Хэмилтон сравняется с Шумахером по титулам, но не по степени величия. У Льюиса нет наследия, а Михаэль изменил «Ф-1» навсегда

Рекорды – еще не все.

Текст впервые опубликован 19 марта 2020 года 

2020-й навсегда останется годом коронавируса, нефтяных ценовых войн, кризиса и прочих катаклизмов. «Формула-1» переживает не меньшие потрясения: старт сезона переносили, семь команд бунтуют против тайной сделки Международной автомобильной федерации (ФИА) с «Феррари» насчет потенциального читерства с моторами в 2019-м, а за главными вечными рекордами Михаэля Шумахера уже пришел Льюис Хэмилтон.

Лидер «Мерседеса» уже несколько лет переписывает достижения Красного барона одно за другим, но именно в нынешнем сезоне №44, скорее всего, возьмет седьмой титул – хотя еще 15 (10, и даже 5!) лет назад никто бы не поверил в возможность догнать Шумахера по главным трофеям. Доминирование Михаэля в составе «Феррари» стало символом 2000-х и до сих пор остается пиком выступлений гонщика и команды в сознании многих болельщиков.

Теперь же Хэмилтон вплотную подошел к повторению легенды – все больше рекордов Красного барона приближаются к падению. На Гран-при Айфеля на «Нюрбургринге» – домашнем треке Михаэля (расположен всего в 50 км от родного города Красного барона) Льюис уже добрался до 91-й победы в карьере, сравнявшись с лучшими в истории «Ф-1» показателями Шумахера, и лишь упрочил лидерство в общем зачете – теперь конкуренты отстают уже почти на 70 очков за 6 гонок до финиша сезона.

Второй семикратный в истории практически неизбежен.

Бывшие пилоты «Ф-1» и английская пресса уже поставили Хэмилтона выше Шумахера

Наверное, никто в мире так не радуется грядущему титулу лидера «Мерседеса», как в Великобритании. Гран-при в Сильверстоуне год назад побил рекорд посещаемости (351 тысяча на уик-энд и 141 тысяча – на гонку), но этим летом острова ждет настоящая истерия по Льюису.

Причем еще больше сравнений Хэмилтона и Шумахера вызвала карьерная ситуация: у №44 заканчивается контракт с «Мерседесом», и в прессе появляется все больше слухов о потенциальных переговорах с «Феррари». Дополнительные параллели с Красным бароном обеспечены – и британская пресса уже начинает продвигать национального героя Англии в величайшие пилоты в истории «Ф-1».

К примеру, Autosport не побоялся сравнить наследия двух чемпионов и поставить Хэмилтона намного выше Шумахера. У престижного издания в самом деле нашлось сразу несколько весомых аргументов.

• Михаэль практически во всех своих командах получал статус №1, а Льюиса его почти никогда не было – только с Ковалайненом в 2008-м и с Боттасом в последние три сезона

• Скандалы с читерством и не самым чистым поведением на трассе: «Бенеттон» Шумахера в 94-м ушел от наказания и за обнаруженный в болиде запрещенный софт, и за экспериментальное оборудование, ускорявшее дозаправку на пит-стопах (оно вызвало огромный пожар на Гран-при Германии). Немца дисквалифицировали за чрезмерно стесанную деревянную планку для контроля за высотой дорожного просвета и вообще конкуренты до сих пор считают ту машину нелегальной. Сам Михаэль в одной из гонок того сезона проигнорировал черный флаг (сигнал о снятии с заездах) и получил бан на на два Гран-при. А в последнем заезде лидировал, но сломал машину о стену и после столкнулся с главным конкурентом Дэймоном Хиллом, вызвав обоюдный сход. У Льюиса Хэмилтона вообще не было подобных инцидентов, и каждый его титул можно назвать чистым.

В честности первого титула Шумахера сомневаются до сих пор. Его болид считали читерским конкуренты, Сенна и даже напарник

• Попаданием в топ-команду Шумахер обязан самому супремо «Ф-1» Берни Экклстоуну, который помогал вести переговоры по трансферу Михаэля из «Джордана» в «Бенеттон». Хэмилтон же в 13-м возрасте вошел в систему подготовки «Макларена» – и британский коллектив вел его вплоть до решения повысить до напарника Фернандо Алонсо.

