Что случилось на Гран-при Австралии: дождевой фестиваль аварий, редчайший ляп Ферстаппена

Важнейшие обгоны и быстрые мысли.

«Формула-1» вернулась к гонкам и старту в Австралии – вместо уже традиционного Бахрейна особенному треку в Мельбурне выпала честь открывать сезон из-за исламского священного Рамадана.

Потому пелотон открывал год в полной неизвестности: тесты оказались особенно бесполезны для поиска однозначного фаворита. Все-таки испытания проходили на стационарном «Сахире» в Бахрейне под дождем, ветром и температурами +17…+19 градусов. А трек в Австралии – уникальный и полугородской, с особенными требованиями не к износу покрышек, а к балансу машины.

Ведь трек достаточно «нейтральный» в смысле особых запросов, потому здесь не требуется именно лучшая скорость на прямых или в поворотах, пиковая прижимная сила или мегаэффективность шасси. Важнее – окно настроек и работа подвески для вписываний в виражи и преодоления коварных городских поребриков.

При этом и температуры, и условия прогнозируются совершенно иными: от адской жары до +37 по Цельсию в день квалификации до +26 по Цельсию и ливня с вероятностью в 80% в день гонки.

Выиграть в таких условиях может на самом деле кто угодно – особенно с учетом их смены.

Еще сказалась доработка покрышек: «Пирелли» изменила свойства всех составов за зиму, сделав их более устойчивыми к неровному прогреву и тепловой деградации. Так что страдавшие ранее от неудачных попыток «подружиться» с резиной теперь теоретически котируются чуть выше, а «шинные самовозы» немного теряют былые преимущества.

В таких условиях – и при учете фактора дождя и разных температур – фаворитом становится самая сбалансированная машина: у такой всегда будет «базовое» преимущество.

Потому команды с первого же этапа занялись точечной доработкой и обновлением болидов после тестов.

● «Ред Булл» привез нос, обтекатель, переднюю подвеску, днище, улучшенные корпус мотора и весь набор задних антикрыльев.

● «Феррари» изменила переднюю подвеску, боковые понтоны с корпусом мотора и «балочное» заднее антикрыло;

● «Макларен» переделал охлаждение тормозов (больное место команды на стартах прошлых сезонов) и заднее антикрыло;

● «Мерседес» чуть-чуть переработал практически весь корпус, заднее антикрыло и заднюю подвеску, как и «Хаас», «Уильямс» и «Заубер»;

● «Астон Мартин» по мелочам обновил вообще всю машину;

● Как и «Альпин» (но без днища);

● «Мини-РБ» доработал систему охлаждения, подвеску и переднее антикрыло;

Так что в Австралии пелотон уже радикально изменился по сравнению с тестами в Бахрейне – лишь с приблизительным «наследованием» стартового расклада сил. Однако даже улучшения не помогли с изучением новых покрышек в необычных условиях: «Ред Булл» после практик жаловался на нулевое сцепление и скольжение (при достаточном балансе), а «Мерседес» не мог прибавить на самом мягком составе относительно жесткого.

Квалификация в таких обстоятельствах, казалось, потворствовала риску с разделением стратегии, риску и экспериментам – попробовать выстрелить с дождевыми настройками. Но босс «Ред Булл» Гельмут Марко объяснил опасность такой идеи:

«В этом случае на стартовой решетке вы окажетесь 15-ми или 17-ми, что-то в этом роде. Выиграть здесь с такой позиции точно не получится. Мельбурн известен переменчивой погодой, и не стоит настолько полагаться на предварительный прогноз. Риск слишком велик».

И первая жаркая квалификация прошла в полной неизвестности и хаосе: в первом сегменте разрыв между 1-й и 17-й машинами составил всего 0,6 секунды, а в финальной части в таком же промежутке была уже топ-5 – с Цунодой, но без «Феррари»!

Разница в падении формы некоторых команд (вроде «Феррари») и новичков показывает: возможно, часть пелотона все-таки выбрала именно дождевые настройки, чтобы не рисковать скорее потенциальными авариями менее опытных пилотов на менее стабильных машинах в сложных условиях.

