У гимнаста Нагорного больше 20 млн просмотров на ютубе, своя школа в Москве – а теперь еще и золото ЧМ

Красавец!

Сегодня у России отличный день в спортивной гимнастике: Никита Нагорный стал чемпионом мира в многоборье, серебро – у Артура Далалояна.

Нагорному – 22. На Олимпиаде в Рио он выиграл серебро в командном турнире, а личные успехи пришли к нему на ЧМ-2018 (бронза в многоборье) и Евро-2019 (золото на брусьях и в многоборье).

Вообще-то Никита еще и полноценный медиа-бренд, что для гимнастики крайне непривычно.

• Его ютуб-канал «Никушкин Дэй» за три года привлек более 14 миллионов просмотров и набрал 195 тысяч подписчиков

• Самый популярный ролик – более 460 тысяч просмотров, последние три видео – 101, 64 и 54 тысячи. Среди тем: челлендж «Реально ли крутануть сальто через обруч?»влог о лечении в Германии (там моментально нашли проблему, которую в России не могли вычислить целый год) и даже сальто в лифте на слабо.

• Еще 4 миллиона просмотров заслужил канал «Вам слабо?!», где Нагорный показывал гимнастические трюки.

• Инстаграм Никиты тоже привлек очень большую аудиторию – 130 тысяч подписчиков.

Sport Connect в апреле связался с Нагорным, чтобы выяснить, чем ему в ютубе помог Амиран Сардаров и почему персональный бренд оказался бесполезен в офлайн-бизнесе. Это интервью до сих пор актуально и интересно.

– В первых выпусках на YouTube я рассказывал про чемпионат Европы, про подготовку к Олимпиаде, третий ролик набрал 10 тысяч просмотров – и я понял, что людям интересно. До этого думал, что люди не смотрят гимнастику, потому что она не интересна. Но оказалось, проблема в другом: гимнастику сложно понимать. Но если о ней правильно рассказывать, вполне можно продвигать вид спорта в массы. В Америке ведь спортивная гимнастика – топовый вид. У нас Алия Мустафина – двукратная олимпийская чемпионка, и у нее менее 200 тысяч подписчиков в инстаграме, а там Александра Райсман – трехкратная чемпионка, и у нее 2,3 миллиона подписчиков.

Публика в России не хочет понимать гимнастику сама, потому что нужно разбираться в судействе. Я экспериментировал с видео, где объяснял эти детали, другие тонкости – увидел, что настолько информативный контент людям не очень интересен. И сосредоточился на том, чтобы люди просто узнавали о существовании гимнастики и гимнастов. Уже позже стал добавлять к этому лайфстайл: обзоры автомобилей, светские мероприятия.

– Когда добавляли лайфстайл, ориентировались на «Дневник хача», верно?

– Только гимнастики у меня не было никогда. Тренировки – да, но вместе с этим я всегда показывал жизнь вне гимнастического зала. Честно говоря, первым в лайфстайл-формате я увидел не Амирана, наткнулся сначала на какого-то другого блогера, но потом и «Дневник хача» тоже посмотрел – понял, что люди просто снимают свою жизнь. Решил популяризировать гимнастику в том же духе.

– Были эпизоды, когда карьера блогера мешала спортивной? Может, тренерам не нравилось, что вы показываете внутренние дела, или партнерам по команде.

– Молодые ребята из команды всегда были: тот же Артур Далалоян и Дима Ланкин, с которым мы позже запустили отдельный проект «Вам слабо?» – они всегда снимались, помогали с идеями. Более взрослое поколение, бывало, пыталось скрыться от камеры или нагрубить в духе «Что за ерундой ты занимаешься», не понимали сути. В спорте никто такого раньше не видел, а тут я вдруг взял камеру. Когда перевалило за 100 тысяч подписчиков, многие стали иначе ко мне относиться, пытались попасть в мои выпуски. Но я никогда не позиционировал себя как блогера, в первую очередь я спортсмен.

Периодически хочется и отдохнуть от съемок. Например, осенью я пару месяцев вообще ничего не снимал, решил сделать передышку. Когда делаешь это постоянно, голова забивается съемками. Перед чемпионатом мира я решил это убрать, а после снова взял в руки камеру – и кайфую. Разговариваю уже не сам с собой, не с объективом, а со своей аудиторией – крутое ощущение.

Амиран, iMovie и бесплатные коллаборации

– Помните первую ценную реакцию или событие, после которого поняли: получается, надо продолжать? Может быть, первое предложение о рекламе или что-то в этом духе.

