Буффон страдал от депрессии, вылечиться помогла картина Шагала. Она напомнила ему, что такое быть счастливым
На этой неделе Джанлуиджи Буффон выступил в Player’s Tribune с письмом семнадцатилетнему самому себе. В нем он признался, что всю его жизнь перевернула картина Марка Шагала «Прогулка», которую он увидел, когда в 25 страдал от депрессии, играя за «Ювентус».
«Зайди (в музей) — и увидишь сотни картин Шагала. Большинство тебя не зацепят. Есть хорошие, есть интересные, есть непримечательные. А потом ты увидишь картину, и это будет удар молнии. Она называется «Прогулка». Она напомнит тебе, как это — быть ребенком. Как просто быть счастливым», — вспоминал вратарь.
Марк Шагал (настоящее имя Мовша Хацкелевич) — один из самых значимых художников-авангардистов ХХ века, предшественник сюрреалистов и экспрессионистов. Рождение на задворках Российской империи, активная работа на революцию, эмиграция с последующим получением французского гражданства — вполне классический жизненный сценарий для многих одаренных людей тех лет.
Родившись в бедной семье еврейского лавочника на окраине Витебской губернии в беспокойные времена, он сумел стать одним из самых плодовитых (его работы искусствоведы до сих пор не смогли полностью каталогизировать) художников XX столетия.
Одна из особенностей творческого подхода Шагала было обыгрывание пословиц и устойчивых выражений. Иногда он просто иллюстрировал их, сохраняя суть фраз, а иногда полностью переворачивал изначальный смысл.
Самой яркой из таких картин стала «Прогулка», практически единогласно считающаяся искусствоведами одной из вершин творчества Шагала. Изначально работа была частью триптиха, в основе которого – мотивы свободы, полета и образной победы над земным притяжением. Помимо «Прогулки» в триптих вошли полотна «Двойной портрет», на котором герои — любимая жена художника Белла Розенфельд и сам Шагал, сидящий у нее на плечах — только готовятся к полету, и «Над городом», на котором уже оба героя летят над домами.
Сейчас картины раскиданы по миру: «Двойной портрет» художник подарил парижскому музею искусств имени Помпиду, «Над городом» – в Третьяковской галерее, а «Прогулка» выставлена в Русском музее.
Центральный мотив «Прогулки» — известная русская пословица «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Художник изобразил себя твердо стоящим на земле. В правой руке — синица. Это символ всего его материального и нематериального имущества: амбициозная многообещающая молодость; не гарантирующая ничего, но горячо любимая профессия, которая была избрана им несмотря на шаткое финансовое состояние семьи; Витебск, ставший сквозным образом для многих его картин и имеющий для художника чуть ли не библейское значение (он часто сравнивал его с Иерусалимом).
В левой же руке Шагал, вопреки изначальному смыслу пословицы, держит своего журавля – то, без чего все остальное, в общем-то, не имеет особого значения. Это рука парящей над землей Беллы Розенфельд — его музы, жены и самой большой любви всей жизни.
«Она парит на моих картинах и озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»», — так писал Марк Шагал о Белле. Супруга была для художника всем: и главной вдохновительницей, и основным, после самого Шагала, персонажем большинства его картин. Образ жены запечатлен более, чем в двух тысячах работах живописца — он не переставал делать Беллу героиней своих сюжетов даже после ее смерти в 1944-м. «Есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви», – говорил художник.
Шагал был из бедной семьи, а вот Белла была дочерью успешного ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Смелая, и раскованная, она шокировала семью и окружение художника, то свободно позируя ему голой, то вылезая из окна мастерской по ночам, чтобы не будить хозяев квартиры. Семья девушки, естественно, была против романа с бедным художником, но чувства Беллы были серьезны и непоколебимы. Она дождалась Марка из четырехлетнего путешествия в Европу и вышла за него замуж.
***
«Прогулка» была написана в тяжелом для страны 1917 году. Ощущение легкости, исходящей от картины, резко контрастирует с социально-политическим контекстом, в котором она создавалась. Но в этом был весь Шагал. Четкое разделение пространства картины на верх и низ было усвоено им еще в детстве, когда он изучал русскую иконопись. Этот основополагающий для художника принцип разделения картины на как бы небесную и земную части, будто обязывал обращаться к теме полета. Этот мотив очень часто встречается в картинах Шагала, но если сначала он использовал его, чтобы полотна выглядели более странно, то в «Прогулке» смысл полета кардинально меняется. Теперь это метафора свободы и счастья.
Персонажи картин Марка Шагала, вопреки окружающей их неприветливой обстановке, глубоко и прочно счастливы – и буквально воспаряют над окружающим миром и его суетой. И этот полет – такой необычный по сути, но такой легкий и непринужденный – выглядит абсолютно естественно.
«Эта картина передает что-то из другого мира, – вспоминает «Прогулку» Буффон. – Она напомнит тебе, как это – быть ребенком. Как просто быть счастливым. То чувство, когда Томас Н’Коно выбивает мяч. Когда бабушка зовет тебя с кухни. Когда ты сидишь в темноте перед телевизором и молишься. С возрастом мы забываем об этом чувстве».
На следующий день он снова пошел смотреть на «Прогулку».
«Иди внутрь. Искусство – лучшее лечение для тебя. Когда ты откроешь свой разум, внутренняя тяжесть исчезнет. Улетит, как та женщина на картине Шагала».