Дизайн площадок Кубка НБА в этом году совсем другой. Мы оценили все 30 паркетов

Стало лучше.

В прошлом году мы ругали дизайн площадок NBA Emirates Cup (тогда еще «Внутрисезонного турнира НБА») с поправкой на дебютный статус соревнования. На этот раз аналогичных привилегий уже нет.

Перед последним туром группового этапа Кубка НБА пришло время попрощаться с некоторыми из ярких площадок и задаться вечным вопросом героя фильма «Не горюй»: «Хозяин, как тебе такой колор?»

30. «Нью-Орлинс Пеликанс»

То ли в «Новом Орлеане» царят траурные настроения (в принципе, есть из-за чего), то ли в клубе слишком буквально восприняли критику чрезмерно яркого оформления площадки для матчей Кубка. В обоих случаях впечатление безжизненное и безрадостное. Красный кант по периметру площадки смотрится чем-то вроде яркой рамы для картины, которой нам предлагают насладиться, то вот сама картина…

Виновато в этом темно-синее изображение пеликана, которое не уместилось в чуть более светлый фон игровой площадки. Мало того, что такое топорное несоблюдение пропорций – это базовый дизайнерский косяк – исключение возможно, только если сама концепция подразумевает деконструкции – так в довершение ко всему «обрезанный» силуэт пеликана напоминает какого-то гигантского паука. Инфернальное зрелище для команды из города, гордостью которого является карнавал.

29. «Оклахома-Сити Тандер»

Во-первых, нынешняя «Оклахома» достойна большего. Во-вторых, я решительно не понимаю – зачем и без того не самое цельное лого клуба с чрезмерным обилием линий (на баскетбольном мяче, двойная окантовка щита, две поперечные линии) решили утопить не только в синеве площадки, но и фантомных окружностях, напоминающих лого канала HBO. Получилось очень много разного-синего и извилистых путей, ни один из которых не приводит к успешному результату.

Белые загончики у лицевых тоже довольно «своеобразный дизайнерский ход», в самом лучшем случае отсылающий к Ларсу фон Триеру с декорациями его «Догвилля». В худшем – меловую решетку для игры в классики. Увы, но это касается всех площадок, поскольку использование этого «графического приема» было обязательным требованием.

28. «Хьюстон Рокетс»

Тот случай, когда на картинке площадка выглядит лучше, чем в реальности. В теории минимализм и «шаблонные» окружности играли «Рокетс» на руку. Благодаря разным красным оттенкам и лучам, направленным от центра корта, создается ощущение динамики. Многие припомнят процесс перехода в гиперпространство «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн», в общем, космическая тематика частично соблюдена, и тут она актуальна.

Проблема в том, что достаточно беглого просмотра хайлайтов (не говоря уже о полноценном матче), чтобы в глазах начало рябить от красного, и все эти художественные потуги превратились в одно большое красное пятно. Понятно, что «Рокетс» старались оперировать в рамках палитры фирменных цветов клуба, но все-таки нужно было помнить, что в прошлом сезоне лига выпускала официальное пожелание того, чтобы клубы избегали чрезмерного использования ярких оттенков красного. За такую невнимательность и потенциальное членовредительство органам зрения остается выдать «Рокетс» только красную карточку.

27. «Детройт Пистонс»

Даже коллажи и произведения искусства в стилистике пэтчворк имеют свою логику: внешне чужеродные элементы (цвета, узоры, ткани, фактуры) должны дополнять друг друга. Тут же лаконичная в своей геометрической суровости надпись «Здесь ради моего города» и строгие красно-синие полосы лишь подчеркивают сумбурность жонглирования логотипами клуба, который творится на площадке. Зачем столько эмблем «Пистонс» (три из которых отличаются только лишь размером) неясно совершенно.

При этом зрителю остается лишь догадываться, что на площадке имеется альтернативный лого клуба с цифрой «313» (код города Детройта) – настолько надежно он спрятан в середине площадки. Весь этот хаос из множества одинаковых и отнюдь не самых оригинальных (как количественно, так и качественно) деталей не идет на пользу клубу, чьим кредо всегда были монолитность, цельность, четкость.