– Меня, например, Амиран очень поддержал. После Олимпиады-2016 я написал ему про свой проект, пригласил поучаствовать – он согласился. Я как раз должен был ехать на награждение к президенту, когда призерам дарили машины, Амиран попросил поснимать что-нибудь для него – тогда я офигел! По меркам YouTube я был вообще левым неизвестным чуваком – может, он среагировал именно на то, что я профессиональный спортсмен. Я пошел на награждение с камерой, передал Амирану материал, потом он приходил в гимнастический зал, тренировался. Это и было для меня сигналом: мой канал про спортивную гимнастику может существовать и развиваться.

Я же первый профессиональный спортсмен, который запустил свой YouTube-блог. Было полно людей, даже среди моих знакомых-спортсменов, кто снимал лайфстайл и вообще не показывал спорт. Но какой смысл? Только продвижение персонального бренда? Должна же быть изюминка: у кого-то спорт, у кого-то – что-то еще.

Рекламы у меня на канале практически нет, за все два года я пробовал буквально пару раз. Не нуждался в этом, расценивал канал только как хобби, не как способ заработать. Может быть, зря. Сейчас я понимаю, что реклама в том числе помогает популяризировать канал: рекламодатель же, например, продвигает выпуск, где разместился, своими силами. Мне в основном приходили предложения от букмекеров, казино, финансовых пирамид. Были и более интересные варианты коллабораций – если мне было интересно, я внедрял в ролик бесплатно. Если нет – не сотрудничал вообще.

Когда экспериментировал с рекламой – сделал одну, через пару месяцев еще одну – немного испортил впечатление о себе. В следующих выпусках рекламы не было, а аудитория стала видеть ее во всем. Но я не говорю, что никогда рекламу размещать больше не стану. В заработке нет ничего плохого – я же все это время вкладывал в канал свои деньги, время. Почему бы не развивать его и как источник дохода тоже.

– Как лайфстайл-блогер вы снимаете вообще все, что происходит в жизни, и потом выбираете или берете с собой камеру, когда идете конкретно за контентом?

– В первый год я был со включенной камерой везде, потом стало больше профессиональной съемки, интервью, отдельных проектов – более осознанные вещи, к которым готовишься. Понял, что удобнее и не так напряжно неделю тренироваться без камеры, а на выходных что-то снимать. Как раз появляется мотивация поделиться эмоциями, что-то объяснить.

Еще вдохновляют сообщения от незнакомых людей, от родителей, которые благодаря мне заинтересовались гимнастикой и привели в секции своих детей. Это именно то, ради чего изначально я и создавал канал. Параллельно с этим больше людей понимают: не обязательно быть профессионалом, можно заниматься гимнастикой как фитнесом. Сейчас же все переходят на кроссфит – гораздо интереснее работать с собственным весом, чем с железками, гимнастика именно это и дает. Тут даже круче, потому что есть снаряды, элементы акробатики. Когда я открыл свою школу, ко мне стали приводить детей, и некоторые родители тоже заинтересовались – начали заниматься, получать удовольствие. Думаю, еще год-два – и гимнастика приблизится к фитнесу по востребованности.

Недавно я был в Швейцарии, там развита система любительских клубов: проводят отдельные соревнования среди взрослых женщин, среди мам, в других категориях. Это люди, которые именно взрослыми начали учиться гимнастике, и у них свои турниры – офигенно, очень хотелось бы дорасти до такого и в России.

– Вы с самого начала заказывали продакшн или умели монтировать сами? С первых же выпусков картинка качественная.

– В первый год я просто открывал на макбуке программу iMovie и все монтировал сам, накладывал музыку. Ориентировался на крутых блогеров, купил квадрокоптер. В какой-то момент понял, что у всех вокруг картинка уже очень крутая. Сначала работал с оператором, который просто откликнулся на мой пост в инстаграме, а сейчас мои ролики монтирует Гена (оператор, известный по работе в проекте «Дневник хача» – Sport Connect), у него большая команда, свой продакшн. Я просто скидываю материал и озвучиваю свою идею. Раньше я был скорее фанатиком, снимал все подряд и сам потом в этом разбирался. Теперь реже снимаю спонтанно, обычно если беру камеру – уже знаю, что хочу снять и как хочу видеть это в выпуске.

– Отдельный канал для вашего проекта «Вам слабо?!»: вы запустили его в июне 2017-го, сделали 16 выпусков, собрали больше 4 миллионов просмотров и 85 тысяч подписчиков. Но этой осенью перенесли выпуски «Вам слабо?!» на основной канал. В чем логика?

– Тут нет никакой особой стратегии. Когда мы снимали «Вам слабо?!», я толком не успевал делать ничего для основного канала «Никушкин Дэй» – там выходила какая-то чушь. Все равно на «Вам слабо?!» аудитория на 80% совпадает с ядром основного канала. Но в какой-то момент мы среагировали на ажиотаж вокруг и выделили этот проект в отдельный канал. А потом поняли, что логичнее публиковать все в одном месте.

