АПЛ лишилась крупнейшего зарубежного ТВ-контракта – его разорвал Китай. Дело не только в политике

Вы могли много читать о конфликтах Великобритании и Китая. Как минимум два крупных произошли в последнее время. Первый случился из-за высказывания Месута Озила в поддержку уйгуров, притесняемых китайским правительством – «Арсенал» сразу отстранился от позиции немца, но все равно получил удар по репутации: китайское телевидение даже не показало матчи с участием лондонцев, а Озила игнорировало.

Второй случился уже в 2020-м – из-за вмешательства Китая в дела Гонконга. В середине июля китайский холдинг CCTV снял с показа матчи АПЛ и убрал их на кабельные каналы (но и там их в итоге не показали). Если вас удивила формулировка с вмешательством в дела Гонконга, поясним: да, Гонконг – регион в составе Китая, переданный как раз Великобританией в девяностых. Но при передаче было четко оговорено, что до 2047 года Китаю и более вестернизированному Гонконку придется жить по схеме «одна страна – две системы» (примерно та же история с португальским Макао).

Но Китай протолкнул закон о госбезопасности в гонконгский парламент, из-за чего Великобритания пообещала выдать гражданство всем жителям Гонконга, но самое главное – расторгла контракт касательно внедрения 5G, который был подписан с китайской корпорацией Huawei.

Китай думает забанить АПЛ из-за санкций. Лига уже исчезла с главного канала страны

А теперь еще одна неприятная для АПЛ новость, которую многие сразу могут связать с политикой: кабельный бродкастер PPTV, с которым у лиги был контракт на 550 миллионов евро, отказался от контракта. Только ли дело в политике?

•‎ PPTV стал вещателем АПЛ только летом 2019 года – это негосударственное кабельное телевидение (и стриминговый сервис), которое принадлежит крупной корпорации Suning.

•‎ Suning пропустила срок обязательного платежа в марте – не перевела 160 миллионов фунтов. С чем это связано? Непонятно. Некоторые эксперты, по информации The Athletic, связывают это с политической ситуацией – которую мы описали выше.

•‎ Но большинство говорит о другом. Например, NY Times полагает, что дело тут вовсе не в политике. Suning отчиталась о «выдающихся» доходах, несмотря на коронавирус, но учитывая, что она специализируется на продаже электротоваров (а рынок просел везде), логично предполагать, что компания лукавит. Кроме того, футболисты «Цзянсу Сунин» недавно бастовали из-за задержки зарплат, а «Интер», который принадлежит Suning, отказывается от дорогих трансферов.

•‎ Есть и третий вариант (который вытекает из второго) – такая версия у журналиста Кэмерона Уилсона, пищущего про китайский футбол. Он считает, что Suning «просто пытается пересмотреть условия контракта» – и политика тут не причем. Самое время заметить, что стоимость контракта по сравнению с предыдущим выросла в 12 раз – видимо, китайцы поняли, что просто переплатили.

•‎ Пол Уиддоп, старший преподаватель по развитию спорта в Манчестерском университете, полагает, что это симбиоз всех проблем: «На первый взгляд эта история может показаться не более чем переговорной тактикой, учитывая проблемы потери доходов от спортивного вещания в ходе пандемии. Они также могут сослаться на потенциальную потерю будущих доходов, если положение останется неизменным, но это на самом деле не отражает текущий рынок. Но мы находимся в разгаре торговой войны, и спорт, в частности, футбол, кажется, является дипломатическим мягким оружием».

Его версию поддерживает профессор Саймон Чедуик: «В Китае, похоже, сложилось общее мнение, что в прошлом вещатели платили слишком много за права. Но я думаю, что происходящее – не просто разрыв дорогостоящей сделки. Это происходит на фоне дипломатического конфликта. Suning могла бы настоять на этом раньше, почему нет? Их оборот за последний год составил 38 миллиардов долларов. Дело точно не только в деньгах».

•‎ Надо понимать, что АПЛ очень популярна в Китае, и прямой разрыв контракта вряд ли выгоден в нынешней ситуации – не Suning, так найдется другой вещатель. Ведь это самый популярный футбольный продукт в Китае: по оценке Bloomberg, на декабрь 2019-го в полуторамиллиардном Китае 27 миллионов жителей интересовались английским футболом. К 2024-му цифра должна достигнуть 45 миллионов, потому что Азия – главная маркетинговая цель АПЛ.

•‎ Чем эта история отличается с тем, что было с НБА? Там была прямая политическая связь – CCTV, у которого были права на показ НБА в Китае, – это государственная телекомпания, которая полностью подчиняется правительству. Предприниматели тоже редко отклоняются от линии партии, но все-таки PPTV – это коммерческий и не общедоступный проект, охват у него меньше, чем у госканалов.

К тому же, АПЛ, в отличие от НБА, не выступала с поддержкой критики Китая (да и вообще ее допускал только Озил – от него отстранился даже клуб) и старается быть максимально аполитичной.

•‎ И все-таки, если нового контракта не будет – что будет с АПЛ? Китайское соглашение – самое дорогое зарубежное соглашение у лиги. Общая сумма составляет 4,35 миллиарда. Уход Китая означает потерю 16% только от телеправ. И не надо забывать, что Азия – самое популярная маркетинговая точка для Премьер-лиги. Больше всего пострадают топ-клубы, потому что помимо фиксированной платы от телеправ лига раскидывала дополнительные деньги в зависимости от места в таблице – чем оно выше, тем больше бонус.

•‎ АПЛ, конечно, готовилась к подобному – новый президент лиги Ричард Мастерс, когда принимал дела, заявил, что АПЛ хочет создать что-то вроде «Нетфликса» и продавать права не конкретным телекомпаниям, а пользователю. Похоже, время готовиться пришло.