32 вещи, которыми Россия удивила легионеров РПЛ
Странные воры, дисциплина, томатный сок.
«Чем вас удивила Россия?» – стандартный вопрос любому иностранцу, который приезжает в РПЛ. Стандартный ответ: морозы и московские пробки. Но есть версии и поинтереснее. Держите впечатления тех, кто прожил у нас хотя бы год.
Алфавит. «От чего я охренел – я вышел в аэропорту и увидел алфавит ваш, теперь наш. Как это читается, что это такое?» – Маринато Гильерме вряд ли тогда думал, что будет говорить по-русски почти идеально.

Сочинские пляжи без песка. Родригао из «Зенита» не представляет такое в Бразилии.
Два танка у стадиона. Звездан Мисимович – герой «Вольфсбурга» Магата и игрок ротации «Динамо» Силкина – особенно запомнил поездку в Нальчик с припаркованной у стадиона военной техникой: «Кажется, это был мой первый выезд с командой. Я был в шоке».
Водка. Жерсон Асеведо («Урал» и «Мордовия» 2010-х) не понимает, как вообще ее можно пить в чистом виде: «Чилийцы на это не способны. В нашей стране водку обязательно мешают с различными соками и пьют из бокалов».
Взятки. Форвард «Спартака» и «Локомотива» Зе Луиш признавался, что отдавал десять тысяч рублей, чтобы его машину не эвакуировали. «В Португалии меня бы сразу отправили в тюрьму» [за предложение взятки].

Разбитые машины. Первый люксембуржец в РПЛ – Оливье Тилль из «Уфы» – был в шоке от местных дорог и авто: «Автомобили часто выглядят так, будто сломаны. У нас в Люксембурге каждая машина должна проходить техосмотр, но здесь…»
Кормят три раза в день. «А в Аргентине – четыре. И ужин начинается поздно — около десяти часов. А тут в семь вечера поели, так через три часа уже успеваешь проголодаться», – возмущался Алехандро Домингес, легенда «Рубина» и важный игрок «Зенита» конца нулевых.

Щедрые воры. Защитник «Торпедо» нулевых Никола Йолович вспоминал, как его обокрали и даже не разбудили: «В России очень добрые воры. Утром [мы с гостями] проснулись, обнаружили, что пропало 16 тысяч долларов. Спасибо хоть, что с нами ничего не сделали, и за то, что оставили 50 долларов! Мы тогда на эти деньги купили хлеб и масло на завтрак».
Отличные фрукты. Бывший защитник «Пари НН» Лукас Масоэро был доволен продуктами в российских супермаркетах: «Когда ты покупаешь фрукты в Аргентине, их всегда надо мыть, потому что на них могут быть химикаты. Но когда в России парни увидели, что я мою яблоко, они удивились».
Хамство в магазинах. Американец русского происхождения Евгений Стариков, наоборот, был разочарован российскими супермаркетами: «Спрашиваю: «Где можно найти молоко?» А женщина-продавец мне на это жестко отвечает: «Это не мой отдел. Иди отсюда. Находи кого хочешь, только меня не трогай». В США работники супермаркетов отложат дела и помогут в любом случае. А в России такое чувство, как будто ты у них просишь одолжения. С тобой как-то агрессивно общаются».
Дети гуляют сами. Клаудио Маркизио не понимал, как легко их отпускают родители: «В Италии сложно такое представить. У нас боятся оставлять детей одних, а еще они не такие внимательные, как русские дети».
Томатный сок. В Москве экс-нападающего ЦСКА Адольфо Гайича шокировало, что его вообще пьют: «Томатный сок мне кажется сверхстранным. Для нас [аргентинцев] это что-то невообразимое».

Скрытый расизм. Мощь обороны «Анжи» и «Динамо» Кристофер Самба чувствовал, что из-за цвета кожи к нему в России предвзятое отношение. «Когда беру семью в отпуск и нахожусь в бизнес-классе, ко мне подходит женщина и говорит: «Извините, эконом-класс там-то». Это больно»
Мужчины не здороваются с женщинами за руку. «Ты приходишь на встречу, пожимаешь руки всем мужчинам, а женщины почему-то остаются без приветствия. Как-то не очень уважительно», – смущался немец Кевин Кураньи, игравший за «Динамо».

