Алина Загитова. Эсмеральда. Премьера шедевра

Ну что ж, субботние страсти немного улеглись, эмоции и мысли обрели вместо хаотичной субстанции вполне определённую форму, появились, наконец-то, слова, можно, наверное, и высказаться. По-крайней мере, появилось такое желание после практически двух дней полуобморочного состояния от избытка чувств))

А что произошло? Да ничего особенного, если не считать события, которое ждали около восьми месяцев. Ждали все: любители фигурного катания, болельщики конкретной спортсменки, тайно, но ждали её же хейтеры, ждал бомонд, журналисты, комментаторы… Дождались.

7 ноября 2020 года на Фестивале “Влюблённые в фигурное катание” Олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы Алина Загитова, временно приостановившая карьеру, и не выступавшая на соревнованиях с декабря 2019 года, презентовала свою новую программу “Эсмеральда”, представив её как показательный номер. Последний раз, выступающей на льду, мы видели Алину в феврале 2020 года на престижном швейцарском юбилейном шоу “Арт он айс”. И вот, наконец-то, это произошло снова.

Алина представила зрителям два номера: “Outro” – программа-посвящение Людмиле Борисовне Шалашовой, маме Даниила Глейхенгауза, работавшей хореографом в группе Этери Тутберидзе, к сожалению, ушедшей из жизни год назад (мы все знаем, какой вклад внесла эта женщина в становление Алины и будем всегда благодарны ей за это).

И “Эсмеральда” – по мотивам известного романа В.Гюго с композициями из мюзикла “Нотр-Дам де Пари”. Если с первой программой зрители были уже знакомы, то вторая была только на слуху, так как Алина готовила её для показательных выступлений на Чемпионат мира 2020, который был отменён по известным причинам.

Когда нам, ещё перед ЧМ объявили об этой программе, я помню, было очень много разных мнений на этот счет, многие обрадовались, считая, что образ молоденькой танцовщицы, описанной в романе Гюго, – это как раз для Алины. Но были и сомневающиеся в том, какой же образ и какую композицию выберут для программы. Больше всех было комментариев со словами: “только не Бель”. Лично я относилась и к тем и другим, очень ждала эту программу, боялась и надеялась, что это не будет слишком банально.

Результат превзошёл все ожидания! Программа поразила меня до глубины души. И эта программа, была создана именно для Алины. Потому, что никто, кроме неё, не смог бы показать то, что мы увидели.

И это не громкие слова, простите меня поклонники других фигуристок. Да, многие хорошие спортсменки смогли бы создать свою программу на эту тему, и многие делали это ранее, и не раз, музыка из мьюзикла “Нотр-Дам де Пари” в ФК считается “нафталиновой”, но в программах использовались, в основном, такие композиции как “Belle” и “Le Temps des Cathedrales”. В программе Алины же мы увидели целый спектр разнообразных вариаций образов одной героини-Эсмеральды, относительно представленной сюжетной линии, состоящей из пяти частей. Но об этом чуть позже…

Прежде, чем рассказать, чем именно поразила меня эта программа, хочу немного уйти в историю образа Эсмеральды.

Эсмеральда – главная героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», а также фильмов, спектаклей, мюзиклов, балетов и стихотворений, созданных по мотивам этого произведения.

Имя Эсмеральда имеет греческие корни и восходит к слову «смарагдос», перешедшее в латинский язык как «smaragdus». Это слово означает «зеленый драгоценный камень», а точнее «изумруд». Существовало мужское имя Смарагд. В дальнейшем слово претерпело некоторые фонетические изменения, в употреблении осталось только женское имя, которое стало звучать как Смеральда, Смеральдина, а в дальнейшем и как Эмеральд, Эсмеральда. У славян также существовало женское имя Измарагда, которое произошло от греческого названия камня изумруд, а мужское имя звучало как Измарагд.

Эсмеральду украли у ее матери, Пакетты Шантфлери, испанские цыгане, взамен оставив ребенка, которого мы знаем как Квазимодо. Они же и дали ей это имя. От рождения же её звали Агнесса. Выросшая в цыганском таборе Эсмеральда вернулась в Париж и стала зарабатывать деньги танцами и демонстрацией дрессированной козочки Джалли.