К слову, здесь Autosport не совсем прав: в трансфере Шумахеру главную роль сыграл не Экклстоун, а занятная юридическая оговорка при составлении первого контракта

• Шумахер шел в «Феррари» со знанием о самом большом бюджете Скудерии в «Ф-1» и осведомленностью о грядущих трансферах Рори Берна и Росса Брауна (главный конструктор и технический директор победного «Бенеттона»). Михаэль ничем не рисковал, в то время как Хэмилтон подписался с «Мерседесом» на фоне трехлетнего периода постоянных неудач. Пять подиумов, одна победа и только лишь слухи о наращивании инвестиций и грядущем успехе после смены регламента, в которые никак нельзя было целиком и полностью верить.

Более того, даже бывшие гонщики «Формулы-1» и соперники Красного барона признавали первенство Хэмилтона.

«Льюис более совершенный пилот, чем Михаэль Шумахер, – заявил победитель 9 Гран-при Марк Уэббер. – Он достиг этих результатов, выступая чище с технической точки зрения – я имею в виду борьбу колесо в колесо, отсутствие уловок в контрактах по отношению к другим пилотам».

«Я бы поставил Льюиса выше Михаэля, гораздо выше», – заключил и старый конкурент Шумахера Жак Вильнев. – У Михаэля было слишком много негативных историй. Слишком много вопросов к способам его побед и титулам. Льюис совсем другой – в нем почти нет негатива. Он никогда не ведет себя грязно с оппонентами. Напротив, он проявляет к ним уважение. Ни у кого не возникает вопросов вроде «жульничает он или нет? Применяет ли грязные приемчики?»

Даже бывшие напарники Шумахера встали на сторону Льюиса.

«Хэмилтон – лучший пилот в истории, – заявил Эдди Ирвайн. – В борьбе колесо в колесо он намного лучше Шумахера и Сенны. В отличие от того же Феттеля, Льюис очень редко попадает в какие-то инциденты. Шумахер допускал очень много ошибок, а Льюис самый чистый долгое время».

«По уровню таланта Хэмилтон, возможно, превосходит Айртона Сенну и Михаэля Шумахера, – продолжил Рубенс Барикелло. – Ему не хватало лишь зрелости. Но Льюис долго работал над собой, и теперь все могут видеть результат».

И это еще не все – за №44 проголосовали даже те, кто работал с Шумахером. К примеру, нынешний технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон, работавший и с Михаэлем, и с Льюисом, и Себастьяном Феттелем с Фернандо Алонсо, быстрейшим среди них выбрал именно Хэмилтона.

«Льюис уже превзошел Михаэля, – заключил и первый босс немца в «Ф-1» Эдди Джордан. – В контракте у Шумахера всегда был пункт о первом номере».

Что ж, им сложно возразить. №44 и правда косит рекорд за рекордом и выигрывает гонки пачками. За его спиной в самом деле один из величайших дебютов в истории «Ф-1» и драматичнейшая история жизни и первого титула. Количество подозрений в читерстве и скандальных историй с унижением напарников у Хэмилтона и правда меньше – никто не сможет поспорить с реальностью битв с Росбергом и Баттоном.

Льюис в самом деле занял свое место в истории – без оглядки на орду хейтеров всех национальностей. Но все-таки достижения №44 трудно назвать «наследием» или «истинным величием» – это просто истории о чертовски хорошем гонщике.

Михаэль Шумахер изменил «Формулу-1» навсегда

Наследие и степень величия нельзя измерить рекордами или посчитать количеством побед, переигранных напарников или пролидированных кругов. В конце концов каждый из статистических показателей останется всего лишь числом в википедии – а потом придет кто-то еще более продвинутый и совершенный и подвинет легенду пониже. Но станут ли достижения от этого менее выдающимися? Вряд ли.

Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам

Понятие наследия само по себе намного глобальнее и масштабнее – оно обозначает видимый и значимый след в деле или профессии. И здесь как раз у Михаэля Шумахера просто нет равных.

