В 80-х Пабло Эскобар взялся за колумбийский футбол. И его методы были ужасны
Кубок Либертадорес – главный клубный турнир Южной Америки. Он существует с 1960 года, и до середины 80-х годов его победителями становились команды лишь из четырех стран: Уругвая (6 раз), Бразилии (5 раз), Аргентины (13 раз) и Парагвая (1 раз).
Командам из других государств за 25 лет лишь в единичных случаях удавалось дойти до финала турнира, в котором они уступали более опытным и именитым соперникам. Так продолжалось до 1985 года, пока в колумбийский футбол не началось вливание больших денег.
Пабло Эскобар – король преступного мира последней четверти XX века
В 70-х годах прошлого столетия в Южной Америки начинается расцвет крупных наркотических империй, которые заполоняют своим влиянием весь Новый Свет. Вся Колумбия была поделена на несколько регионов, в каждом из которых свой преступный бизнес вел определенный картель.
В 1973 году в городе Медельин (239 км от Боготы) свою карьеру наркобарона начинает Пабло Эскобар, который в последствие станет самым влиятельным преступником во всем мире во второй половине XX века.
Летом 1977 года он с тремя своими соратниками создал Медельинский картель, который через два года будет владеть более чем 80% кокаиновой индустрии США. Эскобару к этому времени исполнится 30 лет, но он уже будет являться одним из самых богатых и влиятельных людей всего земного шара.
Финансово-кокаиновая империя Эскобара достигла таких размеров, что наркотики доставлялись заказчику в огромных количествах. Для этого картель использовал воздушный транспорт и даже несколько подводных лодок.
Пабло Эскобар заработал такое количество денег нелегальным способом, что за ним начали охотиться спецслужбы со всего мира. Перед крупным наркоторговцем встал вопрос о грамотном отмыве денег, чтобы хоть как-то прикрыть свои махинации. Для этого «Эль Патрон» начал вкладывать большие деньги в инфраструктуру родного города. Благодаря Эскобару, в Медельине начали строиться множество новых автомобильных дорог, строил стадионы и даже возводил целые кварталы для бедных людей.
Чтобы еще сильнее легализовать собственный бизнес и увеличить популярность своей персоны по всей стране, Эскобар начинает политическую карьеру. В 1982 году он попадает в Конгресс Колумбии и начинает всерьез задумываться о должности президента страны. Но его планы были разрушены министром юстиций Родриго Лара Бонильей, который развернул целую кампанию против «грязных кокаиновых денег» Эскобара. В итоге в январе 1984 года «Эль Патрон» был исключен из конгресса, забыв навсегда о карьере политика. Однако эта победа стоила министру юстиций жизни: 30 апреля 1984 года его лимузин был расстрелян двумя боевиками в северной части Боготы.
Футбол становится для Эскобара делом принципа
Несмотря на неудавшуюся политическую карьеру, доходы картеля и его главы продолжали расти бешеными темпами. Перед Эскобаром вновь встал вопрос, как дальше отмывать деньги.
Именно в этот момент в жизни наркобарона появляется новое увлечение – футбол. Пабло постепенно начинает следить за матчами местного чемпионата, в кварталах Медельина начинают строиться футбольные коробки за его деньги, а сам он проникается симпатией к местному «Индепендьенте» (по крайней мере, так утверждал его сын и несколько партнеров по бизнесу).
Еще одним немаловажным фактом, повлиявшем на интерес к футболу у Эскобара, стала покупка других национальных клубов его коллегами по кокаиновому бизнесу. Сообщник Эскобара Хосе Гача, уже давно спонсировал столичный «Мильонариос», а главный конкурент «Эль Патрона» Мигель Родригес Орехуэла вовсю вкладывал свои деньги в команду «Америка де Кали».
Между Медельинским и Калийским картелями давно существовала конкуренция за долю на рынке, и это соперничество плавно перекочевало в футбол. Свою силу и власть Эскобар решил показать через этот вид спорта, и теперь для колумбийского наркобарона существовала лишь одна цель: Медельин должен доминировать над Кали любой ценой.
Однако для денежных вливаний Пабло выбрал не любимый «Индепендьенте». Эскобар решил стать спонсором главного противника этой команды – «Атлетико Насьоналя», из этого же города.
Когда общественность узнала, кто стал новым владельцем медельинского клуба, именитые футболисты начали наотрез отказываться от переезда в Колумбию. Эскобар был готов платить огромные деньги лучшим игрокам со всего мира, ради того, чтобы они согласились выступать за «Атлетико». Но дурная репутация колумбийца и страх за свою жизнь перевешивали желание играть и получать за это большие деньги.
