«Это унижение». Бойкотируют ли россияне ралли «Дакар» из-за Украины

Россияне рискуют пропустить самый престижный ралли-рейд «Дакар». Для допуска к гонкам им надо подписать заявление о солидарности с Украиной. Кто отказался от участия, кто сменил гражданство и выступит ли «КАМАЗ-мастер»

Престижнейший ралли-рейд «Дакар» впервые за 24 года рискует пройти без российского представительства.

Российские гонщики и команды выступают на этом ралли неизменно с 2000 года. И эта серия может прерваться из-за позиции Международной федерации автоспорта по отношению к россиянам после начала военной операции на Украине.

«Дакар», который проводится с 1979 года, с 2022-го стал этапом чемпионата мира под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA). В связи с этим на участников распространяются регламенты FIA.

«Дакар» пройдет с 31 декабря 2022 года по 15 января 2023 года в Саудовской Аравии, которая в четвертый раз подряд примет ралли. Гонка стартует в Морском лагере в Рабиге и завершится в Даммаме. Запланировано 14 этапов, что является рекордом для «Дакара» в период проведения в Саудовской Аравии.

Советская команда Lada Niva в 1979 году выступила в первом ралли-рейде. Однако отечественные гонщики дебютировали на «Дакаре» только в 1994 году. Первую же победу в общем зачете россияне одержали в 1996-м — экипаж «КАМАЗ-мастер» под руководством Виктора Московских.

«КАМАЗ-мастер» является самой титулованной командой в истории «Дакара» — 19 побед. Всего на счету россиян 20 титулов, больше только у представителей Франции (22).

Могут ли россияне участвовать в международных гонках

Международная федерация в марте запретила российским и белорусским спортсменам соревноваться под флагами своих стран, а также проведение любых международных соревнований на территории России и Белоруссии из-за ситуации на Украине. Такое решение было принято после призыва исполкома Международного олимпийского комитета (МОК) отстранить российских и белорусских спортсменов от соревнований.

«Все международные соревнования под эгидой FIA запрещено проводить в России и Белоруссии, а государственные символы стран нельзя использовать на гонках. Сборные России и Белоруссии отстранены от участия в международных соревнованиях, — говорилось в заявлении FIA. — Гонщики из России и Белоруссии могут выступать в нейтральном статусе под флагом FIA и лишь в случае приверженности принципам мира и политической нейтральности».

В результате Россия лишилась «Формулы-1» (глава организации обещал больше не проводить Гран-при в России) и ряда этапов Кубка мира по менее популярным классам автогонок.

Заметно сократилось и число российских пилотов. По словам гонщиков, доказать «приверженность принципам мира и политической нейтральности» можно было только одним способом — подписанием заявления о солидарности с Украиной и осуждении спецоперации.

Единственная финишировавшая без техподдержки девушка в истории «Дакара» Анастасия Нифонтова отметила, что «МОК и FIA фактически шантажируют спортсменов, заставляя принять одну из сторон». «В этой бумаге есть пункт, где мы должны поддержать украинскую федерацию, которая хочет лишить нас гонок, — цитирует Нифонтову Telegram-канал First Place. — Это унижение. Это неспортивный дух. Так быть не должно. Нельзя людей заставлять подписывать это. Эту бумагу читали иностранцы и многие подходили к нам и говорили, что на нашем месте тоже бы не стали такое подписывать».

Против подписания этого документа выступило заметное большинство российских гонщиков, среди которых бывшие пилоты «Формулы-1» Даниил Квят и Сергей Сироткин. А Никита Мазепин, как сам признался, не успел даже ознакомиться с требованиями, поскольку спустя несколько часов команда «Формулы-1» Haas уволила его.

Директива вышла за день до этапа чемпионата мира по ралли в Абу-Даби. Буквально перед стартом FIA потребовала от всех российских участников подписать заявление. Девять россиян ответили отказом и бойкотировали гонку. К этому моменту они уже потратили средства на взносы и доставку автомобилей, которые не смогли компенсировать. В результате в стартовом зачете не оказалось ни одного представителя России.

Отказались от участия в чемпионатах мира крупнейшая российская команда SMP Racing и G-Drive.

При этом оставшиеся российские пилоты были допущены не на все гонки даже после выполнения требований FIA. Федерации Германии, Великобритании, и ряда стран отказывались допускать россиян до соревнований в своих странах.

Выступят ли россияне на «Дакаре» в 2023 году.

Российский автогонщик Константин Жильцов сообщил «РБК Спорт», что ради участия в ралли «Дакар» сменил гражданство на израильское. «Взял спортивное гражданство Израиля и лицензию, да», — сказал он.

Жильцов был как раз в числе отказавшихся подписывать заявление ради участия в этапе Кубка мира по ралли в Абу-Даби. Он дебютировал на «Дакаре» в 2005 году. В 2013-м занял третье место в классе легковых автомобилей в качестве штурмана с пилотом Леонидом Новицким. В 2022 году выступал в составе немецкой команды X-Raid вместе с соотечественником Денисом Кротовым и занял 28-е место. Также в качестве штурмана выиграл ралли «Шелковый путь» (2013, 2022), «Африка Эко Рейс» (2017) и Кубок Мира по ралли-рейдам (2014). Помимо этого, на его счету множество побед в менее значимых соревнованиях.

В то же время Нифонтова пропустит «Дакар» из-за отказа подписывать декларацию о поддержке Украины.

«Я не буду выступать на Дакаре, потому что это чемпионат мира, для которого нужно подписать декларацию, о том, что я не поддерживаю спецоперацию, что я не за Россию, а поддерживаю Украину. Я это подписать не могу, потому что я с этим не согласна. В данном контексте участие невозможно, я не могу не поддерживать свою страну», — сказала «РБК Спорт» призер «Дакара» 2017 года в женском зачете.

В свою очередь, чемпион «Дакара» 2017 года в зачете квадроциклов Сергей Карякин сообщил «РИА Новости», что пытается добиться отмены требования о подписании заявления об отказе от поддержки спецоперации на Украине для допуска на ралли-рейд в этом году.

«Сейчас решается вопрос, можно ли участвовать без подписания этой бумаги. Мы пытаемся продавить, чтобы бумагу отменили. Она противоречит конкуренции. Помогают юристы, другие команды. Тут идет личное общение с организаторами, поэтому к помощи Минспорта и Федерации автоспорта России не прибегали», — сказал Карякин.

По словам гонщика, «это требование FIA, которая громче всех кричала об отсутствии политики в спорте, а на деле идет политика двойных стандартов».

Не определился с участием и «КАМАЗ-мастер», на протяжении многих лет доминирующий в зачете грузовиков. «Этот вопрос находится в доработке и процессе решения», — сказали «РБК Спорт» в команде.