26. «Лос-Анджелес Клипперс»

Люди, спустившие 2 миллиарда в 1160 туалетов на арене, могли бы отнестись к оформлению площадки более ответственно. Даже в рамках скудного перечня шаблонов, которые предлагает лига – этот далеко не самый интересный. Фактически это чуть более искусный вариант площадки «Пеликанс» за счет шрифта надписи «Clippers» – она, пусть и не попадает в прямоугольник, все-таки читается и выглядит выигрышнее портрета пеликана.

Самый темный оттенок синего – хотя в ретро-цветах клуба есть лазурь – заколачивается в тяжелую красную рамку обрамления. Слишком легкомысленно для команды, которая находится в самом центре ребрендинга и переосмысления себя.

25. «Чикаго Буллз»

Когда ты владеешь монополией на один из самых узнаваемых и проработанных лого в спортивной индустрии, то всегда велик соблазн забить на все сопутствующее и ждать, что эмблема вытянет даже самый халтурный дизайн. Поэтому удивляться тут нечему. Да, стабильно хорошо работает традиционное для «Буллз» сочетание черного и красного, но в остальном здесь наблюдаются проблемы, схожие с теми, что и у «Хьюстона».

Практически не обусловленное никакой логикой изображение головы быка на заднем фоне лишь размывает общую картину. Во-первых, в центре и так присутствует четкое изображение головы быка, а во-вторых, она увеличивает и без того немалое количество оттенков красного до пяти (пурпур по бокам, две окружности разного оттенка, бледно-розовые контуры головы и ярко красная голова в центре). После такого «изобилия» слоган «SEE RED» («смотри сквозь призму красного» или «красное видение») звучит как издевка садиста-офтальмолога.

24. «Сан-Антонио Сперс»

В прошлом году «Сперс» переборщили с яркостью дизайна, а в этом ударились в другую крайность. Существует мнение, что «Сан-Антонио» часто страдает от невзрачной палитры клубных цветов, но это не совсем так: там, например, присутствует убойное ретро-сочетание оранжевого, розового и неоново-голубого.

Но в данном случае «шпоры» прокололись не с цветом, а с вариацией лого, выбранного для заднего плана. Сложный альтернативный логотип, сформированный из контуров штата Техас и шпоры, не угадывается, выглядит громоздко.

А ведь у «Сперс» есть весьма неплохой альтернативный лого с изображением «Хемисферы 68» – Башни Америки, построенной в Сан-Антонио в честь всемирной выставки. Она вписана в солнце, стилизованное под национальные мексиканские мотивы. Вышла бы классная комбинация с черно-белым орнаментом вдоль боковой, который часто использовался на диком западе в оформлении скатертей, полотенец и половиков.

23. «Кливленд Кавальерс»

Во всех смыслах странное оформление. Допустим, рисковое заигрывание с оттенками красного здесь в пользу «Кэвз», выбравших свой традиционный винный цвет. Но в остальном – это проходная работа. Задний фон представлен какой-то неясной сеточкой, в которой – я могу лишь предполагать – едва-едва угадывается старый лого «Кэвз» 90-х с мячом, разбивающим баскетбольную сетку.

Черный цвет тут тоже выглядит как отдельное, побочное явление, в палитре у «Кэвз» имеются самые разные сочетания, как более яркие (желтый самых разных оттенков), так и более приглушенные, но при этом интересные (фиолетовый).

22. «Бруклин Нетс»

Бруклинцы верны своему урбанистическому минимализму, и это тот случай, когда он, как минимум, не раздражает. В отличие от тех же «Сперс» они не стали захламлять задний план вариациями логотипов, а сделали упор на рисунок, напоминающий олдскульный паркет. Вышло хорошо, а наличие двух дополнительных окружностей, повторяющих форму основного лого клуба в центре, добавляет объема.

За счет простых действий получилась рабочая композиция, которую удачно подчеркивает пунктирная линия, традиционно намекающая на схему нью-йоркского метро. Не самый запоминающийся, но зато очень органичный и емкий дизайн.

