Эволюция спортивного костюма от СССР до наших дней ФОТО

Как менялась одежда, ставшая главным атрибутом современного человека.

Сегодня сложно представить свой гардероб без спортивного костюма. Он давно стал не униформой для занятий спортом, а удобной, стильной повседневной одеждой. Но для этого спортивной моде пришлось пройти долгий путь развития. Рассказываем, как менялся спортивный костюм от 50-х и до наших дней.

Те самые «треники» и майки-алкоголички

Середина прошлого века – период достаточно сложный для отечественного спорта: войны, смена политического курса, отсутствие нашей сборной на Олимпийских играх — всё это способствовало значительному отставанию спортивной индустрии Союза от западных держав. В 1952 году СССР возвращается на олимпийский пьедестал, приняв участие в летних Играх в Хельсинки. С этого момента можно говорить о культуре спортивной одежды в стране.

Фото: РИА Новости

Можно сказать, что отечественная спортивная мода началась с трикотажных «треников». Именно легендарные синие тренировочные штаны с растянутыми коленями стали символом принадлежности к спорту на несколько десятилетий вперёд.

Треники предназначались для любого повода: пробежка на стадионе, утренняя зарядка на балконе (пока всё логично), встреча с друзьями, поход в магазин — везде, где предполагалось наличие одежды, доминировали именно они.

Немного позже к тренировочным штанам добавилась синяя «мастерка» с замком на вороте. Она стала настоящим символом Олимпиады 1956 года в Мельбурне. Говорят, что уже в 60-е свитер с застёгивающимся воротником и надписью «СССР» стал очень редким продуктом – его было тяжело купить обычному человеку, и зачастую он передавался в наследство от старшего поколения.

Фото: РИА Новости

Ещё одним важным спортивным элементом того времени стала белая хлопковая майка на широких лямках. Майка-алкоголичка, как её станут называть позже, быстро вошла в обиход советского человека и считалась как элементом нижнего белья, так и частью спортивной формы.

<a href="https://www.championat.com/authors/4881/1.html">Дина Тороева</a>
Дина Тороева
автор и создатель блога об уличной культуре First Soupe

Показательно, что подобные «майки-алкоголички» имеют плохую репутацию не только в России. В США бельевую майку называют «wife beater», дословно – «избиватель жены». В 1947 году мужчина из Детройта по имени Джеймс Хартфорд был арестован за избиение своей жены, и его фотография в такой майке стала причиной неофициального названия «wife beater». В 1951 году ещё больше сомнительный имидж бельевой майки укрепил фильм «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо, и майка начала ассоциироваться с необразованными и грубыми италоамериканцами из рабочего класса.

В 60-е годы на прилавках появились красные и синие модели спортивных костюмов, откровенно скопированные у adidas. Конечно, встречались импортные изделия, но это были очень редкие единичные случаи и их хранили для особых выходов в свет.

В стране появилась фирма!

Рядовой советский гражданин СССР узнал, что такое adidas, только в 70-х годах. Большим толчком этому стал показ спортивной телепередачи «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!». Это были своеобразные немецкие «Весёлые старты», проходившие при поддержке Олимпийского комитета и разрешённые к трансляции на советском пространстве.

Фото: РИА Новости

Само определение «адидасовский» появилось примерно в это же время. Тогда же народ узнал, что любая импортная вещь — это фирмА! Именно это понятие станет определяющим принадлежность к определённым слоям общества в 90-х.

Фото: РИА Новости

Обувь adidas появилась в СССР ещё при Сталине, однако доступна была лишь избранным спортсменам. Получить заветные кеды, не говоря уже о спортивных костюмах, могли только атлеты, представляющие страну на высшем международном уровне. С началом хрущёвской «оттепели» руководство страны дало добро на массовые заказы одежды, обуви и экипировки у немецкой фирмы для разных спортивных сборных.

<a href="https://www.championat.com/authors/4881/1.html">Дина Тороева</a>
Дина Тороева
автор и создатель блога об уличной культуре First Soupe

Об одном из самых ранних упоминаний обуви adidas на ногах советских спортсменов известно из интервью Нины Пономарёвой, метательницы диска и чемпионки Олимпийских игр 1952 года. Её цитата: «Я древняя настолько, что мне сам Ади Дасслер мерку с ноги снимал в Хельсинки, чтобы сделать обувь. Видимо, сильно мои резиновые тапочки не понравились». По её словам, экипировка на Олимпийских играх в Хельсинки сыграла не последнюю роль: «Хорошо, хоть под Игры приодели — выдали костюмы. Выглядели мы поприличнее венгров, румынов — те вообще нищета».