Эсмеральда. Шарль де Штейбен (Карл Карлович Штейбен / Charles de Steuben), гравюра Жана-Пьера-Мари Жазе (Jean-Pierre-Marie Jazet). 1841

Жила она в неблагополучном квартале, населением которого были воры, профессиональные нищие, цыгане и прочий сброд. Она была там в полной безопасности, потому что все любили ее за красоту. Но совершенством отличается не только ее внешность – от маленьких безупречной формы ножек до темных огромных глаз и пышных черных волос. Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении Эсмеральды все озаряется каким-то волшебным сиянием: «Она была словно факел, внесенный со света во мрак». Но и душа героини не менее прекрасна. Невозможно представить, что она кому-либо может сознательно причинить зло. Она без колебаний спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года; она единственная из огромной толпы пожалела несчастного Квазимодо, умирающего от жажды у позорного столба, и дала ему напиться из своей фляги.

Эсмеральда, утоляющая жажду Квазимодо. Иллюстрация Франсуа Фламанга (François Flameng), гравюра А.Монгена (A.Mongin). Иллюстрация к парижскому изданию 1885 года

Первой и единственной любовью героини по утомительно-скучной иронии судьбы стал пустой фанфарон Феб де Шатопер. До роковой встречи с Фебом все пребывало в состоянии внешнего покоя. Эсмеральда жила своими мечтами и надеждами. Квазимодо лишь издали любовался ею.

Эсмеральда и Феб. Акварель начала ХХ века

Устрашающий лик Клода Фролло возникал перед ней довольно часто, но лишь пугал ее, не принося существенного вреда. Перейти к решительным действиям архидьякона вынудила ревность – сначала к Фебу, а потом и к Квазимодо. Клод Фролло решил погубить Эсмеральду, чтобы она не досталась никому. Именно по его воле последние месяцы жизни героини превратились в сущий ад. Сначала он подстроил все таким образом, чтобы Эсмеральду обвинили в убийстве Феба (хотя тот вовсе не умер, а был лишь ранен злобным архидьяконом). Эсмеральда оказалась в тюрьме, подверглась там ужасающим пыткам, но все же предпочла смерть любви Клода Фролло.

Пытка Эсмеральды. Французская иллюстрация XIX века

Лишь чудом Квазимодо удалось спасти Эсмеральду, буквально вырвав ее из рук палача. Он перенес приговоренную в собор, где по закону никто не имел права ее тронуть, и попросил никогда не выходить оттуда.

Квазимодо, спасающий Эсмеральду. Иллюстрация Эма де Лёмю (Aime de Lemud) из парижского издания 1844 года

Но Клод Фролло вновь сумел обмануть Эсмеральду, используя ее друга Гренгуара, он выманил ее на улицу. И это стало концом для несчастной героини. На этот раз она была повешена.

Казнь Эсмеральды. Николя-Эсташ Морен, французский художник (Nicolas-Eustache Maurin, 1799-1850)

Эсмеральда была девушкой чудесной красоты.

“На  просторном, свободном пространстве  между костром  и толпой плясала девушка. Была ли она человеческим существом, феей  или ангелом,  этого Гренгуар, философ-скептик,  иронического  склада  поэт,  сразу   определить  не   мог, настолько был он очарован ослепительным видением. Она  была невысока ростом, но  казалась высокой – так  строен  был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно  было догадаться,  что днем  у  ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, – так легко ступала она в своем узком изящном башмачке.  Девушка плясала,  порхала,  кружилась  на  небрежно брошенном  ей  под ноги  старом  персидском ковре,  и  всякий  раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд  ее больших  черных глаз  ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы  были прикованы к ней, все рты разинуты.  Она танцевала под рокотанье бубна,  который ее округлые  девственные руки высоко  взносили над головой.  Тоненькая,  хрупкая, с обнаженными плечами и  изредка  мелькавшими из-под  юбочки  стройными  ножками,  черноволосая,   быстрая,  как   оса,  в золотистом,  плотно облегавшем ее талию  корсаже,  в  пестром  раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…”

Шарль Вуаймо. Эсмеральда танцует, 1882

Гордость и чувство собственного достоинства от природы присущи Эсмеральде. Она прекрасна, когда танцует или поет, «поет как птица, ликующе и беспечно». Но, полюбив Феба, она забывает о том, что является органическим свойством ее свободной натуры. Она почти жалка, когда говорит своему ничтожному возлюбленному: «Я ваша раба… Пусть я буду опозорена, запятнана, унижена, что мне до этого». Любовь к Фебу, прекрасная по своей сути, делает ее порой жестокой к окружающим и действительно любящим ее людям.

