Английским клубам запретили менять эмблему и цвета, если фанаты против

«Вилла» выбрала новое лого уже с болельщиками

Получилось очень похоже на герб «Челси».

Редизайн клубного логотипа далеко не всегда воспринимается болельщиками позитивно, не говоря уже о смене цветов. Хорошие новости – в этом году Футбольная ассоциация Англии ввела правило, которое защищает наследие клубов. Теперь эмблемы и домашние цвета нельзя менять, не проконсультировавшись с фанатами и не заручившись их поддержкой.

«В случае если будет обнаружено, что клуб нарушает правила, Футбольная ассоциация может принять соответствующие меры. Например, принудить клуб вернуться к предыдущей цветовой комбинации герба или домашней футболки, – говорится в заявлении ФА. – Цель новых правил – поставить болельщиков в центр процесса принятия решений по этим важным вопросам клубного наследия».

Нововведение распространяется на все английские клубы, включая АПЛ.

Вспомним самые провальные попытки ребрендинга в британском футболе. «Кардифф» и «Лидс» столкнулись с таким давлением фанатов, что вернулись к классике

«Кардифф» больше 100 лет играл в синей форме и называл себя The Bluebirds («лазурные/синие птицы»), но в 2012 году на клубные традиции покусился новый владелец из Малайзии Винсент Тан. Он решил, что будет хорошей идеей сменить привычную сине-белую форму на красно-черную, а на эмблеме уменьшить родную для клуба птицу, чтобы туда поместился увеличенный дракон. Объяснялось это попыткой завоевать популярность в Азии. Тан не понимал мотивы возмущения фанатов, ведь красный цвет и дракон – это не только Азия, но еще и символы Уэльса.

Про самоидентифкацию болельщиков клуба, которые хотели оставаться Bluebirds, Тан не хотел ничего слышать: «Могу сказать фанатам одно: протесты не заставят меня передумать. «Кардифф» останется красным. Надеюсь, что фанаты правильно воспримут это и продолжат поддерживать клуб на его пути обратно в Премьер-лигу. Им стоит знать, что я согласился вложить в клуб 100 миллионов фунтов, если мне позволят изменить клубные цвета и использовать красного дракона в качестве эмблемы. В конце концов, дракон является символом Уэльса. Именно мои деньги позволили команде вернуться в Премьер-лигу после 51 года отсутствия».

Эти слова прозвучали в декабре 2014 года, а перед следующим сезоном руководство «Кардиффа» все же сдалось по давлением фанатов, многие из которых сдавали абонементы.

Клуб вернул на первый план птичку и синие цвета, а дракона припрятал вниз.

«Лидс» обжегся на неудачном редизайне в январе 2018-го, когда вместо трансферов в последнюю неделю зимнего окна неожиданно порадовал болельщиков новой эмблемой. Клуб никак не готовил к изменениям – первый пост, хоть как-то предупреждающий о смене эмблемы, появился в твиттере всего за 2 минуты до того, как там появилось само обновленное лого.

Новый итальянский владелец «Лидса» Андреа Радриццани решил осовременить лого. Цвета остались прежними, но радикально изменился дизайн: вместо аббревиатуры появилось название клуба, а главным элементом стал безголовый мужчина, бьющий себя кулаком в грудь.

Спокойно, это не какая-то странная фантазия дизайнеров – у жеста есть исторический бэкграунд: движение называют Leeds Salute и оно широко известно в среде болельщиков «Лидса».

Однако принятию новой эмблемы это не помогло: возмущения не скрывали не только фанаты, но и легенды клуба. В сети сразу же появилась петиция против логотипа, которая в кратчайшие сроки собрала 77 тысяч подписей. С эмблемой в стиле МЛС «Лидс» продержался меньше суток, после чего клуб признал ошибку и вернулся к английской классике.

Но за это время новое лого превратилось в мем, а над ребрендингом успели пошутить не только болельщики других команд, но и сами клубы. «Астон Вилла», например, проанонсировала будущий матч с «Лидсом», вспомнив нелицензированные эмблемы и названия из симулятора PES. Настолько новая эмблема показалась людям слишком упрощенной и ненастоящей.

«Астон Вилла» учла опыт: к выбору новой эмблемы клуб подошел максимально взвешенно

В 2024 году клуб из Бирмингема отметит 150-летний юбилей. Эту дату клуб решил встретить с обновленным логотипом, который начнется использоваться с сезона-2023/24.

