Коллекция Владимира Ивановича Файфора. Спасение!

 

24 сентября 2021 года в своей квартире на 66-ом году жизни скоропостижно скончался Владимир Иванович Файфор, заслуженный арбитр, ветеран Севастопольского футбола.
Это событие на долгие четыре года внесло определенную интригу в жизнь городского футбольного сообщества. Но, то, в чем, собственно говоря она состояла, как развивалась и то, чем все закончилось я расскажу Вам во второй части этой статьи.

А пока, мы перейдем к предыстории вопроса.
Причем, сразу скажу о том, что речь не будет идти исключительно о футбольном пути Владимира Ивановича, его заслугах и достижениях.
Здесь я просто ограничусь констатацией того факта, что в его честь Федерацией Футбола Севастополя и ДЮФЛ Севастополя был учрежден переходящий Кубок Лучшего арбитра Первенства города по футзалу, а обусловлен этот выбор был тем, что Владимир Иванович – единственный судья Севастопольской коллегии судей, который обслуживал матчи Высшей лиги Чемпионата СССР и Высшей лиги Чемпионата Украины по мини-футболу и по футзалу!
Как Вы теперь видите, Владимир Иванович был достойным профессионалом высокого уровня!

Файфор Владимир

В нашей статье речь пойдет о другом увлечении Владимира Ивановича — об его коллекции футбольной атрибутики, ставшей, не побоюсь этого слова, главной идеей его жизни и принесшей ему Всесоюзную, а потом и Всеукраинскую известность!
Причем, интересной деталью и особой ценностью сегодняшнего материала можно будет назвать то, что в нем я сам ничего не буду писать о Владимире Ивановиче Файфоре, о его увлечении, и о собранной им коллекции, а просто предоставлю слово ему. Ведь в свое время мною было сделано хорошее интервью с ним для уникальной книги «Севастопольский футбол в лицах», с которой Вы при желании сможете ознакомится га сайте ДЮФЛ Севастополя.

Итак, предоставим слово Владимиру Ивановичу:
«Рассказывая о своей жизни в футболе, я не могу не рассказать о своем увлечении. Оно так много для меня значит, что я даже не знаю, что для меня важнее? Жизнь и работа футбольного арбитра, или жизнь болельщика и футбольного коллекционера?

К своему увлечению коллекционированием предметов футбольной атрибутики я пришел случайно. Увидел как-то вымпел, выпущенный к матчу «Динамо» Киев – «Бавария» Мюнхен. По тем временам это была редкость.  Я фанат киевского «Динамо», и мне очень захотелось такой вымпел заполучить.

Долго уговаривал владельца, и в итоге своего добился. Но для себя сделал выводы. Почему бы мне не отслеживать и заранее не приобретать такие вещи?
Я увлекся и начал заниматься этой темой серьезно.
Затем к коллекционированию вымпелов добавилось коллекционирование значков, посвященных футболу. В один прекрасный день увидел у товарища небольшую коллекцию. Штук 30 – 40 значков, оформленных на каком-то вымпеле. Подумал, и купил их все.
Потом пришли медали и знаки, затем программки, авторучки, кружки и тому подобное.
Сегодня у меня огромная коллекция. Она занимает всю мою квартиру, и по мере появления новых экспонатов потихоньку теснит меня.

В советское время  на матче «Динамо» Тбилиси – «Ливерпуль» я познакомился с одним человеком, таким же как и я коллекционером. Разговорились, и я рассказал о своей коллекции. Так представьте себе, этот человек специально приезжал ко мне в Севастополь, чтобы ее посмотреть. А потом предложил обмен. Я ему коллекцию, а он мне новенькую 24-ю «Волгу» любого цвета.
Я отказался.

Со временем, из-за любви к футболу, а также, буду откровенен, для того, чтобы подразнить моих завистников, я стал собирать автографы знаменитых футболистов и тренеров. Одна только проблема – на самые интересные матчи было очень тяжело попасть, а встретиться со знаменитостями было вообще архисложно!

Но тут случилось одно знаменательное для меня знакомство. И моя страсть к коллекционированию очень прилично помогла разрешить массу проблем в моем увлечении автографами.