Тогда руководством «Насьоналя» было принято решение взять другой курс своего развития. В команду начали привлекаться молодые талантливые футболисты со всей страны. Им не нужно было платить больших денег, а желания играть у них было хоть отбавляй. В середине 80-х годов «Атлетико» пополнили нападающий Леонель Альварес, вратарь Рене Игита и защитник Луис Переа. Все они впоследствии станут легендами колумбийского футбола, но на тот момент их имена еще никто не знал.
В качестве главного тренера был приглашен 38-летний Франсиско Матурана, который практически не имел опыта. Этот человек в 1993 году будет признан тренером года в Южной Америке, а в 2001 году с национальной сборной Колумбии выиграет первый континентальный трофей в их истории. Но в 1987 году этого еще никто не знал.
Благодаря влиянию Эскобара, команда из Колумбии сможет завоевать первый Кубок Либертадорес
До середины 80-х годов, лишь одной колумбийской команде удавалось добраться до финала главного южноамериканского турнира. Это был «Депортиво» из города Кали, который в 1978 году уступил в финале аргентинскому «Бока Хуниорс».
С 1985 по 1987 год в финал главного футбольного кубка континента попадала «Америка» из Кали. Но все три раза она умудрилась уступить, причем один раз в серии пенальти. Несмотря на неудачи этого клуба на последней стадии, факт того, что «Америка» попадала в финал три раза подряд, говорил о том, что Кали явно доминировал над Медельином в футболе.
Но в 1988 году начался расцвет «Насьоналя». Под руководством нового тренера команда смогла занять второе место в чемпионате Колумбии, лишь по дополнительным показателям уступив чемпионство «Мильонариосу». Однако данная строчка в турнирной таблице все равно позволяла клубу из Медельина принять участие в Кубке Либертадорес на будущий год.
Успех «зеленых» можно было бы списать на талант молодых футболистов, которые играли под руководством амбициозного и перспективного тренера, если бы весь континент не знал, кто был владельцем команды. «Серебро или свинец» – вот главный принцип Эскобара и его людей, когда они пытались дать кому-то взятку. Эта фраза как нельзя лучше описывает путь «Атлетико Насьоналя» в Кубке Либертадорес 1989 года.
Начиналось все без особых подозрений о каком-либо вмешательстве. «Насьональ» без скандалов преодолел стадию группового этапа, выйдя в плей-офф со второго места. Первую строчку «зеленые» уступили столичному «Мильонариосу», а ниже расположились эквадорские «Депортиво» и «Эмелек». Причем интересно то, что в первых четырех матчах «Атлетико» не одержал ни одной победы, три раза сыграв вничью. Лишь в заключительных двух домашних матчах подопечные Матурана смогли одержать две важные победы.
В 1/8 медельинцы без труда прошли аргентинский «Расинг», уступив 1:2 на выезде, но победив 2:0 у себя дома.
И вот в четвертьфинале турнира начались первые разговоры, что наркобарон активно влияет на матчи. На пути у «Насьоналя» оказался «Мильонариос» из Боготы, который отнял национальный трофей у медельинцев в прошлом сезоне, а в этом занял первое место в группе, не проиграв ни единого матча. Но к удивлению многих, в первом матче в Медельине, хозяева смогли выиграть 1:0. В столице «Атлетико» удалось выстрадать ничью 1:1, которая позволяла выйти в полуфинал. Футболисты «Мильонариоса» были страшно недовольны судейством второго матча и открыто заявляли о том, что «Насьональ» купил эту победу.
В полуфинале на пути у медельинцев стоял уругвайский «Данубио», который особых успехов до этого не имел, но мог стать проблемой для колумбийцев. Встреча в Уругвае закончилась со счетом 0:0, что было с одной стороны удобно для «Насьоналя», но с другой – все равно оставляло неуверенность в нужном результате. Нужны были гарантии, ведь на кону – финал.
Игру в Медельине должен был обслуживать со своими помощниками аргентинский арбитр Карлос Эспосито. Вот так вспоминает вечер перед матчем этот судья: «Мы вместе с помощниками Абелем Ньекко и Хуаном Бавой поужинали и пошли спать. Перед сном я решил заказать воды, так как нас предупредили, что пить из крана нежелательно. Но вместо девушки, которая должна была принести мне бутылку воды, к нам в номер ворвались четыре человека с оружием. Перед нами поставили сумку с 200 тысячами долларов и сказали, что это подарок для нас, если «Атлетико» завтра победит. Они приставили пистолет к голове Ньекко, а голова Бавы была лишь в нескольких сантиметрах от дула. Это была огромная воля, но мы отказались, сказав, что собираемся выполнить свою работу честно. Они ответили: «Хорошо, но лучше, чтобы победил «Атлетико». Ваша жизнь здесь ничего не стоит». Они разгромили всю комнату, и мы остались даже без телефона. Мы так и не смогли заснуть. За полгода до этого случая я бросил курить, но в ту ночь я снова закурил».