21. «Майами Хит»

Эта площадка отличается от того, что было раньше, а это уже положительная динамика. После взгляда на прошлогоднюю в глазах начинали бегать кровавые Джимми Батлеры. Проблема в том, что, ликвидировав свой главный недочет, «Хит» предпочли этим и ограничиться.

Черные буквы на лицевой абсолютно незаметны, чего можно было избежать при помощи банальной белой окантовки. Повторяющийся лого на заднем фоне. Да, еще одно изображение баскетбольного мяча было бы не самым оригинальным решением, но так мы видим лишь пламенеющий хвостик, который больше ассоциируется с прической Гоку Суперсайана из аниме «Dragon Ball Z», чем с баскетболом.

20. «Голден Стэйт Уорриорз»

Удивительная интерпретация фирменного стиля «Голден Стэйт», направленная на то, чтобы никто не догадался, что на это площадке играют «Уорриорз». Если бы не название клуба с привычным лого в виде сопроводиловки и надпись «SAN FRANCISCO», то можно было бы подумать, что клуб НФЛ «Вашингтон Коммардерс» решил перепрофилироваться.

Обезличенная литера «W» по всем параметрам проигрывает ретро-эмблеме «Уорриорз» в виде трамвайчика и другим узнаваемым элементам клуба с богатой и древней стилевой историей. Серый фон тут выглядит не на месте, какой-нибудь приглушенный оттенок желтого или пастельный синий лучше бы сыграли эту роль.

19. «Мемфис Гриззлис»

Тут умело избежали ошибок, которые могли бы привести к плачевному результату. То, что клуб, у которого в качестве основных цветов синий и темно-синий, выбрал серый фон для основного полотна площадки – это удача. Взятое за основу стилизованное сокращение «MEM» работает как в качестве узора, так и в качестве шрифта. «Гриззлис», как говорят финансисты, сыграли надежно, по-медвежьи. И не прогадали.

18. «Юта Джаз»

Дизайнеры «Джаз» подрезали задник у соседей из «Наггетс», но пока везли его в Юту, попали под снег, и он выцвел. Очень схематичный подход и досадное пренебрежение имеющимся в распоряжении ресурсом. Желтый, фиолетовый, пурпурный, хаки, темно-синий – эти и многие другие цвета «джазмены» могли использовать, чтобы расцветить свой унылый поход за Купером Флэггом или Егором Деминым.

Вместо этого мы имеем пейзаж под названием «Февральская панихида»: слякоть, плач, холод и безнадега. Скользкий подход к популяризации своего бренда.

17. «Вашингтон Уизардс»

Очень похвальное желание вспомнить славное прошлое в реалиях ужасающего настоящего столичных «колдунчиков». У «Вашингтон Буллетс» был изящный логотип, органично вписанный в название команды (две буквы «ll» в слове «Bullets» были стилизованы под руки, тянущиеся к мячу). Он был настолько хорош, что последующие переосмысления не пошли ему на пользу – изменились формы рук, они стали выглядеть схематичнее и наивнее.

Именно эту версию клуб использовал при дизайне площадки. В масштабе выглядит так, как будто человечек, изображенный на дорожных знаках, упал и, растопырив пятерню, тянется к мячу как к единственному средству спасения. Ругать «Уизардс» не за что, но дизайн главного элемента композиции мог бы быть более замысловатым. Чуть-чуть не докрутили.

16. «Атланта Хоукс»

Видите три буквы «ATL», запрятанные, как говорил классик, на баскетбольной площадке? Я вот не особо. «Хоукс» попытались сделать чистый, практичный дизайн. И это удалось, за исключением изображения кубка в центре площадки ничто не говорит о том, что это специализированное оформление для турнира.

Но ведь получается, что первоначальная задача паркета не выполнена. Стерильный дизайн без индивидуальности, об этой площадке одинаково сложно сказать что-либо плохое или хорошее.