В 1989 году я судил один матч с участием смоленской «Искры», находившейся на учебно-тренировочных сборах. После игры разговорился с одним футболистом – земляком с Западной Украины, и он познакомил меня со своим приятелем. Тот, знакомясь,  скромно сказал – «Слава».
Мой земляк рассмеялся. «Слава, да не просто Слава! Главное, чья слава!»
Слава смутился и представился – «Слава Колосков».
Вот это было да! Он оказался сыном Вячеслава Ивановича Колоскова!  Того самого Колоскова! Председателя Федерации футбола и хоккея СССР! И вице-президента УЕФА и ФИФА, на всякий случай!
Мы разговорились, и я рассказал ему о своей коллекции. Слава заинтересовался. Дело в том, что его отец тоже коллекционировал футбольную атрибутику.
И после разговора Славы с Вячеславом Ивановичем, я получил приглашение в гости, если окажусь в Москве. Надо ли говорить о том, что предложение было мною с благодарностью принято, и в Москве я оказался очень и очень скоро.

Вячеслав Иванович показал мне свою коллекцию. Меня поразило то, что вся она была упакована в разные кляссеры, блокноты, сейфы и так далее.
И я, набравшись смелости, а может нахальства, спросил – а для кого Вы все это собираете?  Не лучше ли будет, если все это будет не в сундуках, а на виду у Ваших гостей?
Вячеслав Иванович внимательно посмотрел на меня, подумал, и согласился!

Могу сказать, что его жена не была в восторге от такого поворота событий.
И я ее понимаю! Столько забот по уборке!

В дальнейшем я нередко бывал в гостях у Вячеслава Ивановича, и он всегда радушно встречал меня. Могу сказать, что если у него появлялись вторые экземпляры каких-либо экспонатов, то он всегда безвозмездно отдавал их мне.

Ну и конечно неоценимую помощь он оказал мне при моих посещениях «топовых» матчей с участием всех грандов мирового футбола. Достаточно было одного его звонка первым руководителям клубов, и мне представляли приглашение и бейдж почетного гостя  на VIP.
С этим бейджем я мог беспрепятственно передвигаться по всему стадиону, и даже по зоне раздевалок и судейских —  «святая святых» каждого стадиона!
Со временем и служба безопасности на стадионах привыкла ко мне, считала за своего и не ограничивала мои перемещения.

Все это сильно помогло моему увлечению – сбору автографов у футбольных знаменитостей.
Но как говорится в одной поговорке – «нет пророка в своем Отечестве». Так оно и есть, хотя я на роль пророка и не претендовал.
Но когда я в своем городе рассказывал о матче,  увиденном мною из VIP-зоны, и показывал автографы звезд, надо мною смеялись, называя обманщиком.
Мол, сам нарисовал какие-то каракули, и теперь нам эту лапшу на уши вешает.
Как я понимаю дело было в обычной зависти, но меня это завело. И я решил на будущее делать так, чтобы у меня после встреч со звездами футбола оставались неопровержимые свидетельства того, что я с ними реально встречался. А такие свидетельства могли дать только фотографии, на которых я запечатлен рядом с великим человеком. Сказано – сделано, и таким образом, со временем я стал обладателем целой подборки уникальных фотографий футбольных звезд.
Правда, моих завистников эти фото не убедили, и теперь ко всем инсинуациям в мой адрес добавились обвинения в фотошопе.

Какое-то время меня это цепляло, но затем, с прожитыми годами, мое честолюбие и желание кому-то что-то непременно доказать отошли далеко — далеко на второй план. Поэтому сегодня эти фото, как и моя коллекция, вызывают у меня, прежде всего, чувство щемящей до слез мальчишеской радости от того, что я, бывший детдомовец, смог прикоснуться к великому мировому футболу! Хоть на мимолетное мгновение, но смог! И смог ощутить свою сопричастность к Великой игре

Иногда у меня спрашивают, а почему бы не сделать эту коллекцию открытой для любителей футбола? Типа создать музей!
Тут я отвечаю, что это во-первых, огромная организационная работа, требующая специальных знаний и немаленьких средств, коих у меня просто нет
А во-вторых, извините, но для меня эта коллекция совсем не собрание футбольной атрибутики, а целый мир, мир моего футбола! Мой мир, где я чувствую себя покойно и счастливо!

Для того, чтобы объяснить Вам, что я имею в виду, приведу следующую историю.
Как-то, очень уважаемый футбольный человек, вице-президент ФК «Севастополь» Евгений Евгеньевич Репенков предложил создать на базе моей коллекции футбольный музей на клубном стадионе, обещая работу хранителя, причем, за весьма приличную зарплату.
Я бедный пенсионер, и предложение для меня было заманчивым, но тогда я ушел от ответа.
Тогда Евгеньич проявил настойчивость и специально приехал ко мне домой для окончательного решения вопроса. И тут я ему честно сказал: «Это собрание, оно очень дорого мне! Оно – это все, что есть у меня в жизни!
Евгеньич, ты мудрый человек,  представь себе, как я, доживающий жизнь на седьмом десятке лет,  вечером возвращаюсь домой, а меня встречают только голые стены! Зачем и ради чего мне тогда жить?!»
Вообщем, Вы меня поняли! Конечно и Евгеньич понял, после чего оставил свои уговоры!»

