Город + стадион = все сложно. Большие футбольные арены никому не нужны

Минутка футбольной урбанистики.

Идея о том, что большой красивый стадион — это круто, живет в России с момента, когда страну объявили хозяйкой чемпионата мира 2018 года. Идея эта активно культивируется, и тут ясно, почему: к мундиалю мы отстроили кучу арен, которые нужно было как-то использовать и после лета-2018.

На деле в самом факте появления арены хорошего не так много. Что именно не так с отношениями города и стадиона? Почему он не нужен жителям района, в котором находится? И во что превратится стадион в будущем? Говорим об этом ниже.

Стадион используется очень редко. Он в основном мешает жителям

Берлинский «Олимпиаштадион» расположен от центра дальше, чем аэропорт. Место вокруг мюнхенской «Альянц Арены» называют Фрёттманингской пустошью. «Стад де Франс» находится в пригороде Парижа Сен-Дени.

Новые футбольные арены обычно строятся за пределами города. В его черте остаются стадионы либо старые, либо появившиеся на месте снесенных арен — тех, что возводили на историческом отшибе. «ВЭБ-арена» стоит на месте старой «Песчанки», которую отстроили на самой окраине рядом с аэродромом. Аналогичная история и с «Открытием» — только она появилась уже на месте самого аэродрома, Тушинского.

Почему так?

Стадион — это гектары редко используемого пространства, отданного под саму чашу и прилегающую территорию. В дни матчей это пространство наполняется людьми, но это происходит даже не раз в неделю. Вывод парадоксальный: специализированный футбольный стадион большую часть времени используется не по назначению, а в худшем случае — простаивает.

Когда нет футбола, стадион или его помещения можно сдавать в аренду, устраивать по нему экскурсии. В общем-то, всё. А территория вокруг чаши — это чаще всего огромный асфальтовый плацдарм под парковку. Проводить на нём выходной тянет не слишком сильно.

Далее: стадион — это не просто пространство, оно огорожено и закрыто в дни без матчей. Соответственно, пройти «насквозь» его нельзя: приходится обходить. Рядом с ними шумно, там перекрывают движение — для жителей Ходынки это стало обыденностью.

В дни матчей на «ВЭБ-Арене» несколько ближайших улиц перекрывают, из-за стоимости парковки на стадионе приезжающие из других районов болельщики бросают машины во дворах, не всегда трезвые фанаты шумят и иногда буянят, на что жаловались жители домов в округе. Из-за вынесенных стадионов на дорогах регулярно возникают заторы (например, так было на МКАДе, когда ЦСКА или «Динамо» играли на «Арене Химки»). Именно поэтому стадионы сложно интегрировать в городскую среду. Ему нет места: он не несёт реальной пользы для жителей города.

Для нас это особенно грустно: в России к чемпионату мира построили десять арен, реконструировали еще две, и большинству жителей страны они попросту не нужны.

Стадион — это дорого. Его строительство не окупается

Главная задача, поставленная управляющими компаниями стадионов, построенных к ЧМ-2018 за бюджетные деньги — самоокупаемость. Но сейчас о ней говорить не приходится. Один из основных источников заработка для современного стадиона — это аренда помещений. На большинстве российских арен возможность их коммерческого использования даже не закладывалась.

При этом, согласно исследованию консалтинговой фирмы Deloitte, стадионы могут приносить прибыль. «Стэмфорд Бридж», например, зарабатывает порядка 90 миллионов евро в сезон, обладая вместимостью, сопоставимой с аренами ЧМ-2018.

Реконструкция «Сантьяго Бернабеу» потребовала около 600 миллионов евро, но и ожидается, что стадион будет приносить порядка 150 миллионов в год.

Конечно, есть множество факторов, из-за которых можно считать такую цифру недостижимой в российских реалиях. Среди них, например, отсутствие спроса на стадион зимой, низкие доходы населения и, зачастую, не самое удачное расположение. Но ведь можно хотя бы попытаться приблизиться к ней.

Но этого не происходит. Типичный пример — арена в Нижнем Новгороде. Во время ЧМ здесь сыграли 4 матча группового этапа и по одному — в 1/8 и 1/4. Алексей Милованов, и.о. генерального директора ФГУП «Спорт-Инжиниринг», заявлял: «В концепции наследия основной упор будет на спортивную составляющую. При проектировании стадионов ЧМ-2018 коммерческие площади не закладывались».

Выходит, стадион в Нижнем Новгороде должен приносить деньги только за счет спортивных (футбольных) мероприятий. А теперь посмотрим на среднюю посещаемость: в сезоне-19/20 — 6995 человек, в этом — 3526 при вместимости в 43 000 зрителей.

Построенный на бюджетные деньги стадион не особенно нужен в регионе, а плана, как на нём зарабатывать, не было.

Почти все российские футбольные клубы и их стадионы имеют лишь один гарантированный источник дохода — VIP-ложи, популярность которых обратно пропорциональна удаленности от столиц. Так что эффективность этой бизнес-модели в регионах сомнительна.

В то же время, например, директор «Арены Химки» Александр Зайцев отмечал, что стадион хотя бы выходит в ноль за счёт различных нефутбольных мероприятий, будь то школа единоборств Монсона, различные корпоративные мероприятия (например, дружеские матчи) или выставки. Представители ЦСКА рассказывали, что на «ВЭБ-Арене» серьезная ставка сделана на гостиничные и офисные помещения внутри.