Но роман Гюго именно построен на подобных контрастах и противопоставлениях: Эсмеральда и Квазимодо – красота и физическое уродство; Эсмеральда и Феб – искренность и лживость, самоотверженность и самовлюбленность; Эсмеральда и Клод Фролло – бескорыстная, жертвенная любовь и эгоистичное, похотливое смертоносное влечение.

Эсмеральда в темнице. Иллюстрация Бурде (Burdet) из парижского издания 1844 года

Как мы видим – образ сложный, многогранный, и исполнить всю его гамму в одной программе, на первый взгляд, казалось невозможным. Мало того, и построить программу, показав весь трагизм этой истории, также казалось миссией невыполнимой. Обычно, хореографы для постановки программы брали одну-две мелодии из мьюзикла и катали обычно либо лиричный, либо трагичный образ, в основном, больше лиричный. Сочетание и того, и другого я не помню ни у кого из одиночниц, может я ошибаюсь, и кто-то из подписчиков меня поправит, буду рада. Но Алиной в субботу был показан целый спектакль в трёх минутах. И это просто поразительно!

И можно сколько угодно шутить про “топор Глейха”, но в этой программе, на мой взгляд, сочетание именно нескольких композиций, логически и сюжетно выстроенных друг за другом, считаю большой находкой Даниила Глейхенгауха, и большой удачей, с чем я его и поздравляю. Добавлю только то, о чём написала ранее: очень хорошо видно, что программа “Эсмеральда” создана для Алины, и только для Алины, потому, что кроме неё такое буйство красок выкатать никто не смог бы, ни технически, ни эмоционально. Эта программа очень выигрышно подчеркнула многогранность и природную харизму Алины, а также, её безграничный талант. Как говорится, программа “села, как влитая”. Ни убавить, ни прибавить. Каждое движение выверено, каждый жест осмыслен, прослеживается сюжетная линия, выбраны потрясающе красивые моменты и аранжировки музыки для нашей потрясающе красивой Алины. Программа – достойная Олимпийской чемпионки. Спектакль. И это не могло не поразить. Поэтому я считаю эту программу очередным шедевром в коллекции шедевров Алины Загитовой, программу, которую, я надеюсь, увижу ещё не раз.

По поводу наполнения программы музыкальными нарезками лучше меня “скажет” фрагмент из статьи Анастасии Паниной в интернет-издании “Матч!”, который я хочу привести здесь для удобства моих читателей (как обычно, подборка фото – моя)

Ссылка на полную статью здесь: https://matchtv.ru/figure-skating/matchtvnews_NI1267340_Pochemu_Zagitova__idealnaja_Esmeralda_Podrobnyj_razbor_novoj_programmy?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Итак, фрагмент статьи:

ВОПРОСЫ К НАРЕЗКЕ МУЗЫКИ: ПОЧЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНО СТОЛЬКО РАЗНЫХ ПЕСЕН? ЗАЧЕМ ДОБАВЛЕНА РЕЗКАЯ ГИТАРА В СЕРЕДИНЕ ПРОГРАММЫ?

Музыкальная нарезка к программе насчитывает сразу пять композиций в разных аранжировках. Историю открывает тема «Бродяги» (Les Sans-Papiers) — в начале мюзикла она сопровождает сцену появления цыганского табора, пытающегося проникнуть в Париж и получить убежище в Соборе Парижской Богоматери. Мы знакомимся с Эсмеральдой.

Далее звучит прекрасно знакомая каждому человеку на планете «Бэлль» (Belle) — исповедь с признанием в любви к Эсмеральде от трех мужчин сразу — горбуна Квазимодо, священника Фролло и капитана королевских стрелков Феба — лишь в него цыганка по-настоящему влюбляется, отвергая других, что предопределяет ее дальнейшую судьбу.

Третий фрагмент — вызвавшая самые большие споры болельщиков инструментальная часть песни «Колдунья» (La Sorciere).

Звук электрической гитары действительно воспринимается резко и даже чужеродно, но лишь до того момента, пока не обратишься к смысловой нагрузке песни. Она — призыв отвергнутого священника Фролло к толпе и Квазимодо разглядеть мнимые пороки Эсмеральды, ненавидеть ее, считать ведьмой, похитить и посадить в башню Собора:

«…Это дикая кошка, злобный дух! Эти руки, гибкий стан, и походка и глаза — это всё наважденье, обман, воплощенье зла! Подстереги ее, звонарь, и в башню упеки. Там ей придется день и ночь замаливать грехи. И, может быть, с теченьем дней Мадонна сжалится над ней». (Текст песни «Ведьма» из русскоязычной версии мюзикла)

Сама Эсмеральда, над которой нависает угроза потери свободы и жизни, в молитве обращается к деве Марии (в программе за это отвечает композиция Ave Maria Paien). И, конечно, просит не только за себя, но и за своего возлюбленного («Приглядывай за моей любовью, дева Мария» — перевод с французского), хотя ветренный Феб давно о ней позабыл.

