Последний полет Кобе Брайанта. Реконструкция событий перед катастрофой ФОТО ВИДЕО
Оригинал: New York Times
Кобе Брайант припарковал свой «Рэйндж Ровер» на знакомой стоянке крошечного аэропорта имени Джона Уэйна в Орандж-Каунти. Это тихое место, откуда небольшие чартерные самолеты и частные вертолеты поднимаются в воздух над стоящим в пробках Лос-Анджелесом.
В одном из залов ожидания сидели десятки хмурых пассажиров. Несколько чартеров отложили на неопределенное время из-за плохой видимости. Они возились с телефонами. Некоторые смотрели «Воскресное утро» на CBS.
Но Брайант проследовал в другое помещение и вместе с небольшой группой юных баскетболисток, их родителей и тренеров прошел через автоматическую стеклянную дверь. Они залезли в готовый к взлету вертолет Sikorsky S-76B, белый с двумя синими полосками.
Через несколько минут, в 9:06, они поднялись в воздух – они направлялись на игры второго дня турнира. Пилот направил вертолет в сторону пункта назначения – городка Таузанд-Оукс. Плотные облака собирались за холмами к северу, и в небе виднелось лишь несколько вертолетов.
В другой части города шериф округа Лос-Анджелес Алекс Виллануэва занимался домашними делами, когда получил сообщение от помощника. Это была фотография, на которой зафиксирован звонок, принятый диспетчером.
«ЧП, по адресу: Lost Hills Rd/Las Virgenes Rd. Южнее трассы 101 упал вертолет, пожар».
В округе, расположенном на огромной территории, вертолеты используются в качестве такси, а потому проблемы с ними не так уж редки. Шериф попросил помощника, чтобы тот держал его в курсе.
Через 10 минут пришло еще одно сообщение. С одним уточнением. Хватило лишь двух слов.
«Подтвердили: Кобе».
Турнир Мамбы
Те выходные, о которых здесь рассказывается на основе воспоминаний свидетелей, коллег и членов семей погибших, а также материалов следствия и записи бортового регистратора, начинались для Брайанта так же, как и завершились: с полета на вертолете, утром в субботу, из того же аэропорта имени Джона Уэйна.
Команда Мамба, команда девушек, которую тренировал Брайант в Орандж-Каунти, проводила первую игру на турнире в Таузанд-Оукс, его дочь Джанна должна была выйти на паркет. Он прилетел из Орандж-Каунти на маленький аэропорт в Кэмарио, это в 130 километрах на северо-запад от Лос-Анджелеса. Затем на машине добрался до зала, который принадлежит основанной Брайантом спортивной Академии Мамба.
Хорошо известно, что Брайант любил перемещаться на вертолете. В последних сезонах в качестве игрока «Лейкерс» он частенько прилетал на вертолете на тренировки и на матчи, так как считал, что это оставляет ему больше свободного времени, которое он может уделить, например, семье.
Когда команда Мамбы тем утром добралась до зала, двухдневный турнир Кубок Мамбы уже стартовал. В нем участвовали мальчики и девочки в возрасте от 9 до 14 лет. Команды съехались со всей Калифорнии и ряда других штатов.
Команда Мамба привлекала внимание. Помимо известного на весь мир тренера и его дочери в майке под номером 2, в составе также присутствовала Макенли Рэндолф, дочь бывшего форварда НБА Зака Рэндолфа.
Брайанту нигде не дают прохода страстные фанаты, направляющие на него камеры своих телефонов. Так что он поднялся в комнату для отдыха – там можно не только посидеть на диване и посмотреть телевизор, но и видеть все, что происходит на пяти площадках внизу.
Он передал в бар заказ от всей команды. Половина девочек просила смузи с клубникой и бананом, другие – протеиновые коктейли с ореховой пастой. Брайан тоже взял коктейль: ореховая паста, банан, миндальное молоко.
Команда Мамба была хороша, но не непобедима. Они уступили в первом матче команде из Техаса – 29:46.
Между матчами Брайант пошел в уборную. Снаружи столпилась команда мальчиков из Фресно. Они скандировали «Ко-бе, Ко-бе, Ко-бе», пока он не вышел. Брайант появился с улыбкой на лице и сфотографировался с ними.
Следующий матч команда Мамба выиграла – 35:29. Три девочки, которые оказались в вертолете на следующий день – Джанна Брайант, 13 лет, Пэйтон Честер, 13 лет, Алисса Альтобелли, 14 лет – набрали 17 очков.