Несмотря на то, что аргентинские судьи отказались подсуживать колумбийской команде, игра между «Атлетико» и «Данубио» проходила по странному сценарию. Очевидцы вспоминают, что уругвайцы буквально боялись играть, давая медельинским футболистам полную свободу действий на футбольном поле. В итоге «Насьональ» одержал победу со счетом 6:0, что само по себе наводит мысли о нечестности того матча. Но до сих пор никаких признаний о той игре так и не появилось.
«Стадион был заполнен под завязку, и Эскобар был там, на трибуне, переодетый, среди людей. Мы его не видели, но мы знали, что он там. Нам это сказал сам начальник полиции, который нас охранял, а через десять дней его самого изрешетили пулями. Если хотите, то скажу, что нам повезло с крупной победой «Атлетико», не спрашивайте, как им это удалось. Но и успех хозяев не давал никаких гарантий. Еще до матча начальник полиции нам сказал, что у нас не получится покинуть поле из-за празднования. И он оказался прав. Той ночью 11 человек погибло во время празднования. На улицах ходили существа под наркотиками. Медельин – ужасный город», – вспоминал Карлос Эспосито через 20 лет после того матча.
В финале «Насьоналю» предстояло встретиться с парагвайской «Олимпией», у которой уже был один завоеванный Кубок Либертадорес. Еще перед первым матчем люди Эскобара запугивали аргентинского арбитра Хуана Карлоса Лусто, указав на то, что они знают, где он живет, в каких местах чаще всего бывает, и даже в какой школе учатся его дети. В Асунсьоне сильнее оказалась «Олимпия» со счетом 2:0, и в Колумбию «Атлетико» отправился в тяжелом положении. Добавлял сложности еще и тот факт, что второй матч финала проходил не в Медельине, а в Боготе. Это было связано с тем, что в городе была напряженная обстановка из-за важности того матча, но официальная версия – недостаток сидячих мест на домашнем стадионе «Насьоналя» (необходимо было минимум 50 тысяч мест).
«Атлетико» чудом отыгрался, и дело дошло до серии пенальти. Футболистам обеих команд пришлось бить по девять ударов, но сильнее оказались медельинцы – 5:4. Героем того матча стал вратарь Рене Игита, который отразил в серии пенальти четыре удара. «Атлетико» стал первой командой из Колумбии, выигравшей Кубок Либертадорес, чего так сильно хотел Пабло Эскобар.
Если вы думаете, что оба арбитра, которых пытались подкупить люди Эскобара, просто преувеличивают ситуацию, то вот вам один случай. Любимой командой «Эль Патрона», как я уже упоминал ранее, оставался медельинский «Индепендьенте», который играл матч очередного тура местного чемпионата против «Америки» из Кали. Калийцы выигрывали со счетом 3:2, но в конце встречи любимцам Эскобара удалось сравнять счет. Но лайнсмен той игры Альваро Ортега принимает спорное решение и не засчитывает гол. В итоге «Индепендьенте» проиграл тот матч. Вечером после того матча Ортега был расстрелян из проезжавшего мимо грузовика на глазах у своего коллеги. Как потом признавался Джон Хайро Веласкес, близкий друг Эскобара, именно Пабло в тот день заказал убийство судьи, посчитав его решение настоящим оскорблением.
Наследие Эскобара
В 90-х годах «Эль Патрону» становится не до футбола. Его персону вновь начинают преследовать спецслужбы, а 2 декабря 1993 он был застрелен при попытке сбежать.
Личность Эскобара навсегда останется в истории и будет окутана еще множеством тайн и противоречий, не все из которых удастся разгадать. Но наследие именно этого человека продолжает существовать в колумбийском футболе, и в частности в «Атлетико Насьонале». Многие футболисты, игравшие в том клубе, стали настоящими легендами футбола. По сей день команда старается делать акцент на собственных молодых воспитанников, а не покупать дорогостоящих легионеров.
В 2016 году «Атлетико Насьональ» во второй раз выиграет Кубок Либертадорес, обыграв в финале эквадорский «Индепендьенте дель Валье». Это будет второй континентальный титул в истории клуба и третий в истории всего колумбийского футбола. За это команда получит прозвище Короли кубков как обладатель наибольшего числа завоеванных титулов на международном уровне.
Автор Артем Сериков