Именно он собственным примером и недостижимой скоростью сделал колоссальную физическую подготовку обязательной. Да, до него и раньше многие пилоты тренировались больше остальных (например, Айртон Сенна), но как раз Шуми пришел в «Формулу-1» в эпоху падающего от усталости и измождения после Гран-при Найджела Мэнселла, а впервые ушел из гонок во время царствования молодого и сверхтренированного Фернандо Алонсо – способного шеей колоть орехи. Пилоты уже после первых сезонов противостояния немецкой машине осознали необходимость многочасовых сессий в спортзале и просили у боссов моторхоум с тренажерами для физподготовки к заездам, как у Шумахера – но получали категорический отказ (одно из главных воспоминаний Мики Хаккинена о первом полноценном сезоне в «Макларене» – как раз когда Михаэль выигрывал титул).

Сейчас каждый гонщик (даже 40-летний пофигист и любитель «Хамовников» Кими Райкконен) до изнеможения тренируется каждый день по образу и подобию немецкого чемпиона. Усталости в «Формуле-1» больше не существует – даже новички готовы накатывать сотни кругов на тестах практически без пауз. В 90-х так мог только Шумахер – но в 2000-х конкуренты переняли его подход к делу, чтобы получить шанс на победу. Успех Алонсо закрепил тренд – и теперь каждый пилот «Формулы-1» немного Михаэль.

То же самое можно сказать и про работу с инженерами и механиками: тесные, дружеские и очень личные отношения с персоналом заводили еще звезды 60-х Джим Кларк и Джеки Стюарт. Со временем гонщики отдалились от работы в гараже, и только Ники Лауда находится в постоянном контакте со своей бригадой для непрерывного поиска улучшений машины. Его подход возродил «Феррари» и помог в строительстве легендарного «Макларена» Сенны и Проста, рвавшего «Ф-1» еще 8 сезонов подряд.

Однако никто почему-то не принял опыт Лауды за образец – по большей части команды полагались на личные таланты отдельных инженеров в строительстве машины и пилотов – на треке. Все вновь изменил именно Шумахер, вернувший в гонки методичный подход и тесную дружбу с каждым из персонала. Красный барон не был техническим гением, но с готовностью гонял по тестовому треку десятки часов всю неделю напролет без выходных, чтобы после обсудить с инженерами изменения в болиде. Причем речь не только о периоде в «Феррари» – именно таким он был уже в молодости в первые сезоны.

«Он никогда не жаловался, – восхищался босс «Бенеттона» Флавио Бриаторе. – Если он находил в машине проблему, то старался ее исправить, хотя другие просто махнули бы рукой и сказали «а, болид дерьмо». Михаэль часами общался с инженерами и тем самым подгонял и мотивировал их. Никто в команде никогда раньше не видел такого отношения к делу».

Многолетнее доминирование Скудерии убедило конкурентов в невозможности побеждать без использования такого же подхода – и в «Формуле-1» резко выросло число молодых «гиков». К примеру, в 2006-м дебютировали Роберт Кубица, работавший тест-пилотом еще с картинга, и Нико Росберг со степенью бакалавра по аэродинамике и рекордом на симуляторе «Уильямса». Но еще раньше такой же подход перенял и Фернандо Алонсо – испанец недавно рассказал, как все завоеванные призовые делил с механиками и постоянно общался с ними с самого старта карьеры.

Современные пилоты не могут накатывать тысячи километров на частных тестах между Гран-при, но для них придумали сверхсовременные и точные симуляторы – в них проходит значительная часть времени любого гонщика с 16 лет (примерно после перехода в «Формулу-3»). Юных парней в системе подготовки «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседеса» целенаправленно учат методичному подходу Шумахера и в тренировках, и в диете, и в изучении машины – по сути каждого пилота в мире с правом на суперлицензию и выступление в «Формуле-1» можно назвать копией Михаэля. Это и есть наследие Красного барона: он полностью изменил Гран-при личным примером. Никому до Шумахера подобное не удавалось.

Также Михаэль делит с Ники Лаудой и рекорд по строительству команд-династий: помимо Скудерии, именно Красный барон заложил основы современного доминирующего «Мерседеса».