«Макларен» сразу назвали главным фаворитом все – от «Ред Булл» до «Мерседеса». Внутри команды же подтвердили отсутствие разделения на №1 и №2 – Норрис и Пиастри получили право на борьбу, но без контактов и агрессии.

Остальной пелотон надеялся на дождь – кроме Хэмилтона: новичок «Феррари» даже не знал, какие кнопки надо жать на руле при пилотаже по мокрой трассе и как на нее отреагируют малознакомые тормоза.

А надежда на дождь оставалась основной в смысле стратегии до последних часов «перед стартом» – прогноз все время давал не меньше 80% вероятности ливня как минимум перед самым ее началом и на первую половину.

С учетом очень вероятного выезда автомобиля безопасности или вск (городской трек, переменчивые условия, 6 новичков и самый старт сезона!) погода здорово влияла на расчеты возможных остановок в боксах. Но для сухой гонки набор обновленных и более устойчивых шин позволил рассматривать даже 4 опции:

Ведь разрыв между темпами на разных составах с одного круга стал меньше.

«Хард» мог даже догнать «медиум» при сочетании благоприятных условий, нужной топливной загрузке и настроек!

Тем не менее, даже короткий период дождя запустил бы уик-энд заново: ведь накатанная на асфальт резина смоется, и команды вернутся к условиям начала уик-энда – напрямую переносить ожидаемый темп вместе с изученным в последних практиках износом уже не выйдет. И даже выбор между «полностью дождевыми» и «промежуточными» комплектами уже не выглядел настолько однозначным, как раньше: «Пирелли» передала «синие ободки» для лучшей видимости и даже ускорила расчетное время круга на них на 1,5 секунды.

Сложности же возникли не только у стратегов. Несколько машин испытывали серьезные технические трудности еще до старта гонки:

● «Хаас» Бермэна после пятничной аварии и смены мотора с трансмиссией никак не мог подружиться с коробкой передач. Он пропустил квалификацию, ему дорабатывали болид в режиме закрытого парка и он отправился на пит-лейн;

● Лоусон на «Ред Булл» пропустил третью практику из-за поломки мотора – его оживили только к квалификации, но на «консервативной» мощности;

● Алонсо и Антонелли повредили днища болидов при серьезных атаках поребриков и потеряли часть аэродинамической эффективности машин;

В итоге дождь прошел настолько сильным (с порывистым ветром до 60 км/ч), что гонку «Формулы-2» накануне даже отменили. «Пирелли» даже предполагала старт за сэйфи-каром.

«Ред Булл» рискнул с изменением настроек Лоусона под дождь в последний момент – и Лиам тоже отправился стартовать на пит-лейн.

Однако за 10 минут до старта дождь стих, и большинство команд даже переключились на «промежуточные» покрышки – кроме Стролла. Старт в итоге решили принять с места.

Кто же выжил в таких условиях?

Что случилось в гонке: дождевой фестиваль аварий, редчайший ляп Ферстаппена

Новичок Аджар не дожил до начала и разбил машину еще на прогревочном круге. Старт отложили на 15 минут.

● За время ожидания Строллу тоже сменили покрышки на «промежуточные»;

● Норрис выиграл старт, Пиастри начал чуть хуже и выбрал более агрессивную траекторию, но его стратегия атаки Ландо не сработала – и Ферстаппен воспользовался промашкой Оскара и взял второе место;

Суперстарт с камеры Ферстаппена:

Из мира борьбы в «Феррари»: Леклер достаточно жестко оборонялся от Хэмилтона и ворвался в топ-5.

Еще один новичок Джек Дуэн разбил болид в первой половине первого же круга. Выехал сэйфти-кар;

Сайнс тоже не доехал до конца первого круга – сорвало заднюю часть, и болид ускользнул в барьеры;

 ● Сэйфти-кар завозил болиды на пит-лейн из-за эвакуации болида Сайнса со стартовой прямой – и Окон, Бермэн и Лоусон сменили покрышки на такие же «промежуточные», но подогретые в специальных грелках;

● Сэйфти-кар возил пелотон до 8 круга – только затем произошел рестарт. Норрис пережил первые атаки Ферстаппена.