«Вилла» подошла к вопросу обдуманно – приготовления начались уже этим летом. В июне на сайте появилась подробная страница, где клуб ответил на главные вопросы болельщиков: почему нужна смена лого? как фанаты могут внести вклад? в какие сроки планируется провести изменения? что не так с нынешней эмблемой?

«Астон Вилла» хочет пересмотреть то, как мы представляем себя визуально в будущем. Мы свяжемся с вами, фанатами, чтобы ближайшие месяцы вы приняли участие в этом процессе, – говорилось в заявлении «Виллы». – Важной частью диалога будут беседы с нашей Консультационной группой болельщиков. Это ваш клуб, и ваш голос имеет значение. Вместе мы найдем способ смотреть в будущее с лучшей стороны, уважая наши традиции, достижения и ДНК».

После заявления «Астон Вилла» провела онлайн-опрос среди болельщиков, в котором приняли участие 12 600 человек. Мнения о редизайне также собирались с помощью фокус-групп.

После нескольких этапов консультаций клуб пришел к следующим выводам:

• У фанатов есть желание сменить эмблему: 76% не считают, что нынешний герб хорошо представляет «Астон Виллу», а 93,5% комментариев в соцсетях на тему июньского заявления о редизайне оказались положительными.

• Традиционный лев и клубные цвета должны оставаться основной частью любого нового дизайна.

• Фанаты часто говорили о том, что название на логотипе должно отражаться полностью, а не аббревиатурой AVFC.

Сайт Football Kit Archive напоминает, что лев появился на клубной символике еще в XIX веке.

После полугодовой подготовки клуб из Бирмингема приступил к финальному этапу.

На прошлой неделе «Вилла» представила два новых лого на выбор, предложив владельцам абонементов и членам клуба проголосовать за понравившийся вариант. Отдать голос можно было как онлайн, так и на стадионе.

«Вилла» развернула льва в другую сторону, изменила акценты цветов и заменила сложное для восприятия AVFC на полное название клуба. На втором варианте представлен еще и год основания. Звезда, которая напоминает о победе в Кубке европейских чемпионов-1981/82, на месте.

По итогам голосования, в котором приняли участие около 22 тысяч человек, победил второй вариант (77% голосов). Фанатов не смутило, что он очень уж напоминает логотип «Челси».

Наверняка болельщики руководствовались тем, что у «Виллы» в 70-х и 80-х уже было похожее круглое лого с бордовым львом. И именно с такой эмблемой клуб в последний раз выиграл титул в Англии, Кубок европейских чемпионов и Суперкубок УЕФА.

Но от мемов это не уберегло.

В целом процесс все равно прошел гладко – следующий сезон клуб начнет с новой эмблемой.

А вот «Брэдфорд» год готовил редизайн (сделали 2 новых варианта), но фанаты оставили старое лого

«Брэдфорд» из четвертого дивизиона тоже хотел начать следующий сезон с новой эмблемой. Обновление также приурочили к юбилею – в 2023 году клубу исполнится 120 лет.

Здесь подготовка к редизайну началась еще в 2021 году – есть специальный сайт «Твой город, твое мнение», где по пунктам расписан каждый шаг. В начале октября «Брэдфорд» после консультаций с болельщиками опубликовал новое лого, которое достаточно сильно отличалось от старого.

Но даже после этого клуб решил не торопиться – и провел опрос уже по новому дизайну. Выяснилось, что 53% фанатов поддерживает обновление лого (47% за сохранение старого), но большинство из них хотят внести изменения в предложенный вариант.

На основе собранных отзывов «Брэдфорд» подготовил два новых дизайна и на прошлой неделе вынес их на голосование болельщиков. Но в отличие от «Астон Виллы» клуб также предложил оставить старую эмблему, которая действует с 1991 года (вариант С).

И теперь уже 61% фанатов (из более чем 5 тысяч) проголосовали за сохранение старой эмблемы. Вариант B выбрали 26% болельщиков, вариант А – 13%.

Да, после года работы по редизайну «Брэдфорд» решил ничего не менять.

«Хотя введение новой айдентики, несомненно, принесло бы пользу организации в будущем, это не перевешивает наши основные ценности прозрачности и инклюзивности, которые мы высоко ценим, – прокомментировал исполнительный директор клуба Райан Спаркс. – Это был ценный процесс, который помог нам понять, что важно для болельщиков с точки зрения бренда.

Требуется определенный уровень осмотрительности в отношении того, что принадлежит клубу и не менялось в течение 30 лет. Мы многому научились в этом проекте за последние 12 месяцев».

Фото: REUTERS/Hannah Mckay, Molly Darlington