«В «Бенеттоне», «Феррари» и «Мерседесе» у меня были довольно схожие миссии, – рассказывал сам семикратный чемпион мира. – Сперва мы строили команду в «Бенеттоне» на протяжении четырех-пяти лет перед достижением побед. То же самое было и в «Феррари». Мы пытались провернуть то же самое и в «Мерседесе» за меньший промежуток времени».

Конечно, победные традиции ребят из Бракли явно сохранились и приумножились благодаря руководству Тото Вольффа, но все-таки не Хэмилтон закладывал основы доминирующей немецкой машины.

Хэмилтон – идеальный продукт подготовки пилота по примеру Шумахера

Если проанализировать образ Льюиса-гонщика, что мы увидим? Пропадающего днями в спортзале перфекциониста, не отменяющего пробежки даже под дождем. Бесконечно благодарного механикам и инженерам с базы после каждого победного Гран-при – да и после неудачных заездов Хэмилтон либо задает тяжелые вопросы стратегам по радио, либо извиняется самостоятельно.

Инсайдеры из паддока постоянно передают истории о том, как №44 устраивает непубличные активности для своей бригады: турниры по киккеру и пинг-понгу, походы в боулинг, пиццерию и прочие рестораны (обычно под настойчивые просьбы командного пресс-атташе ни слова не писать об этом). Шестикратный чемпион умеет выстраивает вокруг себя коллектив единомышлеников: недаром все-таки «Мерседес» в 2016-м для предотвращения войны внутри команды между персоналом Хэмилтона и Росберга директивно перемешал составы бригад. Недовольство Льюисом просочилось в публичное поле лишь раз – когда в 2019-м из чемпионской команды ушел фотограф и смм-щик Пауль Рипке. И то суть его претензий сводилась всего лишь ко фразе «он сам не знает, чего хочет».

Также Хэмилтон постоянно работает над слабыми сторонами. К примеру, в первые сезоны в «Формуле-1» он хуже конкурентов берег шины и технику – сказывалось отсутствие опыта и стремление к излишне агрессивным атакам и менее аккуратному пилотажу. Однако с годами Льюис последовательно и конкретно налег на прогресс по части бережливости: если в 2014-м он при одинаковой поломке тормозов с напарником закатывал болид в боксы (как на Гран-при Канады – Росберг тогда даже добрался до подиума), то уже в 2017-м выиграл очередной титул без единого схода и оформил серию из 30 Гран-при с финишами в очках. Причем глава инженерного отдела «Мерседеса» и создатель большинства чемпионских шасси Альдо Коста после ухода из команды признавал, что падение числа поломок произошло не только из-за работы инженеров, но и благодаря работе Льюиса над собой и пилотажем.

Теперь №44 способен доводить до побед даже те Гран-при, где шины откровенно сдают еще за 10-15 кругов до финиша (хоть и много жалуется по радио). Доказано на последней гонке в Монако.

Шины стерты в хлам, нервы сдают – и все равно Хэмилтон затащил и выиграл гонку

Также у Хэмилтона всегда была проблема со стартами: англичанин часто уступал более целеустремленными и отрабатывающим все процедуры по сотне раз конкурентам.

«Очевидно, что в данной области у меня есть недостатки, и они появились не сегодня, – признался чемпион после Гран-при Китая. – У меня есть трудности со стартами уже много лет: можно сказать, что хуже всего было в 2016 году. Тот сезон с этой точки зрения точно был одним из худших. Неудачные периоды были и раньше – в 2007 и 2008 годах, в особенности по сравнению с «Феррари», которые были очень хороши в этом аспекте».

«В этом слабая сторона Льюиса, – согласился и бывший напарник Хэмилтона Нико Росберг, ставший чемпионом в 2016-м. – Боттас, как и я, тренируется со сцеплением весь уик-энд: один, два, три, сто раз. А Льюис – раз пять».

Однако в 2018-м чемпион вплотную взялся за проблему – и довел скорость на стартах до топового уровня: занял второе место по итогам сезона, проиграв только Карлосу Сайнсу.

Но методичное исправление недостатков – далеко не изобретение Хэмилтона. Фанатичное самосовершенствование – еще одна часть наследия Шумахера. Именно Михаэль популяризовал ее в «Формуле-1» бесконечными тестами (потребовал дополнительные испытания даже через день после завоевания третьего титула!), картинговой практикой и изучением всех доступных данных.