Неон и много синтетики

В 1980-е годы случился настоящий бум спортивной моды как во всём мире, так и в СССР. Одежда, изначально предназначенная для спорта и активного досуга, стала именно модной.

Это десятилетие считается одним из самых безвкусных, но в спорте всё было как никогда позитивно: неоновые цвета, лосины, спортивные купальники и гетры стали символом новой эпохи.

Фото: РИА Новости

Если выбрать всего лишь один образ, вдохновивший целое поколение, то это, конечно, будет американская актриса Джейн Фонда на занятии по аэробике – аэробикой заболел весь мир. Спортивный стиль стал маст-хэвом и транслировался со страниц журналов, с экранов телевизоров и на любых медийных событиях. В моду вошли лосины, кроссовки, эластичные повязки для волос, футболки, бейсболки и спортивные сумки.

Фото: Getty Images

В это время свою долю славы забирают мешкообразные костюмы с кричащими цветами, сделанные из синтетических материалов. Это явление по понятным причинам (ни о каком удобстве и функциональности «балоневого» комплекта говорить не приходится) становится кратковременным, однако оставляет большой след в культуре, связывая такие комплекты с дворовыми разборками и запахом криминала.

Фото: РИА Новости

Олимпиада-80, которая прошла в Москве, подарила нам первые зачатки действительно удобной и комфортной спортивной одежды: олимпийка до сих пор символизирует качество, простоту и лёгкость.

Криминальные и технологичные 90-е

Всё большее количество модельеров во всём мире в 1980-е и 1990-е годы стали обращаться к теме спорта. Элементы спортивного стиля соединяются с другими и выходят на подиумы. Границы между одеждой для активного отдыха и спортивной практически стираются, люди предпочитают носить спортивные костюмы и кроссовки всё чаще в качестве повседневной одежды.

После падения железного занавеса советский народ, совсем не избалованный разнообразием и выбором, принялся скупать всё, что ранее было недоступно: люди массово начинают обращаться к западным брендам, не различая оригинальную продукцию от кустарных подделок. Из 80-х годов в 90-е перетекает мода на кислотные цвета и стиль унисекс.

Фото: istockphoto.com

Первая половина 90-х годов у многих ассоциируется с бандитами. Если «новые русские» надевали малиновые пиджаки, то рядовые члены околокриминального мира выбирали подчёркнуто спортивный стиль. В этой среде было круто носить тот самый «фирменный» спортивный костюм, который сочетали с массивными кроссовками или лакированными туфлями.

Ещё одним трендом десятилетия стала ожесточённая борьба за спортивные результаты, поэтому спортивная одежда начала претерпевать ещё один переход: теперь производители пытаются завоевать мир аэродинамическими свойствами и технологичными материалами.

Фото: Getty Images

В эти годы на отечественных прилавках появились мужские трико для бега, беговые купальники для женщин, бра и топы.

Курс на стразы и велюр

В 2000-х спортивные вещи стали не только неотъемлемым атрибутом обыкновенной жизни, но и глубоко проникли в вечернюю и деловую моду. Самая популярная комбинация этого десятилетия — велюровый спортивный костюм и любой выход в свет.

Фото: Getty Images

Так делали Пэрис Хилтон и Николь Ричи, а теперь и каждый житель России нулевых. Это течение получило название «спорт-шик» за свою вычурность и даже, местами, вульгарность.

Фото: Getty Images

Публичные личности стали появляться на публике в брюках с лампасами, кроссовках на танкетке с добавлением ярких аксессуаров или украшений, на улицах массово стали встречаться молодые люди в спортивных костюмах с пайетками и брюками на экстремально низкой посадке.

Предмет первой необходимости

В 2020 году планету накрыл вирус, который обязал нас кардинально поменять свои привычки и «узаконить» комфорт на всех стадиях нашей социальной жизни. Спортивный стиль стал движущей силой не только масс-маркета, но и люксовых брендов.

Фото: monochrome.ru

Справедливости ради стоит сказать, что ещё до пандемии главные модники и инфлюенсеры стали продвигать в массы комфорт и фактуру спортивных костюмов. Это дало свои результаты — последняя пятилетка характеризуется огромным наплывом брендов, которые специализируются на монопроизводстве — пошиве исключительно трикотажных комплектов.

Фото: vk.com/reebok

Сегодня спортивные костюмы носят даже на работу, что говорить о прогулках и встречах с друзьями. Выбор таких изделий просто огромен: плотные с подкладкой или тонкие для активных занятий, прямые или собранные резинкой на голени, яркие или в пастельных тонах, однотонные и минималистичные или с множеством деталей.

Раньше, уходя дальше от стадионов, мы всё реже сталкивались с людьми в спортивных костюмах. Сегодня эта переменная абсолютно не зависит ни от места, ни от возраста, ни от повода.