● К 11-му кругу без дождя и с интенсивными гонками начала проглядываться сухая траектория. Гонщики начали съезжать на прямых на воду для охлаждения покрышек, а дирекция гонки разрешила использовать DRS.

● На 14-м круге Антонелли совершил первый обгон гонки – по внутренней объехал Хюлькенберга. А через 2 круга Кими сорвало в том же месте из-за чрезмерного риска и скорости – и Нико вернул 12-ю позицию.

● На 17-м круге Пиастри насел на Ферстаппена с DRS – И Макс затормозил лишь слегка слишком поздно для обороны, его машина не замедлилась вовремя, чемпион наехал на влажную белую линию и вылетел с трека! Оскар вернул вторую позицию.

● На 17-м круге Антонелли повторил атаку на Хюлькенберга – и вновь успешно.

● На 22-м круге «Макларен» решил оставаться на трассе, если дождь не пойдет – в ожидании превращения «промежуточных» в аналог слика.

● На 23-м круге Хэмилтон пожаловался, что его трансмиссия потеряла синхронизацию между передачами – пришлось искать самому моменты для переключения без автоматических точек оборотов для перехода. И все равно догнал Албона.

● На 24-м круге Антонелли обогнал и Стролла.

● За 12 кругов после сдачи второй позиции Ферстаппен отстал от «Макларенов» на 16 секунд – с 30-му кругу. Пиастри запросили удерживать позицию, но он вступил в споры с мостиком.

● На 32-м круге Пиастри слишком агрессивно атаковал один из поворотов, вылетел на гравий и едва спас машину.

● На 33-м круге Пиастри разрешили бороться – но с соблюдением правил.

● На 34-м круге Алонсо потерял контроль над машиной на поребрике и увез заднюю часть в стену.

● Включили режим сэйфти-кара, и в боксы за «хардом» заехали Хэмилтон, оба «Макларена» и вообще все в пелотоне. Албон и Ферстаппен даже взяли «медиум» – причем Макс был крайне раздражен ситуацией и выражал уверенность, что в таких условиях на сликах ехать они просто не могут.

● Крайне опасная ситуация в режиме сэйфти-кара: пелотон чуть не въехал в эвакуатор! Тот ехал за машиной Алонсо, авто безопасности срезало трек, но для болида «Ф-1» в таких условиях там слишком много риска прокола – и Норрис повез всех буквально бок о бок с грузовиком.

● На 42-м круге гонка возобновилась! Все сохранили позиции.

● А на 43-м круге начал возобновляться дождь с порывистым ветром! Тем временем Бортолето получил 5 секунд штрафа за небезопасный выпуск с пит-стопа.

● На 44-м круге Цунода атаковал и обогнал Леклера!

● В конце 44-го круга трек стал слишком влажным – Пиастри вылетел с трека! Норрис вместе с половиной пелотона нырнул в боксы за дождевыми покрышками, Ферстаппен вышел в лидеры.

● Ферстаппен дотерпел до 47-го круга и сменил покрышки – вернулся 4-м, после Норриса и «Феррари». Лоусон и Бортолето вылетели с трека – желтые флаги и сэйфти-кар.

● А после новой волны пит-стопов с «Феррари» Расселл оказался вторым, Албон – 4-м, Антонелли – 5-м.

● Рестарт на 52-м круге – Норрис вновь выдал просто безошибочное начало. Все вновь сохранили позиции.

● На 54-м круге Гасли ошибся на влажном треке и пропустил обе «Феррари».

● На 57-м круге Пиастри выдал мегаатаку на Хэмилтона и забрал 9-е место.

● На 57-м круге Антонелли прилетели 5 секунд штрафа за нарушения в режиме сэйфти-кара – потому он потерял позицию в пользу «Уильямса»: Албон – 4-й. А выиграл Норрис – он выстоял под давлением Ферстаппена с отрывом в 0,7 секунды!

Расселл присоединился к нему на подиуме.

UPD: После финиша «Мерседес» опротестовал штраф Антонелли – и выиграл! Кими вернули четвертую позицию.

