Аэробика в 1980-х покорила даже СССР и стала символом секса. В ней только один недостаток: она убивает суставы

Розовые трико и сумасшедшие прически.

Аэробика – такой же символ 80-х, как прическа-маллет или джинсы-варенки. Стоит увидеть занятия в обтягивающих ярких лосинах под музыку, и сразу понимаешь, о какой эпохе идет речь. Например, в прошлом году вышел девятый сезон «Американской истории ужасов», действие которого происходит в 1984-м, и занятия по аэробике там играют сюжетообразующую роль.

В сериале аэробика была сексуально заряженной – как и в клипе Call on Me шведского диджея Эрика Придза, вышедшем в 2004-м. После релиза Call on Me стало самым скачиваемым музыкальным видео в Австралии, а журналисты признавали его как самым сексуальным клипом в истории, так и одним из худших.

Как бы там ни было, он окончательно закрепил образ аэробики как эротических танцев. Хотя создавалась она совершенно для другого.

Рождение: армейские корни и настойчивая женщина

Аэробика родилась в США в конце 60-х. К тому времени доктор Кеннет Купер, служивший в американской армии, опубликовал книгу о пользе аэробных нагрузок, во время которых основных источником энергии для мышц становится кислород. Это, например, быстрая ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, гребля. Купер утверждал, что американцы тренируются неправильно и сосредотачиваются на незначительном (например, мелких мышцах бедра), при этом игнорируя самое главное – сердце.

Вышедший в 1999-м «Исторический словарь 70-х» утверждает, что предлагаемые Купером аэробные упражнения не стали очень популярными, потому что заниматься ими надо в одиночку, а «многим американцам не нравилось проводить много времени в одиночестве». Все изменила Джеки Соренсен, когда под впечатлением от книги Купера придумала танцевальную аэробику в формате групповых занятий.

В 1965-м муж Соренсен пошел служить в военно-воздушные силы, и его постоянно направляли на разные базы во всех концах США. Джеки ездила с ним и, поскольку с детства занималась танцами, организовывала танцевальные студии для других армейских жен. «Я учила их чечетке, балету, акробатике и даже бальным танцам. Но все изменилось, когда мы приехали в Пуэрто-Рико», – вспоминала Соренсен.

В Пуэрто-Рико танцевальная студия уже была, поэтому ее услуги не понадобились. Ей  предложили вести что-то вроде физкультуры. «Я не хотела заниматься скучными программами, поэтому сказала, что изучу вопрос и что-нибудь придумаю», – рассказывала Джеки. Так она и нашла книгу доктора Купера, которая изменила ее жизнь.

«Я поняла, что нахожусь в такой хорошей форме благодаря танцам и хореографии. Но я не хотела делать свой курс пугающим для тех, кто не умеет танцевать, поэтому включила в него много прыжков, скачков и ходьбы – того, чем мы с детства занимаемся. Еще я придумала простые комплексы движений с использованием чечетки, канкана и других танцевальных стилей», – объясняла Соренсен.

Курс получился таким хорошим, что его одобрил сам доктор Купер, а пуэрториканское телевидение предложило Джеки снимать сегменты для программы о здоровье. Потом Соренсены переехали в Нью-Джерси, где Джеки начала строить фитнес-империю: в ее первой группе было всего шесть человек, но к концу 70-х классы стали франшизой с точками по всей Америке. Она написала книгу, вышедшую тиражом в 250 тысяч копий, и вошла в президентский совет по здоровью.

Одновременно с Соренсен идею танцевального фитнеса развивала Джуди Миссет. Она в 1969-м придумала джазерсайс – смесь джазовой хореографии и упражнений (exercise). Как и Соренсен, она была танцевальным инструктором и заметила, что мало кто задерживается на занятиях надолго. Оказалось, что чаще всего бросали уроки те, кто не хотел становиться танцором, а просто пытался привести себя в форму.

В итоге Миссет упростила хореографию, добавила физкультуры и добилась безумной популярности: франшиза зарабатывала 40 миллионов долларов в год и в США по размаху на тот момент уступала только пиццериям Domino’s.

Пик: Джейн Фонд, 17 миллионов проданных кассет и пришествие в СССР

Аэробика вышла на пик популярности в первой половине 80-х, и ключевую роль в этом прогрессе сыграла 45-летняя актриса Джейн Фонда – обладательница «Оскара» и активистка, протестовавшая, например, против войны во Вьетнаме.

Фонде не нравилось, что в те времена спортивные залы работали в основном на мужчин – бодибилдеров и боксеров. Поэтому в 1978-м она открыла собственный зал. А наибольших успехов она добилась за счет контента для женщин, которые хотели тренироваться дома.

В 1981-м Фонда выпустила книгу с упражнениями, которая два года держалась в списке бестселлеров The New York Times. Из-за ее успеха газета даже создала отдельную секцию для обучающих книг.

На волне популярности книги к Фонде обратился продюсер с предложение снять видеоурок. Поначалу актриса сомневалась в целесообразности – потому что видеомагнитофоны тогда были всего у 10% американцев, – но в итоге согласилась и не прогадала. Видики пошли в народ, и ее первую кассету купили 17 миллионов человек по всему миру.

