton Archive, Alex Livesey, Shaun Botterill, Paolo Bruno; David_Tossell