АПЛ очень хитро продлила телеконтракт на 5 миллиардов фунтов. Объясняем простыми словами

Денежное чудо на фоне кризиса.

Что случилось?

АПЛ и все ее вещатели на территории Великобритании – Sky Sports, BT Sport и Amazon – продлили гигантский медиаконтракт, который истекал летом 2022-го.

Лига должна была провести новый тендер на период 2022-2025, но клубы и медиахолдинги договорились в этот раз не соревноваться в слепых заявках, а подписать новые договоры на старых условиях. На кону – все те же 5 миллиардов фунтов (Sky Sports пишет про 5,1 млрд, The Athletic – про 5 млрд, The Guardian – 4,8 млрд, The Telegraph и BBC – 4,7 млрд).

Это значимая победа АПЛ. В разгар экономического кризиса, который сокращает ВВП, а как следствие – бьет и по самым разным бюджетам на телевидении и в спорте – лига получила огромный контракт из здоровой эпохи (прежние контракты подписывали в 2018-м).

К такому позитивному результату ничего поначалу не располагало. Во-первых, лига обязана проводить публичный тендер, так как закрытое распределение нарушает закон о конкуренции. Во-вторых, в начале года, по данным The Telegraph, в офисе АПЛ готовились к худшему: на фоне экономической пробуксовки аналитики допускали резкое падение контракта на 900 миллионов фунтов за три сезона. Это больно ударило бы по футбольной экономике, поэтому АПЛ включила политическое лобби и добилась послаблений. С законом разобрались, клубы были только за, вещатели подвинулись.

Итого: Sky Sports будет транслировать в прямом эфире по 128 матчей за сезон (3,75 миллиарда фунтов), BT Sport – 52 игры (975 млн), Amazon Prime Video – два полных тура на эксклюзиве (90 млн фунтов), BBC традиционно покажет хайлайты в программе Match of the Day.

Но почему без тендера?

Это и правда удивительно. В борьбу была готова вступить как минимум платформа DAZN, но потенциальное обострение конкуренции руководство АПЛ заботило куда слабее, чем потеря сотен миллионов фунтов. При открытом конкурсе вещатели точно не повторили бы прежние цифры, а здесь оказались прижаты к стенке: не заберешь ты – останешься вообще без прямого эфира, твои пакеты заберет другой.

Правительство дало принципиальное согласие. Это исключительная ситуация. Дело в том, что АПЛ с 2006 года исправно проводила открытые тендеры, причем не по доброй воле – тогда Еврокомиссия фактически запретила лиге ограничивать конкуренцию, отдавая все права Sky.

«Коронавирус существенно повлиял на футбол, и продление контрактов с британскими вещателями снизит неопределенность и придаст уверенности всей футбольной пирамиде», – сказал в четверг босс АПЛ Ричард Мастерс.

Про пирамиду – неслучайно. Правительство не просто защитило клубы от новых потрясений, а взяло с АПЛ обещание дополнительно помочь клубам поменьше. И вдобавок к традиционным солидарным выплатам (за три года Футбольная лига Англии получит 420 млн фунтов) АПЛ направит еще 100 миллионов фунтов от медиаконтрактов-2022/25 клубам третьего-четвертого дивизионов, женским и любительским командам.

Если бы тендер все-таки провели – пузырь бы лопнул?

Очень грубо говоря – да.

Если отвечать занудно – смотря что считать пузырем. Давайте разбираться.

Во-первых, контракты должны были просесть процентов на 5-7% просто из-за изменившегося под действием ковида экономического ландшафта. Такова общеевропейская тенденция.

Во-вторых, в Англии закочился период безумного, неконтролируемого роста медиадоходов. Два цикла подряд (2013-2016, 2016-2019) поступления АПЛ от вещателей росли на 70 (семьдесят) процентов! Но уже на тендере 2018 года общая сумма просела (если убрать Amazon и считать чистую телевыручку – просела аж на 10%). Это было первое уменьшение телеконтракта с 2004 года.

Фантастический скачок десятых годов напрямую связан с конкуренцией между Sky и BT. В 2012 году, опасаясь оттока платежеспособной аудитории к конкурентам (спорт способен примагничивать много зрителей), BT открыл самостоятельное спортивное направление. Оно тут же отщипнуло пакет прав на АПЛ – и собрало большую аудиторию. Обострение борьбы за подписчиков взвинтило ставки, и на следующем тендере (2016-2019) мы получили рекордный контракт, переваливший за 5 миллиардов фунтов. Каталог девушек по вызову проститутки Томск Девушки ждут звонка

Вскоре вещатели решили, что пора с этим заканчивать. В 2017 году они подписали совместное соглашение: продукты Sky стали доступны для покупки на BT – и наоборот. Этот продуктовый шаг обессмыслил войню купюр на тендерах, и теперь сети борются исключительно за деньги зрителей, а не за выбор одной площадки. Цены на матчи медленно пошли вниз.

В 2021 году Sky и BT вели бы себя на тендере еще жестче. Во-первых, в 2018 году Sky Sports перешел под контроль американской корпорации Comcast – и впервые в истории (с того прорывного договора начала 90-х) переговоры с АПЛ вела бы не щедрая группа Руперта Мердока. Во-вторых, вещатели были жестко настроены из-за проекта реформ чемпионата от «Большой шестерки» – они собирались требовать регламентных ограничений для топов. «Повсюду напряжение, – говорил один из менеджеров The Guardian в январе 2021-го. – Это не война, но мы и не в миллионе миль от нее».

Ну и, наконец, мощнейшая новость от BT. Компания готова продать спортивный бизнес: или полностью, или частично (скорее инвестиционной компании, которая увидит потенциал), или разделить пополам с другим вещателем, который готов ввязаться в мир АПЛ – все зависит от обстоятельств. Дело в том, что бизнес-приоритет BT – вовсе не футбол, а развитие интернет-инфраструктуры: компания инвестирует 12,5 миллиарда фунтов в полноволоконные сети доступа.

Это не значит, что завтра BT резко перестанет показывать футбол – нет, поддерживать текущее состояние компания готова, но самые большие перспективы развития видит в другом. Поэтому не исключено, что к старту контракта в 2022-м году это будет не просто BT, а BT+Disney/BT+DAZN – то есть в лигу войдут те, кто готовы вкладываться заново. По данным The Telegraph, переговоры начались.

А значит, к 2025 году возможны новые зоны роста – уже в ОТТ-секторе.

Что с другими странами? Англия опять намного богаче всех?

Да, отрыв АПЛ снова увеличится.

Пока британское правительство смягчало для футбола удар кризиса, Серия А, Бундеслига и Лига 1 за последний год заметно пострадали.

Бундеслига подписала новый телеконтракт еще в 2020-м: сумма упала на 5%. С 4,64 миллиарда евро за три сезона до 4,4.

Серия А заключила договор в марте, падение – 6,5%. Было 973 млн евро, стало – 910 (840 от платформы DAZN, еще 70 – от Sky).

Во Франции – вообще трагедия. Начиная с 2020-го лига должна была получать 1,15 миллиарда евро в год, но компания Mediapro перестала платить, лига увязла в кредитах (чтобы клубы не обанкротились), и права перешли Canal+ с космическим дисконтом. Вместо миллиарда с лишним клубам достанется всего 590 млн + 100 млн бонусом.

Официальных новостей по Испании пока не было.

Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Justin Setterfield, Michael Regan