«Ф-1» готовит новые моторы: ради «Порше» и «Ауди» уберет главную фишку современных двигателей и радикально снизит стоимость

В ближайшие пять лет «Формулу-1» ждут сразу две революции: обновление аэродинамического регламента в 2022-м (самое радикальное с 86-го по мнению главного инженера «Ред Булл» Эдриана Ньюи) и смена моторов в 2026-м. С новым обликом болидов все ясно еще с 2019-го: их затачивают под удешевление конструкции и обгоны, а на Гран-при Великобритании миру даже представили официальный концепт-кар.

А вот с двигателями пока ясности нет: например, еще недавно изменение правил планировали на 2025-й, но пандемия и уход «Хонды» сдвинули все на год. Не было определенности и в выборе технологий – и именно их обсуждали на встрече мотористов и боссов чемпионата на недавнем Гран-при Италии. С тех пор дело сдвинулось с мертвой точки: по данным авторитетного немецкого издания AMuS, стороны договорились о важнейших изменениях в конструкции новых силовых установок – и даже привлекли новый концерн благодаря жертве в виде главной фишки современных моторов.

В «Формулу-1» придут новые производители – говорят, ради экологии. А «Ред Булл» превратится в заводскую команду

О возвращении «Порше» в чемпионат говорили уже много лет: немецкая компания несколько раз появлялась в центре слухов о возможном входе в «Ф-1» за последние несколько сезонов. Правда, уже дважды на ее пути вставали разногласия по поводу бюджетов и технологических сложностей: марку пугали затраты на гибридный рекуператор тепловой энергии MGU-H (заряжает аккумулятор от турбины, вращаемой отработанными выхлопными газами) в $100-200 млн в год.

После объявления о масштабных переменах регламента в «Порше» вновь воскресло желание вернуться в Гран-при. И теперь помимо заявлений в стиле «Формула-1» может быть для нас подходящей возможностью» дело дошло до постройки собственного двигателя.

«Мы постоянно следим за развитием всех гоночных серий, – сказал глава автоспортивной программы «Порше» Фриц Энцингер ВВС. – Особое внимание уделяем новым моторам и трансмиссиям, которые появятся в «Ф-1» с 2025 года (уже 2026-го). И если там уделят внимание вопросам экологии, например, введут экологичное топливо, то наш интерес возрастет».

И «Ф-1» в самом деле пошла по пути внедрения биогорючего: с 2022-го внедряется смесь Е10 (состоит на 10 процентов из синтетического и возобновляемого биосырья) с перспективой перехода на Е50 (то же самое с 50 процентами) к 2030-му.

Естественно, «Фольксваген» – владелец брендов «Порше» и «Ауди», пострадавший за загрязнение окружающей среды в рамках «Дизельгейта» и один из главных пионеров электрификации в Европе – не мог пройти мимо этих инициатив и активно включился в переговорах по новым моторам. И последним данным, немцы все-таки готовы к участию в «Ф-1».

Другие «новички» в сфере производства силовых установок – «Ред Булл». В прошлом году после объявления об уходе «Хонды» австрийскому коллективу пришлось срочно искать нового поставщика, но они быстро уперлись в тупик: «Мерседес» и «Феррари» – прямые конкуренты, а с «Рено» они поссорились перед сезоном-2018. У «Ред Булл» оставался только вариант с «Фольксвагеном», но переговоры шли слишком медленно.

В итоге концерн запустил собственное отделение по разработке мотора – Red Bull Powertrains. Компания уже перекупила ряд серьезных специалистов у конкурентов: например, главой отделения станет Бен Ходжкинсон (ранее он работал в отделении «Мерседеса»), да и вообще подписная компания серьезно подпалила отношения между главными соперниками за титул «Ф-1».

Новые сотрудники «Ред Булл» уже вовсю заняты делом: к 2022-му году построят силовую установку на основе технологий «Хонды» и при содействии японской компании, а для нового регламента уже сделают свою.

Переговоры по новым двигателям – история конфликтов и уступок. Новичкам не нравилась стоимость

Из-за большого количества потенциальных участников обсуждение новых правил усложнилось: с одной стороны, консерваторы «Мерседес» и «Рено» выступали за сохранение нынешней конструкции, а «Фольксваген» и «Ред Булл» выступили реформаторами. «Феррари» решила остаться в стороне.