15. «Филадельфия Севенти Сиксерс»

Патриотично, надежно, пресно. Настолько, что клуб даже решил обойтись без своих традиционных элементов – изображения «Колокола свободы», Бенджамина Франклина, гоняющего баскетбольный мяч, и городских достопримечательностей. Дизайнеры сделали выбор в пользу самых очевидных решений (сочетание удобных оттенков синего, ставка на симметрию окружностей) и предпочли не хулиганить. За это в клубе нынче отвечает Джоэл Эмбиид.

14. «Финикс Санз»

«Финикс» решил пойти извилистым путем, и за это ему автоматом жмутся все выступающие части тела. При наличии такого лого самым консервативным вариантом было просто продублировать его на заднем фоне. Наличие такого же округлого, но более четкого логотипа в центре на фоне аналогичного, но большого, добавило бы глубины.

Но в «Финиксе» предпочли использовать стилизованное сокращение «PHX», и мешает только большая оранжевая окружность, на фоне которой теряется литера «H». С другой стороны, центр композиции и так перегружен изображением кубка и основным лого. Так что попытка засчитана. Правда, не без влияния крайне уместного цветового калейдоскопа вдоль боковой. Но почему «Санз» предпочли черную окантовку вместо фиолетовой?

13. «Даллас Мэверикс»

Выглядит избито, как 60-летний Майк Тайсон. Не в смысле больно, а в смысле неловко. Дизайном с рельефом города баловались еще «Сиэтл» (лого) и «Денвер» (лого и форма) в 80-х. И сами «Мэвз» уже использовали аналогичное решение для своих комплектов «City Edition». Цветовая гамма тоже вполне привычная для «Далласа». Конвейерный подход и такая же работа.

12. «Нью-Йорк Никс»

Из той же категории, что «Даллас», с той лишь разницей, что цветовое решение чисто визуально выглядит сочнее. Хотя играть на такой площадке наверняка сущее испытание. Оранжевая площадка, оранжевый мяч, осталось только пригласить Валерия Сюткина для выступления в большом перерыве, чтобы обстановочка полностью соответствовала словам великого художника. «Оранжевый – цвет безумия», – Винсент ван Гог.

11. «Торонто Рэпторс»

Классические цвета «Торонто» – красный и фиолетовый, и если выбирать между ними, то лучше уж фиолетовый в качестве базового решения для площадки. Но тут есть нюанс. Оформление обусловлено юбилейным сезоном «Рэпторс», на что намекают и полосы-зигзаги – элемент первой формы канадского клуба. Современный слоган и координаты, отображенные вдоль площадки, символизируют преемственность.

10. «Миннесота Тимбервулвз»

Навеваются ассоциации с цветом шпинатного смузи или названием четвертого альбома группы «Kunteynir» – каждому свое, но мы тут пытаемся быть объективными, и поэтому поговорим о елочках. Классная отсылка к старому оформлению площадки «Тимбервулвз» времен, когда волк на лого был действительно свирепым и зубастым, а Кевин Гарнетт молодым.

Сейчас все это выглядит нейтральнее, если не брать во внимание оттенок мутагена, преобладающий в части, находящейся ближе к центральному кругу. Чреватое решение, радует, что оно хотя бы принято не в угоду банальному красному.

9. «Орландо Мэджик»

Зависит от настроения. Если смотреть светлым, наивным взором, то это услада очей, отсылающая к комплекту формы «Мэджик» времен праймового Ти-Мака, толстого Шона Кемпа и травмированного Гранта Хилла.

Но если взглянуть на дизайн злобным и дотошным взглядом душнилы, то в нем нет ничего, кроме лоскута американского флага, перекрашенного в серый цвет, где промеж звезд то тут то там выскакивают контуры пиктограмм. Что это – магия или дьявольщина?

8. «Сакраменто Кингз»

Очень качественный и недооцененный вариант. В деталях прячется не только дьявол, но и талант людей, умеющих грамотно делать свою работу. Сложный, замысловатый рисунок корта (многократные контуры короны – альтернативного лого команды) стал бы настоящим кошмаром, если бы его тяжесть не уравновешивал нейтральный серый оттенок, который, к слову, является одним клубных цветов «Кингз».