«Он – совершенно одержимый, – описывал Михаэля в книге Герхард Бергер. – Где-то в Европе мы проехали Гран-при, и у обоих сразу же были тесты в Монце. Это чрезвычайно изнурительно. Гоночный уик-энд полностью опустошает физически и ментально, и если сразу после этого нужно тестировать, от усталости тебе хочется только домой. В данном случае оказалось, что нам обоим нужно в Монако, и мы выехали из Монцы вместе. В 10 часов вечера, незадолго до Монако, он включил сигнал поворота, мы свернули и поехали на картодром. При этом на руках у нас были волдыри, потому что уже восемь дней подряд мы ежедневно проезжали в машине «Формулы-1» по полной дистанции Гран-при, но он все равно хотел покататься на картах! Я послал его куда подальше.

Когда после гонки мы вместе летели в самолете, он первым же делом включал видеокассету. Свежую видеозапись последней гонки, ему вручали ее перед каждым вылетом. Он одержимый».

Именно благодаря Шумахеру практически вся молодежь проводит свободные от гонок уик-энды на симуляторах и картах, а отдельные герои вроде Кубицы и Боттаса в попытках повысить пилотажный уровень даже идут в ралли. Поколение 25-26-летних гонщиков тратит на самосовершенствование намного больше сил и времени – и подвиг их к этому совсем не Хэмилтон.

Фактически англичанин просто идеально перенял подход Шумахера и добился абсолютного максимума теми же инструментами – но без особого личного вклада.

Но ведь у Хэмилтона же яркая индивидуальность?

Да, бесспорно. Льюис – один из самых ярких и узнаваемых пилотов современной «Формулы-1», вобравший множество особенных черт: он первый темнокожий чемпион мира, веган с активной гражданской позицией, занимается дизайном одежды и музыкой, а также щедро постит моменты из своей жизни в соцсети.

Вот только шестикратный чемпион мира соревнуется в Гран-при уже 13 лет, но по-прежнему не спровоцировал в ней каких-либо изменений. В пелотоне (и даже молодежных сериях) не расширилось представительство темнокожих гонщиков, веганство не захлестнуло конкурентов (хотя Феттель и пара других пилотов признались в схожих экспериментах), да и тема экологиии в паддоке всплывает редко и словно по особым причинам в виде улучшения имиджа серии. Лишь «Мерседес» под влиянием Льюиса объявил о стремлении к углеродной нейтральности и отказа от пластика в моторхоуме – возможно, другие команды в будущем последуют за чемпионами, но пока это трудно назвать наследием №44.

Даже молодежь внесла в автоспорт больше наследия

Да, в последнее время гонщики активнее включились в жизнь в интернете, активность в соцсетях и публикации видео на ютубе, но к цифровизации личных брендов их вряд ли подтолкнул именно Хэмилтон. Скорее всех раззадорил колоссальный интернет-успех молодых пилотов вроде Ландо Норриса и рост популярности ушедшего из чемпионов «Ф-1» в видеоблогеры Нико Росберга. Льюис много и активно публиковал части своей жизни в соцсетях и до 2018-го, но коренной перелом в публичности пилотов произошел именно после в последние сезоны.

Более того, новые тренды среди молодых звезд автоспорта можно заметить уже сейчас – и они никак не связаны с влиянием Хэмилтона. К примеру, тот же Ландо Норрис взорвал «Формулу-1» нарезками из мемов собственного сочинения и успешно вовлек напарника по «Макларену» в постоянные перепалки в соцсетях наравне с другими бывшими товарищами из «Ф-2» и «Ф-3». Теперь практически под каждым постом про серию может развернуться бесценный обмен взаимными шуточками и подколами – большая редкость для немного старомодной «Ф-1».

А еще Ландо и его товарищ по киберспортивной команде Redline Макс Ферстаппен (слышали о нем, да?) меняют представление о подготовке и дополнительных тренировках пилота через обычные компьютерные симуляторы. №4 и №33 проводят часы и дни за домашними установками, рулями и сидениями, наматывая тысячи километров по всевозможным iRacing, rFactor и прочим очень серьезным гоночным программам. Ландо и Макс соревнуются в профессиональных виртуальных чемпионатах (даже выигрывали «24 часа Спа») и постоянно практикуются – в подкасте Beyond The Grid Норрис даже признался, что однажды гонял 40 часов напролет с перерывами только на перекус и сон.