«Она сразу же начинает растягиваться, а потом идет немного аэробики для разогрева. Потом время упражнений на руки – мы ими вращаем, крутим, а в какой-то момент даже встаем на четвереньки и притворяемся, что «выдергиваем траву». Видимо, в 1982-м женщины часто этим занимались?

Упражнения на талию включают мышцы, о существовании которых я уже забыла. Потом идет убийственная серия на пресс. Сразу после этого – упражнения на бедра, после которых они болели два дня. Немного работаем над ягодицами. Завершается урок заминкой, включающей в себя стойку на лопатках и длинный вдох», – так в 2018-м описывала комплекс Фонды журналистка Vogue Патрисия Гарсия.

Фонда сама учила инструкторов, а ее кассеты создали идеальный образ тренера 80-х. «В 80-е инструкторы строили занятия на модели Джейн Фонды – повторении простых шагов, которые танцевались под Мадонну. Вели занятия в основном женщины, похожие на девушку, которая увела твоего парня с выпускного бала – тонкие как шпала, одетые в розовое трико, с высоким хвостиком и неудержимым оптимизмом, контрастирующим с ужасной болью, которую они причиняли», – писала в 1995-м журналистка The New York Times.

В целом, благодаря усилиям Соренсен, Миссет и Фонды аэробика изменила культуру фитнеса. Одна из первых учениц Фонды Фолли Фокс рассказывала: «Впервые миллионы людей начали заниматься вместе, и многие из них были женщинами. В каком-то смысле женщины освободились. Внезапно стало нормально выходить из дома в лосинах и трико и потеть в обществе». Появление женщин в лосинах и трико привлекло в залы мужчин, и для многих тренажерка заменила дискотеки в качестве места для знакомств.

Кассеты Фонды попали даже в СССР, и после них аэробика проникла на советское телевидение – правда, под названием «Ритмическая гимнастика». Эстетика была та же, что на Западе, и раскрепощенность привлекала даже тех, кто заниматься не собирался. Ведущая одного из выпусков Наталья Ефремова рассказывала Первому каналу, что до сих пор хранит письма, шедшие в основном из двух источников: «Это была советская армия и зона. Из тюрьмы – обещали исправиться, звали замуж. Из армии – просто рассказывали о том, что за отличное поведение они были награждены просмотром телепрограммы, влюбились, понравилась».

В те времена в Союзе об аэробике писали газеты, ею занимались персонажи кино, а для облегчения занятий дома даже выпустили специальную пластинку с подходящей музыкой. «Ритмическую гимнастику», которой за шесть лет вышло 14 выпусков (одно из занятий провела сама Фонда), записывали на кассеты, чтобы под них тренироваться.

Спад: прошедшая мода и убитые колени

Какое-то время аэробика была настоящим культом, привлекавшим любителей громкой поп-музыки и ярких нарядов. В 2000-х ее популярность стремительно упала. Конечно, дело в том, что появились другие модные фитнес-направления – например, кроссфит и зумба, которые в плане организации ей многим обязаны.

Есть и другая проблема. 82-летняя Фонда недавно покорила тикток, воспроизведя там свой классический комплекс. Другие инструкторы тех времен этого сделать уже не могут, потому что постоянные занятия привели к осложнениям с суставами. Ведь классическая аэробика строится на упражнениях с довольно серьезной ударной нагрузкой.

«У каждого инструктора подход немного отличается – кто-то делает акцент на джампинг джеки (прыжки с одновременным разведением рук и ног в стороны – Sports.ru) или бег на месте, другие сосредотачиваются на шагах с высоким подниманием колена или махах. Но к концу тренировки у хорошего учителя вы проработаете все основные мышечные группы», – так в 1986-м описывал занятия и любовь тренеров к ударам ногами в пол ресторанный критик The New York Times Брайан Миллер, занявшийся аэробикой, чтобы не растолстеть.

Занятия в 80-х проходили где попало – часто на очень жестких бетонных полах. Специализированной обуви тоже не было. В итоге инструкторы, которые вели по несколько тренировок в день, в начале 2000-х страдали и переходили на йогу. Так, Фредерик Шьянг, преподававший аэробику больше 10 лет, в интервью The New York Times в 2007-м винил работу в том, что он порвал мениск и заработал остеоартрит обоих коленей: «Я отдал колени аэробике».

А профессор физиологии Рик Шарп объяснял: «Мы оставили аэробику в прошлом. Отчасти это результат смены трендов, но еще мы умнее стали относиться к фитнесу, научились умеренности и разумности. Возможно, я люблю плавать, но от постоянного плавания у меня болит плечо. Решение? Не плавать слишком много».

Несмотря на это, на волне популярности клипа Call on Me лейбл Придза выпустил почти полуторачасовой DVD с занятием по аэробике. В этом году его выложили на ютуб, где за пять месяцев он собрал почти 600 тысяч просмотров.

А у пиратской копии, залитой в 2013-м, сейчас 28 миллионов кликов. И новые комментарии о том, насколько это сложная тренировка, появляются до сих пор.

Фото: Gettyimages.ru/MIKE POWELL/ALLSPORT; discogs.com