1,5 миллиона на барбершоп и книга, которая поменяла сознание

– Еще одно ваше хобби – книги о бизнесе. Что именно читаете и чем оттуда пользуетесь?

– Мое сознание поменяла книга Брайана Трейси «Нет оправданий!», я начал по-другому мыслить. До этого был активным разгильдяем, который занимался всякой ерундой, а за год до Олимпиады прочитал – и все поменялось. Стал более серьезно относиться к жизни, откинул в сторону похождения, ночные гулянки, больше вкладывался в спорт. Благодаря этому попал на Олимпиаду, еще много хорошего случилось после. Я перестал распыляться.

Почему мне подошла бизнес-психология: вместо слова «бизнес» ставишь «спорт» – и все совпадает. Сейчас общаюсь с топовыми предпринимателями, которые зарабатывают миллиарды, рассказываю им о спорте, и они подтверждают: в бизнесе работают те же принципы. Эти же бизнес-книги сподвигли меня рискнуть и начать свое дело – открыть Академию спортивной гимнастики.

Хотя это был не первый мой бизнес, первый – барбершоп, когда я вложил полтора миллиона в свою долю и ничего не заработал. Сейчас этот барбершоп продолжает работать, хотя мой соучредитель мне сказал, что проект закрылся и он все распродал. На мой взгляд, это кидалово чистой воды. Я попытался что-то сделать, но понял: юридически – никак. В тот момент решил, что больше ни с кем не буду вести бизнес, только сам. В первый раз было страшно самому, мозг подкидывал отмазки, почему стоит объединиться с кем-то. Рискнуть только своими деньгами гораздо сложнее. До сих пор не понимаю, как решился открыть гимнастическую школу. Если вернуть время назад, второй раз бы, наверное, не смог этого сделать.


Никита Нагорный с женой Дарьей Спиридоновой (серебряный призер ОИ-2016 по спортивной гимнастике)

– Предприниматели, которые зарабатывают миллиарды, – это потенциальные партнеры по бизнесу?

– Нет, это просто знакомые через общих знакомых. Сейчас же многие успешные предприниматели заходят на YouTube, поэтому пересекаемся, общаемся – тусовка блогеров.

– Главный вывод после неудачного кейса с барбершопом: не надо лезть в сферу, где сам ничего не понимаешь?

– Не то что не надо, это просто запрещено. Всегда кажется, что есть успешное направление, где можно легко заработать. Вот, к примеру, магазины цветов – ощущение, что цветы покупают все и везде, что можно просто открыть ларек и забирать деньги. Но ты же ничего не понимаешь: какие цветы лучше заходят, какие дольше стоят, в какой сезон что людям больше нравится, где дешевле закупать – операционных дел не знаешь, душа к этому не лежит, хочется просто зарабатывать. Так не получится.

В гимнастике я знаю все. И то перед открытием своей школы я пообщался с более опытными людьми – например, Антон Голоцуцков мне очень много советовал. Можно сказать, он был моим ментором. Все подсказывали, какие подводные камни можно обойти. И все равно я допустил множество ошибок. Именно барбершоп меня убедил, что нужен анализ. Когда мы открывали салон, я начитался книг и думал, что уже стал бизнесменом: вложу бабки и спокойно продолжу заниматься гимнастикой. Но что-то пошло не так.

К открытию школы я полгода готовился только морально – плюс денег нужно было найти, накопить. В итоге все равно расходов вышло в два раза больше.

– Вы говорили, что на открытие нужно 5-6 миллионов рублей. 

– Да, а изначально я думал, что уложусь в 3 миллиона.

Как заработать на спортивной гимнастике и почему не сработал YouTube-бренд

– Вы открыли школу, пока у вас одна точка. План открыть 100 академий спортивной гимнастики – просто громкая фраза или на самом деле ориентир?

– А какой смысл начинать бизнес, если не думать о расширении? Конечно, я в каком-то смысле запустил проект раньше времени, я все же действующий спортсмен. Как только мы открылись, сразу нарисовал идеальный план: к концу года отобью все деньги, в следующем появятся еще два-три зала – и так далее. Это амбиции. Но когда началась операционная деятельность, я, естественно, понял, что все будет не так быстро. Про тренировки, про работу тренера в гимнастике я знаю все – теперь предстоит разобраться в тонкостях именно бизнеса.

Одна из ошибок: на старте я думал, что мне очень поможет персональный бренд, YouTube-канал. Что заниматься придут мои подписчики-гимнасты – достаточно только начать афишировать это в соцсетях. Мы несколько раз делали открытые тренировки, приглашали подписчиков, и они приходили, но не оставались заниматься дальше. Посетили пробное занятие и не вернулись, не конвертировались в клиентов. И это нормально. Потому что основная масса клиентов школы – дети до 5 лет. А откуда они знают, что такое YouTube и где там Никита Нагорный? 