В эту же категорию попадает фиолетовая, едва заметная на черном фоне шашечка вдоль боковой линии. Такая некоторое время украшала форму команды в 90-х, а потом служила элементом альтернативных комплектов «королей». Отличный баланс, который клубу удалось выдержать между оригинальностью и вычурностью.

7. «Индиана Пэйсерс»

Приятно, когда клубы чтят не только игроков, но и людей, которые всю профессиональную деятельность посвятили клубу. «BOOM BABY!» – патентованная фраза многолетнего тренера, а затем комментатора «Индианы» Бобби «Слика» Леонарда.

Пропорции соблюдены, четкость линий не нарушают даже круги в центре корта (помогает наличие мяча на основном лого), фирменное сочетание желтого и синего работает, это в меру просто и стильно.

6. «Бостон Селтикс»

Я бы сказал, что «Селтикс» стали слишком часто эксплуатировать паркетную тематику «Бостон Гардена». Я бы сказал, что здесь это выглядит не лучшим решением (из-за кругов, ломающих геометрическую целостность рисунка паркета). Я бы сказал, что адаптированный рисунок похож на зеленый волейбольный мяч, от долгого взгляда на который может закружиться голова.

Но я промолчу. Из уважения к той цифре 6 рядом с боковой линией.

5. «Лос-Анджелес Лейкерс»

Лучший вариант из «панорамных» образцов. «Лейкерс», как обычно, трясут барахлишком напоказ без регистраций и SMS. Ну, когда есть чем, отчего же не. Это «Кливленд» пуляет в толпу метафизические напутствия, а «озерники» просто по фактам перечисляют годы и количество завоеванных ими трофеев. В комплекте также пальмы, солнце и пейзаж, который стал решающим фактором для многих звезд, рекрутированных клубом в разные годы.

Агрессивность изобилия «Лейкерс» не вызывает восторга (тем более, что аналогичный дизайн и у «Никс» с «Далласом»), но и не бесит – она ожидаема.

4. «Денвер Наггетс»

Лучшее производное от «Индианы» и «Атланты». Из достоинств – окантовка оттенка красной глины, традиционное упоминание о высокогорье отлично читается, шрифт тут более строгий (у «Индианы» с наклоном), и четкий (у «Атланты» буквы размазаны до необнаружения).

Только основной лого из-за желтой окантовки на желтом фоне похож то ли на разобранного дрона, то ли на сферический шар смерти из хоррора «Фантазм».

3. «Шарлотт Хорнетс»

«Шарлотт Хорнетс» + бирюзовый, да еще на фоне классического рисунка сот, увивающих паркет – сочетание, которое заставляет чаще биться сердечко каждого, кто кучковался на кассетных развалах в поисках матчей НБА.

И через сто лет, говоря о человеке, с которым ассоциируется «Шарлотт», люди будут называть лишь одно имя – Александра Джулиана, сформировавшего фирменный стиль «шершней».

2. «Милуоки Бакс»

Когда круто, тогда круто. Если, прищурившись, посмотреть на дизайн под определенным градусом, то можно увидеть анфас песчаного червя из фильма «Дюна» (спишем это на высокую температуру автора при написании этого текста).

В остальном – полное соответствие логотипа, слогана, цветовой палитры и художественных решений. Дизайн «Бакс» на все сто баксов.

1. «Портленд Трэйл Блэйзерс»

Выглядит, как лоснящийся подклад дорогого пиджака, сделанного на заказ. Это элегантно, это не пошло, это практично и это оригинально. Даже пресловутые круги кстати. Они буквально дополняют закручивающийся в центре площадки, спиралевидный лого «Блейзерс». А надпись «CITY OF ROSES» (прозвище города) расшифровывает замысел для всех, кто вне контекста. Площадка «Портленда» выглядит завораживающе.

Фото: nba.com; instagram.com/laclippers; instagram.com/trailblazers; instagram.com/sacramentokings/; Gettyimages.ru/Chris Gardner, Stacy Revere, Winslow Townson, Luke Hales, Tim Warner, David Berding, Luke Hales, Ezra Shaw, Christian Petersen; East News/AP Photo/Nell Redmond