Но надо отметить, что на Западе тоже не всё хорошо с экономической стороной строительства стадионов. Финансовый журналист Рик Паулас на примере бейсбола обращает внимание, что окупить строительство стадиона за бюджетные деньги невозможно.

«Представьте себе стадион как гигантскую канализацию, в которую попадают бюджетные деньги. Они там какое-то время кружатся, а потом утекают по каким-то грязным трубам. Часть уходит с игроками, часть с владельцами и акционерами, часть с самой лигой, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке», — говорит Паулас.

Город не получает денег от стадиона — он может рассчитывать только на косвенные доходы.

Стадион — это не абсолютное зло. Он может нести пользу

Стадион может вступить с городом в здоровые экономические отношения. Качественный стадион привлекает турниры: финалы еврокубков, турниры сборных, выставочные матчи. В свою очередь, это приводит к притоку болельщиков, которые тратят свои деньги в городе, отмечает в своём исследовании для MasterCard Пол Флетчер, основатель University Campus of Football Business (Университета футбольного бизнеса).

Он пишет, что в городах-хозяевах финалов Лиги чемпионов количество транзакций в день матча, а также в сутки до и после него, возрастают вдвое в сравнении с предыдущими годами, что оказывает положительный эффект на экономику города.

Рик Паулас не согласен с таким выводом — считает, что доходы городов от самих матчей (если мы говорим не про крупные турниры вроде ЧМ или ЧЕ) несопоставимы с прямыми или косвенными издержками, которые они несут, принимая такие игры: «В 2016 году, когда Сан-Франциско принимал Супербоул, город понес убытки из-за изменения маршрутов муниципального транспорта, из-за финансирования сверхурочных выходов полицейских для обеспечения безопасности и из-за санитарных работников, чтобы очистить город после нашествия фанатов. В общей сложности город потратил около 9,6 млн долларов. Весьма спорно, отбили ли это».

Рик далее приводит цитату члена наблюдательного совета Сан-Франциско Джейн Ким, которая выступала резко против того матча: «Рестораны говорили нам, что количество бронирований в тот момент сократилось почти вдвое».

Вероятно, что заработок города от турнира зависит от конкретных обстоятельств. А мы можем говорить о другом аспекте, который работает на перспективу. Проведение турниров в стране или в городе — отличная реклама для них. Вспомните, в каком восторге были иностранцы от России во время мундиаля.

Приятное впечатление и сарафанное радио могут сделать свое дело и привлечь в города туристов. Так, по информации Сбербанка, каждый десятый болельщик, приехавший в Россию на ЧМ-2018, повторно оказывался в РФ в 2018-м году. Этот вывод подтверждает и Ассоциация туроператоров России: по их данным, поток бизнес-туристов благодаря турниру увеличился на 10%.

Стадион может формировать городские сообщества. Например, в Лондоне вокруг стадионов часто формируется зона поддержки команды: достаточно тяжело найти фаната «Арсенала» в районе Фулэм.

Похожая ситуация с разделением на районы и в Милане. Как отмечает к.г.н., преподаватель МГУ и ВШЭ Руслан Дохов, в современном городе стадион — это чуть ли не единственное место, где жители могут почувствовать себя одним целым. А яркая районная или городская команда может стать, по существу, одним из основных сплачивающих город и формирующих сообщество факторов.

Стадион может косвенно создать рабочие места. Вокруг стадионов, очевидно, появляются какие-то точки торговли. Будь то фастфуд или продуктовые магазины. Это создаёт спрос на продавцов, охранников, грузчиков и так далее.

Стадион будущего может стать аналогом моногорода

Архитектор Алессандро Мелис, профессор и преподаватель архитектуры инноваций Портсмутского университета, считает, что стадионы можно улучшать, и приводит два варианта трансформации.

1. Завлекать не болельщиков, а жителей района, на территории которого стадион построен или строится. Не оборудовать парковку, а разбить парк (как Галицкий). Внутри стадиона делать не просто подтрибунки, а торговые центры (как «Арена Плаза» на стадионе «Динамо»).

2. Превратить стадионы в гигантские солнечные электростанции. У стадиона огромная крыша, плоская поверхность есть и у прилегающих построек — там и устанавливать батареи. Немецкий «Шварцвальд-Штадион» (на нём играет «Фрайбург») уже это практикует. Вариант не для большей части России, но вполне для южных ее широт.

В жизнь эти идеи, в целом, претворяются. Уже сейчас активно строятся стадионы, которые вовлекают не только болельщиков, но и обычных жителей. Например, «Фулхэм» реконструирует «Крейвен Коттедж» так, чтобы сделать из него фактически торговый центр. Это позволит создать множество рабочих мест и возможностей внеигрового использования.

Пол Флетчер предлагает более радикальный вариант развития стадионов. Вокруг арен, которые будут выносить все дальше и дальше за пределы крупных городов, появятся свои «умные» поселения, заточенные, в первую очередь, на спортсменов и тех, кто планирует ими стать. Стадион превратится в градообразующее предприятие, в котором будут и ТЦ, и университеты, и медцентры.

Верится с трудом. Хотя бы потому, что моногорода (а это все равно что моногород) исторически показали себя весьма малоэффективными.

АвторPon_Limon