«Могу я с вами сфотографироваться?» – спросил у Кобе 13-летний паренек, когда у входа остановился черный внедорожник.
«Завтра обязательно сделаем», – ответил Брайант.
«Кобе везет нас на вертолете»
Джон Альтобелли был весь в делах и не смог присутствовать на матче дочери – он готовил к первой игре сезона бейсбольную команду университета Орандж-Каунти. Альтобелли тренировал в колледже с 1992-го, выиграл больше 700 матчей и четыре чемпионата штата, в том числе турнир в 2019-м. Из-за двусторонки и благотворительного мероприятия он и пропустил матчи в субботу. Но на воскресные встречи хотел успеть, хотя и с ужасом думал о том, что ему придется провести за рулем полтора часа, а то и больше, учитывая пробки.
Тут раздался звонок. Это был Брайант.
«Круть, – Альтобелли сообщил помощникам. – Кобе нас возьмет с собой на вертолете».
Младший брат Альтобелли Тони также работал в колледже – директором спортивной информации. Он бегал, а потом, услышав стук бейсбольных бит, подошел к бейсбольному полю. Хотел поздороваться с братом.
Альтобелли стал подшучивать над младшим. «Тренировку отполируешь 20 банками пивчанского?» – сказал он Тони, которого в семье зовут Лягушонком. Братья думали, что встретятся снова через несколько дней, на первом матче бейсбольной команды.
«До вторника», – сказал Тони.
«Хорошо, Лягушонок, – ответил старший брат. – Увидимся во вторник».
Поход в торговый центр
В районе 5 вечера Брайант приехал в Остров моды, открытый торговый центр в Ньюпорт-Бич, в 15 минутах от дома. Он гулял вместе с 3-летней дочерью Бьянкой, на которой была надета куртка с Минни-Маус. Они ненадолго остановились, чтобы посмотреть на золотых рыбок в искусственном пруду.
Но думал он о баскетболе. Тем вечером Брайант говорил по телефону с Нэнси Либерман, легендарной баскетболисткой и тренером, предлагал ей поработать с Джанной и с командой Мамба.
В Калифорнии уже начинало темнеть – «Лейкерс» как раз вышли на игру в Филадельфии с «76-ми». Лидер команды Леброн Джеймс в предвкушении главного момента вечера написал на кроссовках: “Mamba 4 Life”.
Все ждали только одного. В середине третьей четверти Джеймс забил мяч из-под кольца. Благодаря этому попаданию он превзошел рекорд Брайанта по очкам за карьеру и вышел на третье место по результативности в истории.
Трибуны в Филадельфии, где Брайант родился и провел большую часть детства, приветствовали Джеймса стоя.
Незадолго до этого Брайант с айфона опубликовал свой последний твит.
«Продолжай двигаться вперед, Король Джеймс. Уважуха, брат мой».
Чуть позже, после 8 часов вечера по Калифорнии, две звезды баскетбола поговорили по телефону. Брайант хотел поздравить друга. По словам очевидцев, Джеймс вывел звонок Кобе на громкую связь, чтобы остальные игроки «Лейкерс» могли его слышать.
Молитва на рассвете
За ночь область низкого давления, придя со стороны океана, принесла прохладный, влажный воздух. На высоте 300 метров над уровнем моря образовался плотный слой облаков. По большей части не тумана, облаков.
Кобе Брайант, возможно, и не заметил этого – он проснулся еще до рассвета. Брайант жил в особняке с выходом на океан, вместе с женой Ванессой и четырьмя дочерьми. От него 8 километров до католической Церкви Нашей Королевы Ангелов, которую посещало семейство Брайантов.
Сама церковь – бежевое современное здание с большим внутренним двором и фонтаном. Внутри под потолком расположены две колонки, благодаря которым слова священника распространяются на дальнюю часть залы, именно туда, где обычно сидел, стараясь быть незаметным, Брайант.
Первая месса в воскресенье проходила в 7 утра, но Брайант к этому времени уже выходил из церкви. Прихожане только начали съезжаться, а священник столкнулся с Кобе, который направлялся к выходу. Они немного поговорили, пожали друг другу руки – священник обратил внимание, что на лбу у Брайанта были капли святой воды. Брайант молился, подумал он.
Пять семейств встали в это утро пораньше. Как минимум по одному человеку из каждого должны были лететь на вертолете Мамбы. Все они проживали в получасе езды от дома Брайанта в закрытом поселке Ньюпорт-Коуст.
