Гоночные болиды десятки раз страшно и красочно горели прямо на треках

Незаконно жуткие кадры.

Гонки — не только про скорость, обгоны, сложные технические решения, рев моторов и скрежет резины об асфальт, но и про запах бензина и опасность. В каждом болиде, выезжающем на трек для соревнований на потеху публике, содержится от 40 до 110 кг крайне едкой, огне- и взрывоопасной и горючей жидкости, без которого не может прожить ни один двигатель.

В современных чемпионатах уровень безопасности вознесли на абсолютно космический уровень, но иногда инциденты с горючим все же случаются — гонщикам в огнеупорных костюмах достается страх ожогов и несколько неприятных минут, пожарным бригадам — сложные задачи по тушению, а нам — красивые кадры в напоминание об опасности автоспорта.

Болид «Рено» Кевина Магнуссена вспыхнул в одной из практик на Гран-при Малайзии 2016 года из-за утечки из топливной системы — высооктановый бензин попал на горячий гибридный блок и загорелся в мгновение ока.

Здоровенный огненный хвост из «Лотуса» Пастора Мальдонадо на Гран-при Абу-Даби 2014 года появился из-за механического износа мотора.

А это реакция механиков команды.

Видите «Лотус» Ника Хайдфельда? А он там есть. Так бывает, когда в правой выхлопной трубе образовывается небольшая трещина, а горячие газы буквально расплавляют внутренности топливной системы. Гран-при Испании 2011 года немец явно запомнит надолго.

Через три месяца в Венгрии поломка на машине невезучего немца повторилась вновь.

Если вы еще не знали, почему экстренные дозаправки в гонках опасны, то это один из примеров — построенный для гонок на выносливость в группе С «Порше» 962C Турбо во время заезда по «Сузуке» в 1990-м.

Кажется, еще чуть-чуть — и пожар на «Просте» Ярно Трулли во время одной из практик Гран-при Италии 1997 года можно было бы увидеть даже в космосе. А виновата всего лишь небольшая утечка масла.

Гонщики совершенно не стеснялись спасаться бегством в подобных ситуациях. Педру Динис на Гран-при Аргентины 1996 года не стал исключением — в его «Лижье» заклинило топливный клапан, и в машине быстро стало горячо. Огонь перекинулся и на бразильца, но ему удалось быстро убежать и отделаться только парой легких ожогов.

Убегать пришлось и Даниилу Квяту на Гран-при Германии 2014 года – система зажигания отказала и направляла топливо сразу в выхлопную систему.

Самый известный пожар в истории автоспорта, чуть не отнявший жизнь у Ники Лауды на Гран-при Германии 1976 года. На сей раз утечки и механические отказы не при чем: бензобак пробило после столкновения с барьерами.

И снова несчастный Трулли, но уже на Гран-при Испании 2005 года в «Тойоте». Теперь ему не повезло с криворукими механиками на дозаправке.

Красочно горели не только сверхнавороченные болиды и спортпрототипы, но и более-менее обычные — вроде «Порше» GT2 на гонке чемпионата ФИА ГТ на «А1-Ринге» в 1998-м. Казалось бы, ничего чересчур продвинутого — но даже электросистемы начального уровня хватило для короткого замыкания и возгорания.

А это инцидент на дозаправке уже на «24 часах Ле-Мана» 2007 года — огонь запер Стефан Мюке в его «Лоле-Джудд», но все обошлось без вреда здоровью.

 

Но ничто не сравнится с пожаром на машине Йоса Ферстаппена на Гран-при Германии 1994 года – тоже фэйл на дозаправке.

Правда, механики «Джордана» очень старались повторить успех коллег из «Бенеттона» на Гран-при Бельгии 1995-го.

Представляете — машины могут вспыхнуть даже на выставочных заездах! Бруно Шпенглер сполна ощутил это в 2007-м во время шоу ДТМ в Дюссельдорфе. Правда, здесь вина целиком и полностью лежит на пилоте: Бруно слишком перегрел тормоза во время пончиков.

В ДТМ вообще случалось много ярких вещей.

В 90-е немецкая серия была явно намного опаснее современной: только посмотрите на огненный хвост от этого «Опеля» Клауса Людвига. Отказ топливного насоса явно помог привлечь еще пару десятков фанатов.

Пожары не обошли стороной и WTCC – например, Серхио Эрнандесу не повезло в Пу в 2009-м. Испанец разбил заднюю часть машины и повредил выхлопную систему, из которой обычно вырывались языки пламени на торможении и понижении передач — они-то и подожгли его «БМВ».

Даже Айртон Сенна не избежал попадания в красочные кадры: мотор в его «Лотусе» на Гран-при Бразилии 1986 года приказал долго жить из-за сбоя в системе турбонаддува.

Когда Рубенсу Баррикелло сказали по радио на Гран-при Бельгии 2009 года, что он «в огне», бразилец счел это комплиментом. Но инженер не шутил — в «Брауне» зарегистрировали сильное падение давления масла и пытались предупредить своего пилота.

На победном Гран-при Бразилии 2003 года у «Джордана» Джанкарло Физикеллы оказался даже слишком яркий раскрас — итальянец не только выиграл гонку, но еще и чуть не сгорел из-за попадания масла в вентиляционную трубу, которая оказалась совсем рядом с раскаленной системой выхлопа.

А это везунчик Дженсон Баттон с Гран-при Австралии 2006 года — его «Хонда» сдалась за два поворота до финиша, и англичанин остановился буквально перед финишной чертой по совету механиков — тогда новую силовую установку можно было поставить без штрафов.

Пятым местом пришлось пожертвовать.

Утечка топлива озарила Гран-при Турции 2007 года для Дэвида Култхарда.

Кими Райкконену на Гран-при Бахрейна 2004 года тоже не очень повезло с дефектным мотором.

Хекки Ковалайнен сам тушил свой «Лотус» на Гран-при Малайзии 2011 года, когда болид загорелся из-за повреждения топливного клапана после столкновения с Себастьяном Буэми. Причем финн заранее ожидал возгорания и специально не поехал на пит-лейн, чтобы не создавать опасную ситуацию!

Кстати, загореться в болиде может не только мотор или топливо. Например, у Нараина Картикеяна на Гран-при Австралии 2005 года в «Джордане» не выдержали нагрузок тормоза.

То же самое произошло с «Мерседесом» Нико Росберга на Гран-при Мексики 2015 года.

Классическая «Феррари» 80-х — в этот раз не повезло Стефану Юханссону на Гран-при Испании 1986-го.

Когда дозаправка идет не по плану, загореться может даже салон — как у этой «Феррари» 458 на «24 часах Ле-Мана» 2015 года

А это NASCAR и легендарная «Дайтона-500» 2007 года. Клинт Бойер очень удачно перевернулся и разбил все, что только можно — в том числе и мотор со всеми баками.

Примерно тем же самым закончилась авария Карла Эдвардса на «Суперспидвее Талладеги» в 2009-м.

А здесь на «Тойоте» Camry бывшего пилота «Ф-1» Скотта Спида, ушедшего в NASCAR, отказал топливный насос.

Маршалы пытаются потушить болид Нобухару Мацуситы в «Формуле-2» буквально в этом мае в Испании.

А иногда болид может загореться даже в боксах – как, например, машина Бруно Сенны на Гран-Испании 2012 года. У нее всего лишь отказала система рекуперации энергии KERS – и короткое замыкание привело к яркому результату.

Ни один чемпионат, ни одна машина и ни один гонщик не застрахованы от похожих случаев в абсолютно любой момент на треке.

АвторАртём Рубанков