Основным предметом раз за разом оказывался именно MGU-H: новые производители не хотели с ним связываться из-за больших трудов и затрат (которые еще ничего не гарантируют – вспомните страдания «Хонды» в 2015-м и 2016-м). Но по тем же причинам добившиеся определенных успехов в развитии гибридной установки «Мерседес» и «Рено» не хотели с ним прощаться – и даже нейтральная «Феррари» в целом выступала за сохранение модуля.

Однако отказ от MGU-H оказался принципиальным для «Фольксвагена» – и ключевой стала именно сентябрьская встреча в Монце. осле нее сдались даже чемпионы, годами доминировавшие в «Ф-1» за счет продвинутого двигателя.

«Мы избавимся от MGU-H, если договоримся по другим вопросам, – отметил тогда босс чемпионов Тото Вольфф. – Я думаю, мы – не могу говорить за всех – но именно «Мерседес» готов пойти на компромисс ради прихода «Фольксвагена» в чемпионат».

В итоге инсайд AMuS (подтвержден и другим источником The Race) гласит: с главной фишкой современных моторов действительно попрощаются. Дело решила все та же запредельная дороговизна: например, «Хонда» уже вложила $50 млн в переход на топливо Е10 – а ведь впереди еще более значительные изменения. Траты на них оправдало бы повсеместное внедрение MGU-H в гражданские автомобили, но все-таки рекуператор тепловой энергии так и не стал стандартом индустрии: она все больше смотрит в сторону экотоплива, водорода или вообще электерификации. Убедить новые заводы потратить еще больше денег на экономически неэффективную технологию было бы просто невозможно.

Оставалась лишь проблема компенсации потерянной мощности – и решение нашли в расширении функционала другого гибридного модуля MGU-K (заряжает аккумулятор кинетической энергией, выработанную при торможении): его мощность вырастет со 120 кВт (161 л.с.) до 350 кВт (469 л.с.). Правда, возникает новая проблема: из-за регламентированного правилами заднего привода болида вырастут и требования к силе нажатия на педаль тормоза и на всю тормозную систему, а следовательно, в несколько раз повысится и вероятность блокировки задних колес в зонах замедления. Причем оставить все без изменений нельзя: каждый случай блокировки разрушит шины и не позволит пилотам атаковать на полную, обнуляя первоначальную задумку нового аэродинамического регламента.

Навскидку команды уже предложили два варианта решения: активная аэродинамика (при торможении заднее крыло будет менять свое положение для увеличения прижимной силы) и активная подвеска. Оба уже довольно неплохо изучены за предыдущие годы, да и в целом у чемпионата останется минимум 4 года для внесения правок в регламент – с нынешним уровнем компетенций и продвинутости инженерных штабов проблему точно решат.

Разногласия остаются: «Ф-1» планирует потолок расходов для мотористов, новенькие хотят больше свободы

Одно из условий прихода «Фольксвагена» – гарантии участия в чемпионате минимум на пять лет: «старики» не хотят, чтобы уступки в вопросе моторов оказались напрасными и немцы улизнули при первых же трудностях. И здесь никаких претензий ни у кого не возникает.

Однако немецкий концерн выступает с ответным требованием – по увеличению допустимых расходов для новичков вместе с разрешенными часами тестов на стендах. И здесь выстреливает другая инициатива «Ф-1» по внедрению потолка затрат для мотористов: с требованиями возможных дебютантов «Порше» или «Ауди» не согласен «Мерседес», который пытается добиться более низкого лимита бюджета.

На спор влияет и статус «Ред Булл». Из-за сотрудничества с «Хондой» при разработке двигателя на 2022 год команды хотят записать австрийцев в мотористы, но в Милтон-Кинсе настаивают: в 2026 году силовые установки слишком сильно изменятся, технологии японцев заметно устареют, и по сути их инженеры окажутся в той же ситуации, что и «Порше» и «Ауди». Потому «Ред Булл» претендует на те же бонусы: больше денег и времени для испытаний на стенде.

Вероятно, все решится на ближайшей встрече мотористов с ФИА и «Ф-1» на Гран-при Турции с 6 по 8 октября: до конца месяца чемпионат даже планирует опубликовать окончательную версию регламента. Все идет к тому, что там найдут решения последним разногласиям – мы действительно увидим новые лица в «Формуле-1» вместе с серьезным ростом конкуренции. Правда, только с 2026-го – придется чуть-чуть подождать.

Фото: globallookpress.com/David G. Mcintyre, FrankHoermann/SVEN SIMON, Sebastian Gollnow, HOCH ZWEI, Julian Stratenschulte; formula1.com