Вот, мои добрые футбольные друзья, история этой коллекции, рассказанная самим Владимиром Ивановичем. А теперь мы перейдем, собственно говоря к тому, что происходило с этим собранием после ухода ее владельца.

После известия о смерти Владимира Ивановича Александром Львовичем Красильниковым и мною были приняты оперативные меры по недопущению проникновения в квартиру посторонних лиц. И здесь нам очень помог наш футбольный единомышленник глава Гагаринского района Алексей Юрьевич Ярусов. После его звонка в райотдел полиции и Следственный Комитет двери были опечатаны.

Теперь можно было заниматься юридическими тонкостями этого вопроса. Сразу скажу, что дело предстояло долгое, и виною этому были как чисто юридические вопросы, так и махровый бюрократизм чиновников.
И здесь огромную помощь и мне и делу оказал Александр Викторович Сазонов, порядочный человек, страстный любитель футбола, а в недавнем прошлом — очень опытный и грамотный государственный чиновник.
Он очень близко к сердцу принял историю со смертью Владимира Ивановича и озаботился делом сохранения его коллекции для городского футбола. Причем его помощь не сводилась только к данным мне советам и консультациям, а очень часто он либо в компании со мной, либо самостоятельно обходил высокие чиновничьи кабинеты!

Не могу не отметить всемерную помощь и поддержку, оказанную нам руководством Департамента внутренней политики Правительства Севастополя. Сергеем Юрьевичем Бездольным и Марией Ивановной Вечерой!
Во-много, благодаря им это дело и начало двигаться. Правда очень и очень медленно!

И самой главной причиной столь неспешного движения была традиционная бюрократия.
Я не могу сказать, что чиновники имели какие-то планы на эту коллекцию, и затягивали время в надежде на то, что нам, занимавшимся этим делом на общественный началах, со временем надоест ходить по инстанциям, и мы отстранимся от этого дела.

В доверительных беседах некоторые из них, симпатизировавшие нам с Александром Викторовичам намекали на то, что само дело вроде, как и несложное, но есть в нем некоторые детали, которые очень настораживают опытных бюрократов.
Следует помнить, что любой чиновник весьма ценит свою работу, и ради сохранения себя любимого на этой должности будет делать все, чтобы избежать принятия самостоятельного решения по любому спорному и опасному вопросу.

А в нашем деле такие вопросы были!
Вот один из них. Некая дама – член комиссии, осматривая коллекцию, вдруг заявила о том, что увиденный ею мяч, якобы подписанный Месси, стоит безумных денег!
Мало того, ею же «на голубом глазу» было заявлено, что медали с чемпионатов СССР и Украины, представленные в коллекции, изготовлены из драгоценных металлов. Ведь недаром же их называют «золотыми» и «серебряными»! Нужна экспертиза, нужна охрана! А если учесть, что разных медалей в этой коллекции было множество, то представьте себе на какое время затянулась бы эта процедура!

Вам, наверное, стало смешно после моего рассказа о мяче Месси и драгоценных медалях, а нам было не до смеха, особенно тогда, когда мы увидели, что члены комиссии, среди которых были люди спортивные, знающие настоящую цену этих наград, вдруг начинали согласно кивать, поддерживая ту даму!

Скажу честно, что мне предлагались варианты решить вопрос полюбовно и без огласки. Некоторые чиновники весьма высокого ранга, с уважением относившиеся и ко мне, и к городскому футболу, и к самой идее сохранить коллекцию для потомков, в общении «один-на-один» предлагали, с их молчаливого согласия, приехать под вечер с друзьями, и просто потихонечку вывезти всю коллекцию.

И все, с их слов, будут довольны. Я получу коллекцию, соответствующие городские службы получат освободившуюся квартиру, чиновники спокойно вздохнут, так как им не придется принимать опасных решений.
Этакий «хеппи – энд»! Все довольны, все смеются!

Да, вот только потом, если кто-то из «доброжелателей» сообщит компетентным органам о том, что Евгений Репенков втихаря украл бесценную коллекцию, все будет как в той одесской песне: «Все довольные остались, снова к Леве все подались, а Иванов (в нашем случае Репенков) поехал в Магадан»!
Сами понимаете, что пришлось отказаться от столь заманчивого предложения!