Джон и Кери Альтобелли, летевшие с Алиссой, жили в несколько кварталах от Брайантов. Пэйтон Честер и его мать Сара – южнее, в Сан-Хуан-Капистрано.
Кристина Маузер, тренер команды и мать троих детей – севернее, в Хантингтон-Бич. Совсем близко от пилота Ары Зобайана, квартира которого находилась на шоссе Pacific Coast Highway.
Игры начинались в 12:00 и 14:00, так же, как накануне, и все знали, что должны приехать в терминал к 9 часам.
Вертолет, который принадлежал компании Island Express, в тот день стартовал с аэропорта Лонг-Бич, недалеко от квартиры Зобайана. За восемь минут он добрался до аэропорта имени Джона Уэйна, где приземлился в 8:37.
После церкви Брайант вновь поговорил с Джеймсом. Это произошло перед тем, как самолет с командой вылетел из Филадельфии в Лос-Анджелес.
В 8:19 Брайант послал сообщение в инстаграме Шарифу О’Нилу, сыну бывшего партнера Брайанта Шакила О’Нила.
«Как житуха, дружище?»
В 8:45 Брайант направлялся на своем «Рэйндж Ровере» к аэропорту по Бристоль Стрит. На светофоре рядом с ним остановился «Астон Мартин» – его водитель заметил, что Брайант улыбается кому-то на переднем сидении, вероятно, Джанне.
Туманное утро в аэропорту
Команда Мамбы собралась в зале ожидания.
В районе аэропорта по официальной информации видимость составляла 6,5 километра, но в небе висел легкий туман.
Тут же в компании ACI Jet мужчине, прибывшему до 8:30 на чартерный рейс, сказали, что придется подождать, учитывая погодные условия. При этом коммерческие суда, летающие по приборам, поднимались в воздух.
Он оказался в одном помещении с еще 20-30 пассажирами. Некоторые из них все еще будут сидеть здесь и ждать улучшения погоды, когда придут новости о трагедии.
Последнее слово было за пилотом Брайанта Зобайаном. Он принял решение лететь и, наверняка, был уверен, что даже если ситуация ухудшится, то сможет приземлиться или повернуть назад. Неизвестно, консультировался ли он с руководством Island Express. Друзья и коллеги Зобайана говорят, что очень маловероятно, чтобы его мог заставить подняться в воздух его знаменитый клиент.
Брайант и его гости забрались в вертолет Мамбы и уселись на скамьях, по четыре человека с каждой стороны, напротив друг друга. Вертолет, зарегистрированный как N72EX, взлетел в 9:06.
Зобайан быстро вышел на уровень 210-240 метров, ниже облаков. Они взяли курс на север, по направлению к центру Лос-Анджелеса, на скорости 275 километров в час. Плохая видимость не давала пилоту повернуть на запад и пролететь над голливудскими холмами, как он сделал накануне. Он держался ближе к земле и ориентировался по шоссе I-5 – они пролетели стадион «Доджерс», а затем преодолели широкую полоску Гриффит-Парка.
В районе Глендэйл авиадиспетчер попросил его пропустить чартерный рейс из Тусона, который выполнял полет по приборам из-за плохой видимости и как раз подлетал к аэропорту Hollywood Burbank. Вертолет Мамбы замедлился до 115 километров в час и в течение 11 минут совершил пять кругов.
Соседний аэропорт Ван Найз также ждал прилета частного самолета из Кабо-Сан-Лукаса. Диспетчеры попросили вертолет отклониться по дуге на север и пролететь над долиной Сан-Фернандо. В 9:39 вертолет вновь устремился на юг на высоте 400 метров и собирался следовать по трассе 101 на запад по направлению к Кэмарио.
Трасса извивается, опускается и поднимается между горами Санта-Моники. В тот день пространство между землей и облаками сократилось до минимума.
Зобайан затребовал сопровождения полета: диспетчеры должны были следить за вертолетом и подсказывать направление движения. Из-за того что у компании не было разрешения на полет по инструментам, он хотел держаться ниже уровня облаков. Но в этом случае радар не мог его отследить.
«Two Echo X-ray, вы все еще слишком низко для сопровождения полета».
В 9:45 Зобайан передал, что начинает подниматься, чтобы облетать слой облаков. Он вышел на связь последний раз.
За 36 секунд вертолет поднялся на 300 метров.
На высоте 700 метров он совершил плавный разворот на 180 градусов в левую сторону и начал стремительное снижение.