Итоги и быстрые мысли: Норрис – безошибочный титан, а «Феррари» завалила гонку как команда

Ландо Норрис перед стартом сезона клялся, что выучил уроки 2024-го, подготовился и теперь-то сможет бросить вызов Ферстаппену. Как показал Гран-при Австралии, Ландо как минимум на старте держит слово: ошибался меньше и реже всех и блистательно выдержал все сложнейшие и титанически сложные моменты и условия. Потому и победил.

Ферстаппен и Пиастри ошибались чуть чаще и более «метко» – и если Макса немного извиняет менее сбалансированная машина, то Оскар при схожих обстоятельствах слегка перебирал со старанием в преследовании №4.

«Ред Булл», «Мерседес» и «Уильямс» умнее всех раскрыли стратегический квест и потому выбили максимальный результат.

«Макларен» перестарался с риском и не сумел приглушить рвение одного из пилотов – это стопроцентный командный провал.

Но главный проигравший как команда – именно «Феррари». Невнятный стратегический риск с остановками на пит-стопах, постоянные переговоры с пилотами невпопад и неспособность приглушить агрессию Леклера наложились на провал с настройками в квалификации. Машину можно поправить и изучить, но внутренние процессы с приходом Хэмилтона явно придется налаживать заново.

Но помимо чисто очковых результатов (которые еще точно изменятся за длиннющий сезон, полный обновлений, перерывов и спринтов) намного важнее первые наметки понимания расстановки сил: ведь обновленный пелотон наконец выставился для первой оценки в абсолютно равных условиях.

«Макларен» оказался действительно самой сбалансированной машиной – мешала только временная чрезмерная «подвижность» задней части в среднескоростных поворотах при меньшей аэродинамической нагрузке. Но сильные пилоты должны справляться по ходу года, а настройками это можно немного облегчить, пожертвовав частью скорости на прямых.

«Феррари» явно продолжает знакомиться с новой машиной и концепцией подвески, оттого постоянно выходят моменты с нестабильностью на входе в поворот, недостаточная поворачиваемость и избыточная на выходе – потому что Леклер привык направлять болиды такого типа по траектории через удержание педали газа. Техника позволяет ускориться хотя бы немного сверху, но вызывает дополнительный износ шин и риск на быстрых кругах – однако сейчас амбиции «Феррари» и Хэмилтона таковы, что Льюис со второй практики даже начал воспроизводить тот же подход, чтобы хоть немного улучшить результаты.

«Ред Булл» вроде не потерял баланс даже с обновлениями, но не мог «включить» новые шины и просто скользил.

«Мерседес» тоже выглядел достаточно надежным и сбалансированным, но словно недостаточно быстрым при таких условиях в принципе – отчего гонщикам приходилось рисковать больше и вносить в повороты больше скорости, чем болид и резина способны переварить. Зато на жестких составах болид ехал как метроном с первых же сессий.

Проблемы переделанного «Астон Мартин» выглядели очень похоже на «Ред Булл» – то же «несхватывание» покрышек и невозможность нормально разгоняться на выходах из поворотов.

«Хаас» словно слишком «врос» в идею заездов с большой топливной загрузкой – вся манера машины с ленивыми поворотами и аккуратными вращением вокруг виражей словно заточены под аккуратный расход покрышек.

«Альпин», «Уильямс» и «Рейсинг Буллз» выглядели удивительно похоже: достаточно стабильно в общем, но с разными моментами недостаточной и избыточной поворачиваемости в зависимости от уровня агрессии пилотажа, настроек, состава шин и топливной загрузки. Судя по всему, битва между ними будет определяться гоночным уровнем, формой парней за рулем – и стратегией с сочетанием более удачной комбинации всех факторов. Уровень команд решит больше, чем уровень болидов.

Даже улучшенный «Заубер» больше не выглядит безнадежным аутсайдером – при подборе нужных настроек и сборе безошибочных секторов кислотный болид выдавал круги на уровне середняков. Опять все выпадет на долю настроечной команды и формы пилотов.

Следующий апдейт – уже с 21 марта на Гран-при Китая. Ждем!

 Автор Флэшбеки Алонсо