Наконец, для финала программы выбрана самая драматичная тема среди всех песен мюзикла. «Танцуй, моя Эсмеральда» (Danse mon Esmeralda) — момент, когда Квазимодо мстит священнику Фролло за казнь Эсмеральды, сбросив его с собора, и умирает сам с телом цыганки на руках.

«Танцуй, моя Эсмеральда. Пой, моя Эсмеральда. Дай мне отправиться вместе с тобой. Умереть ради тебя не значит умереть». (Перевод с французского)

Безусловная трагедия судьбы Эсмеральды в сюжете «Собора Парижской Богоматери» неразрывно связана с идеей о том, что ни одно чувство по силе не сравнится с безусловной же любовью.

Символично, кстати, что финальная поза Загитовой — раскинутые в стороны руки и застывший взгляд, направленный в небо, но при этом лишь одно преклоненное на лед колено. В своей молитве Деве Марии Эсмеральда, каясь, произносила слова «Я не умею склонять колен». И даже в своей смерти склонила лишь одно.

На этом, цитирование фрагмента статьи закончено.

Правда, сильно? Я под впечатлением! Как! Как такое возможно?! И тем не менее, мы все это чудо видели! Оно есть, оно существует. И это чудо зовут – Алина Загитова – Эсмеральда!

Каждая спортсменка, наверное, мечтает иметь в своём арсенале хотя бы одну программу-шедевр, ту программу, по которой спортсменка запомнилась бы на долгие, долгие годы. Феномен Алины ещё и в том, что абсолютно ВСЕ её программы – шедевры. Ни одной проходной. И Эсмеральда, я уверена, займет в списке шедевров достойное место. Потому что её уже полюбили, и её хочется пересматривать снова и снова. Поздравляю тебя, Алина с этим!

Хочу ещё добавить, что были среди болельщиков некие споры к платью для Эсмеральды.

Если опять обратиться к роману В.Гюго, то Эсмеральда, в основном, носила белую блузку, обнажающую ее плечи, тёмно-зелёный корсет, на поясе фиолетовый платок с монетами, сиреневую юбку, розовую ленту, которой девушка собирает в хвост волосы, украшения на каждой руке, браслет на ноге, серьгу на левом ухе. Во время танца на Фестивале Дураков носила платье винного цвета с фиолетовыми полосками на поясе и руках (платье тоже обнажает плечи девушки), диадему и сиреневый газовый платок (или шарф), который дарит Клоду Фролло. Видно, что платье из дорогих тканей, поэтому Эсмеральда могла получить платье как награду за танец от знатных людей.

Знаете, я не буду сейчас ни с кем спорить на эту тему, разбирать на какие-то детали, у каждого своё видение, скажу только, что в целом, мне платье понравилось. На некие мелочи не хочу сейчас обращать внимание, думаю, их доработают. Кое-какие совпадения с платьем, описанным в романе, есть, их больше, каких-то нет. Можно было, наверное, и по-другому, но есть то, что есть. И то, что есть, совсем не плохо выглядит, на мой взгляд. А кто видел вживую, так и вообще никаких вопросов не имеют, судя по их отзывам.

Поэтому предлагаю просто наслаждаться новой программой, шикарной Алиной в ней и ждать новых мероприятий, где мы могли бы это чудо увидеть снова. А пока – пересматривать и пересматривать видео с проката.

Не могу не рассказать здесь о том, что премьера программы отметилась ещё некими приятными событиями) Сразу после премьеры все болельщики Алины, выражая свою любовь и признательность, вывели тег #влюблённыевЗагитову на первое место в трендах твиттера, о чём в инстаграмме сообщила фан-группа Тимзагитова, да и сама Алина тоже это отметила в сторис.

Также, сразу после премьеры, группа Тимзагитова от лица всех болельщиков поблагодарили Алину и подарили ей роскошные (как всегда) цветы и коллаж из фото болельщиков с табличками “Алина”. О чём наша любимая спортсменка также поблагодарила в своей сторис.