В этот самый момент Скотт Делин стоял рядом с церковью и услышал над головой рокот вертолета, направляющегося на восток. Он прожил в этом месте 57 лет. Он знал, что там горы, которых сейчас не было видно.
«О, нет, – пробормотал он. – Слишком низко».
Раздался удар. Затем тишина.
Делин набрал 911.
«Я только что слышал, как надо мной пролетел вертолет, – сказал он и дал свои координаты. – Он пролетел над головой, прямо в облаках. Я услышал грохот, а после ничего. Ничего не видно».
На высоте 50-60 метров, на голом холме, как раз на уровне облаков, горели остатки вертолета. Горели как раз на популярной у маунтинбайкеров трассе под названием «Тысячелетие». Две группы маунтинбайкеров находились неподалеку тогда, когда рухнул вертолет.
Сначала подоспели заместители шерифа из расположенного в нескольких километрах отсюда участка в Лост-Хиллс. Затем различные пожарные наряды, со станции 125, прямо напротив шоссе 101, и станции 68, следующий выезд с восточной стороны, и станции 67, из Лас-Виргенес.
Они вылезли из машин и побежали на гору, но быстро осознали, что уже ничего не могут сделать.
Самый длинный день
Шериф Виллануэва получил второе сообщение от своего помощника Стива Гросса в 10:20.
«От капитана Вандерхорка: 8 погибли, подтверждено, что там были Кобе, его дочь, пилот и еще 5 человек. Информация от владельца вертолета».
Помощники шерифа отследили маршрут полета и получили от Island Express список пассажиров. Теперь им нужно было связаться с членами их семей прежде, чем разлетятся новости о том, что произошло.
Виллануэва понимал, что это будет очень долгий день. Он рванул домой, чтобы принять душ и побриться. Надел форму и попросил жену сделать ему бутерброд с ореховой пастой и мармеладом и принести стакан молока. После этого он вышел.
Подъезжая к месту падения вертолета, Виллануэва набрал своему помощнику Тиму Мураками – тот пытался дозвониться до «Лейкерс».
Именно тогда он узнал, что в 11:24 TMZ, портал, где публикуют новости о знаменитостях, написал, что Брайант погиб в авиакатастрофе. Через несколько минут ссылка уже была в твиттере – новость разлетелась по всему миру.
Когда шериф подъехал к участку в Лост-Хиллс, члены семей трех погибших, включая семью Брайанта, уже были на месте, приехал и генеральный менеджер «Лейкерс». Они боялись худшего.
«Их больше нет»
Тони Альтобелли гулял по острову Бальбоа, неподалеку от дома, когда зазвонил телефон. Это был старший брат Тим, он живет в Техасе.
«Ты слышал о Кобе?»
Ни один из них и не предполагал, что это гораздо больше, чем обычная новость о селебрити. Альтобели тут же написал сообщение тренеру женской команды колледжа Орандж-Каунти Сэмми Дусетт, которая работала в Академии Мамбы.
«Привет, Сэмми, это правда о Кобе?»
Сообщение было отправлено в 11:54.
Она тут же ответила.
«Где Джон? Он был на борту? Где Алисса?»
Альтобелли замер.
«Звони Джону. Его телефон не отвечает. Знаю, что он раньше летал с ними».
Альтобелли написал старшему брату в 11:55.
«Привет, ты где? Все нормально? Дети в порядке?»
Ответа не было.
Альтобелли запаниковал и начал писать бейсбольным тренерам. Один из них – Тим Матц – перезвонил ему. Он едва мог говорить.
«Их больше нет».
«Кого нет?»
«Джона, Керри, Алиссы. Их больше нет».
Шерри Розентал была в Академии Мамбы вместе с 15-летним сыном Блэйком, когда несколько родителей одновременно получили сообщения. Ее пришло в 11:29.
«Боже мой!!! Вертолет Кобе потерпел крушение!!»
Люди смотрели в телефоны, перешептывались с ошарашенным видом.
Через несколько минут в зале слышались крики и всхлипывания. Все побежали на площадку 4, где играла команда Мамбы. Одна из матерей игроков Бриттени Грегори сказала: «Все – на колени. Давайте помолимся». Люди опустились на паркет маленькими группами – команды, семьи, друзья. После молитвы они замерли в тишине.
Затем постепенно все потянулись к выходу из академии, головы опущены, многие вытирали слезы.
В этот день больше не будет игр.
АвторБаудолино