Изначально школа называлась «Академия чемпионов имени Никиты Нагорного по спортивной гимнастике», теперь – просто «Академия чемпионов по спортивной гимнастике». Можно догадаться, что персональный бренд вообще не сработал. 90% людей, которые к нам приходят, вообще не знают, кто такой Никита Нагорный. А вот когда они начинают и в процессе узнают – лучше понимают, насколько круто, что директор зала прямо сейчас сам профессионально выступает. Основной плюс, оказалось, именно в этом.

– Первый зал вы открыли в торговом центре «Вэйпарк» на 71-м километре МКАД. Почему именно там?

– Изначально я хотел открыться именно в Москве. Помещение для гимнастического зала найти крайне сложно: нужны очень высокие потолки. Я уже хотел сдаться, но как-то раз после тренировки проезжал мимо этого торгового центра. Как раз тогда случилась трагедия в «Зимней вишне» – думал, все же не стоит открываться в торговом центре. Но позже понял, что такое место – преимущество, потому что там уже есть трафик, организована охрана, подведено электричество, вентиляция. В итоге то помещение, которое сдавалось изначально (около 300 квадратных метров), мы сделали именно залом, а рядом оборудовали пространство под ресепшн, раздевалки и так далее.

Когда все сложилось, я осознал и другие преимущества расположения на окраине: это спальный район, он только застраивается, значит, туда будут заселяться молодые семьи, у них уже есть маленькие дети или, возможно, скоро появятся. Мы изначально делали акцент на рекламу в интернете, но потом поняли, что нужно концентрироваться на жителях именно этого района, ушли из онлайна в офлайн. Не сработал ни контекст, ни таргетинг, главное – работа непосредственно с теми, кто живет рядом.

– В одном из выпусков на канале вы рассказывали про человека, который при строительстве школы взял у вас больше полумиллиона рублей, но не вернул. Вы прямо в кадре ему звонили, он обещал все отдать. У вас получилось выбить этот долг?

– 800 тысяч он мне должен, да. Я сделал ошибку: официально этот человек в России не работает, он гражданин Азербайджана. У меня есть только договор займа. Максимум, чего можно добиться через суд – депортировать его из страны. Но какой в этом смысл? Судиться, пытаться что-то выбить – я больше потрачу. Мы с ним более-менее наладили отношения, он пообещал отдать деньги – пока ни рубля не вернул. Но это мой опыт. Который стоил 800 тысяч.

– Занятие с тренером Никитой Нагорным – отдельная строка в прайс-листе академии?

– Пока такой нет, я больше занимаюсь операционными вопросами, пытаемся выстроить процесс, набрать группы. Планируем, что в 2019 году я буду тренировать и сам – в выходные, только персональные занятия плюс мастер-классы для деток. Групповые тренировки вряд ли буду проводить.

***

Cейчас одна тренировка в школе Нагорного стоит 1500 рублей, блок из 12 занятий – 9900. Еще у Никиты есть коллекция снарядов для спортивной гимнастики «Супер-Силач»: стоялки – 4990 рублей, гимнастический грибок – 12990.

О появлении снарядов Нагорный рассказывал в инстаграме: «Я захотел себе купить стоялки для дома, так как хочется всегда развиваться и быть в форме. К сожалению, подходящих мне стоялок я не нашел, а те, которые были, стоили недешево и, судя по отзывам, были хрупкие. Тут родилась идея сделать самому – чтоб были недорогие, качественные и удобные».

– Школа для вас – коммерческий проект или вы будете рады оставаться в нуле при том, что даете детям возможность заниматься спортивной гимнастикой в хороших условиях?

– У меня есть цель зарабатывать на школе большие деньги, но исключительно для того, чтобы инвестировать их в открытие новых школ. Моя задача – запустить свои школы в том числе в регионах. К сожалению, у меня нет таких денег, чтобы сделать это сразу. Поэтому нужно заработать в Москве, чтобы была возможность открыться в регионах. Не уверен, что на школах в регионах можно зарабатывать, об этом не думаю. Главное – просто сделать школы в тех местах, где спортивной гимнастики нет.

В идеале, как я уже говорил, нам в России нужно прийти к системе, которая уже работает в других странах: например, в Германии, в США есть целые лиги, в которых разные клубы соревнуются между собой. В Германии я сам выступаю за один из таких как легионер – как футбол, только гимнастический. У нас могли бы соревноваться школы Никиты Нагорного, Антона Голоцуцкова и другие организации, которые учат спортивной гимнастике. Такая лига в России, пожалуй, моя главная мечта.

Этот текст был впервые опубликован на Sports.ru в апреле 2019 года

АвторАндрей Васильев