Дорогие читатели! Вы себе просто не представляете, насколько меня это все злило, но жизненную школу я в свое время прошел хорошую, и знал, что лучшим средством борьбы с подобными вещами является твое упорство в достижении цели. Стисну зубы, и вперед к цели! Ты мужик, или нет?!
А еще меня поддерживали мои футбольные единомышленники! И Александр Львович, и Александр Викторович, и Алексей Юревич, и Николай Валерьевич Даньшин, и Виктор Алексеевич Тюкаев, и Сергей Александрович Огарь, и Руслан Тяпин, предоставивший транспорт для перевозки коллекции, и много, много друзей, футбольных болельщиков и любителей футбола, постоянно интересовавшимися состоянием дел.
Я просто не мог их предать!

Решающим моментом в судьбе коллекции стал вопрос о том, а кто примет на баланс все это имущество для последующей организации футбольного музея.
Я, как Вы понимаете, таких возможностей, не имел, федерация тоже, и здесь на выручку пришло Управление спорта при Правительстве Севастополя в лице ее начальника Сергея Анатольевича Резниченко.
Узнав от директора Центра спортивной подготовки сборных команд Севастополя Дмитрия Евгеньевича Карпова, на чьем балансе находился главный городской стадион о том, что в его распоряжении есть подходящее помещение, в котором к тому же, когда-то размещалась подобная экспозиция, Сергей Анатольевич уведомил соответствующие структуры о том, что его ведомство готово взять на баланс всю эту многострадальную коллекцию!

И тогда за дело взялся директор Фонда государственного имущества Евгений Витальевич Ковалев. И здесь мне очень хочется отметить то обстоятельство, что все спорные вопросы на этом этапе были решены именно благодаря его настойчивости и заинтересованности. Знаете, он даже лично принимал участие в длительном и пыльном процессе составления описи и организации вывоза коллекции!
Здесь, наверное, сказалось то обстоятельство, что Евгений Витальевич является президентом Севастопольской федерации тхэквондо. Ну что сказать?  Родная спортивная душа!

Ну и по итогу завершая свой довольно объемный рассказ, докладываю широкой футбольной общественности о том, что наши четырехлетние страдания завершились, и на сегодняшний день коллекция находится на стадионе!

Как ее собираются использовать я не знаю, но скажу о том, что вожделенное для некоторых создание на ее базе Музея Севастопольского футбола не представляется возможным. Уж больно немного в ней материалов о Севастопольском футболе. Советский, украинский, европейский, мировой – это пожалуйста! Но севастопольских материалов там очень мало!
А вот классную Выставку футбольной атрибутики развернуть на ее базе я считаю вполне возможным, и пришедшие на матч болельщики посетят ее с удовольствием! Ну а о молодежи я и не говорю!
И знаете, хотелось бы еще, как бы в дополнение к этой выставке подобающим образом оформить главный городской стадион на котором выступает главная городская команда.
Сделать так, чтобы были на центральной аллее размещены стенды, посвященные Севастопольским профессиональным командам начиная от времен «команд мастеров». А еще было бы неплохо создать своеобразную Аллею Славы Севастопольского футбола, на которой болельщики могли бы увидеть фотографии как лучших команд нашего города, так и кумиров прежних лет, а юное поколение еще и услышать рассказ о них!

А вообще, мои дорогие футбольные единомышленники, скажу о том, что у меня есть мечта.
Мне очень хочется чтобы на всех футбольных стадионах города были созданы экспозиции, посвященные Севастопольскому футболу.  «Первая ласточка» — наглядный пример уже есть. Приезжайте на стадион детской футбольной школы «Спартак» и вы увидите у центрального входа прекрасные стенды, созданные благодаря Николаю Валерьевичу Даньшину, на которых размещены фото и статьи, рассказывающие о истории Севастопольского футбола!

Его пример зажег любящих футбол людей, и вот уже группа энтузиастов работает над оформлением футбольной площадки в Комсомольском парке, которая будет посвящена детскому и юношескому футболу Севастополя!

Эта идея близко к сердцу было воспринята руководством спортивной школы олимпийского резерва № 8, и может со временем история инкерманского футбола и футбола Северной стороны будут увековечены на стадионах этой школы к радости любителей футбола и для воспитания подрастающего поколения! Ведь то, каким вырастет оно, зависит только от нас!

Ну а на очереди и «Маракана», и «Горняк» в Балаклаве и другие стадионы. Ведь это же НАШ Город! Ведь это же НАШ футбол! Ведь это же НАША история!

Мои дорогие футбольные друзья!
Завершая свой рассказ я хочу сказать о том, что я был счастлив отчитаться перед Вами о том, что нам удалось сделать. И память о футбольном человеке, и дело его жизни сохранили!
Пользуясь случаем, еще раз хочу выразить свою благодарность всем тем, кто помогал мне в этой работе!

С уважением,
Евгений Репенков