«После Гран-при Венгрии я лег спать в четыре утра, – рассказал Ферстаппен о другом случае в 2019-м. – Ландо приехал домой поздно, но мы сразу же вышли в онлайн. Это помогает мне расслабиться. Кроме того, хоть где-то я выиграл гонку в тот день!»

Влияет ли это на результат? Более чем – ребята никогда не теряют тонуса.

«Это отличная подготовка к новому сезону, – подтвердил Ферстаппен. – У меня уже все ладони в мозолях!

Гонки на симуляторе близки к реальности: рулевое колесо откликается так же, как в настоящей машине. Перегрузок, конечно, нет, но все остальное похоже. Здесь можно понять, как нужно действовать на той или иной трассе».

«Я неустанно гоняюсь, – рассказал Норрис. – Сперва на трассе, а когда возвращаюсь домой, то включаю симулятор. Если у меня свободный день, то восемь-девять часов в сутки я гоняюсь в виртуале. Все время соревнуюсь, что-то пилотирую, так что, думаю, я чаще других бываю за рулем».

Ландо и Макс заразили киберстрастью множество более взрослых и состоявшихся пилотов: после отмены старта сезона гонку в Мельбурне заменили сразу два полноценных онлайн-заезда с участием чемпионов «Индикара», «Ле-Мана», «Формулы Е» и всевозможных молодежных серий.

Автоспорт обманул коронавирус: сразу две онлайн-гонки вместо Гран-при Австралии. Звезды «Ф-1» и других серий в деле

К тому же, Норрис настолько задорно стримит все свои покатушки на твитче (и собирает десятки тысяч зрителей и миллионы просмотров), что у новой волны пилотов практически нет шансов пройти мимо: эффектность и эффективность виртуальных гонок оказалась слишком привлекательной. Скорее всего, все стартующие сейчас в «Формуле-4» вчерашние картингисты пойдут по тому же пути и начнут готовиться к гонкам не только традиционным методом, но и часовыми накатами на симуляторах.

Потому в некотором смысле у Норриса и Ферстаппена уже сейчас больше наследия в «Формуле-1», чем у шестикратного чемпиона мира. Да, так иногда бывает.

Хэмилтон никак не изменил спорт

Трудно спорить с потрясающим талантом Льюиса и его несомненным мастерством: №44 и правда может запросто претендовать на титул самого быстрого и совершенного гонщика в истории. Однако даже личная история пилота из небогатой британской семьи никак не меняет факт: Хэмилтон просто блестяще отработал по придуманной Шумахером методике и довел ее потенциал до абсолютного максимума. Заслужил каждый титул, кубок и трофей, но ничего не привнес в «Ф-1» – ни в методике тренировок, ни в пилотаже, ни во взаимодействии с командой. По сути №44 не изобрел ничего нового для побед над легендами предыдущего поколения – хотя следующая волна пилотов как раз и представила новый способ развития талантов без рисков для жизни.

Все наследие Хэмилтона – новая огромная череда рекордов. Скорее всего, Льюис побьет большинство достижений Шумахера и отберет у Михаэля титул самого успешного пилота «Формулы-1». Но его вклад останется только на страницах википедии и продержится еще десяток лет – пока какая-нибудь прогрессивная программа поддержки не откроет нового условного шумахера с иным подходом. И тогда рекорды Хэмилтона падут точно так же, как и сам Льюис сейчас обновляет достижения Красного барона.

Но все-таки Михаэль менял и перекраивал «Формулу-1», заражая конкурентов одержимостью и перфекционизмом. Хэмилтон же просто ездил быстрее всех и готовился лучше всех. Конечно, он – великий. Но никогда не сравнится с величием Шумахера.

Фото: globallookpress.com/s04/ZUMAPRESS.com imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/ Paul Gilham, Clive Rose, Clive Mason, Mark Thompson, Adam Pretty, Dan Istitene, Flavio Mazzi / Stringer, Pascal Rondeau, Vladimir Rys