Ощущение спокойствия и полной безопасности. Бразилец Бителло из «Динамо» удивлялся, как спокойно в Москве. Но, видимо, этого мало.
Отлетающие от самолета гайки. Манише – герой лихого «Динамо» середины нулевых – рассказывал, как однажды чуть не потерял сознание от страха:
«Самолет вырулил на взлетную полосу и стал набирать ход. Я приоткрыл глаза и знаешь, что увидел? В это невозможно поверить, но гайки крепления крыла при разгоне самолета начали отлетать одна за другой! Одна, вторая, третья! Пиу-пиу!
Тут с меня сон как рукой сняло. Я начал бегать по салону, всех тормошить, кричал: «Остановите скорее самолет, мы сейчас разобьемся!». Самый шок, что на меня никто внимания даже не обратил. Только начальник команды махнул мне рукой: «Успокойся, все под контролем!»
Хорошие врачи. После возвращения в Исландию Рагнар Сигурдссон («Краснодар», «Рубин», «Ростов») соскучился по российской медицине: «Наши врачи не пытаются понять причину проблемы. В такие моменты я реально сожалел, что живу не в России».

Дисциплинированность. Венесуэльский форвард ЦСКА Сауль Гуарирапа: «Меня очень сильно удивляет местная дисциплинированность. К примеру, все уважают дорожные знаки и светофоры, никто не нарушает правил. Улицы чистые и их регулярно убирают».
Отличие между Москвой и другими городами. «Удивляет разница. Например, с Грозным. Это как будто две разные страны! А лица?! В Москве большинство людей ничем не отличаются от голландцев. Но если поехать южнее или восточнее – все совсем иначе. Это интересно», – так рассуждал о российском контрасте Гус Тиль, игравший за «Спартак».
Большие стадионы даже у маленьких команд. Форвард «Зенита» Матео Кассьерра оценил наследие ЧМ-2018: «В Португалии огромные арены только у лучших команд – у «Бенфики», «Спортинга», «Порту». В России почти у каждой команды большой стадион».

Мало кто говорит по-английски. Загадочный англичанин Дэвид Бентли пробыл в «Ростове» недолго, но успел оценить красоту города и удивиться проблемам с коммуникацией: «Мы-то думаем, что уже все говорят на нашем языке, но это не так».
Уровень онлайн-сервисов. «Нужно такси – вызвал через приложение, через минуту оно уже у твоего подъезда. Захотел поесть – заказал из ресторана. Нужны продукты – заказал из магазина, через час они у тебя. Ты можешь не тратить время на эти вещи, все привезут домой», – сербский полузащитник Саша Зделар (ЦСКА, «Зенит») доволен комфортом современной России.
Продолжительность дня. «Если в Аргентине в полдесятого вечера еще светло, то тут очень рано темнеет», – аргентинец Матиас Перес, который играл в «Оренбурге», не застал времена, когда Россия жила по летнему времени.

Сумасшедшие питерские водители. «А в основном город как Европа», – полузащитник «Зенита» Аксель Витсель сравнивал Бельгию с Петербургом в 2014-м.
Как в России празднуют День Победы. «Девятого мая прогуливался с семьей в центре Оренбурга по Советской улице: песни, военная техника, казалось, весь город отмечает День Победы. Для нас это был огромный сюрприз – впервые узнали о таком празднике», – удивлялся боснийский защитник Ренато Гойкович.
Жара. «Летом тут бывает так жарко, как не бывает в Бразилии», – смахивая пот со лба, вспомнил Малком, в прошлом главная звезда «Зенита».

«Жигули» седьмой модели. Нигериец Августин Эгавон играл за «Торпедо» в конце 1990-х, когда легионеры еще были редкостью. Сначала он катался по Москве на автобусе, а когда получил машину, был безумно счастлив: «Это супертачка! Не зря же воры залезали в нее и откручивали детали. Когда переехал из отеля в квартиру, мне пару раз колеса прокалывали. Наверное, от зависти. Однажды за мной гнались по городу, думали, что я богатый иностранец с мешком денег».

Люди крестятся, когда проезжают мимо церквей. Наблюдение, впечатлившее бывшего защитника «Локомотива» Бенедикта Хеведеса: «Я такого нигде не видел, хотя путешествую достаточно».
Прямолинейность. Обычно иностранцы говорят, что русские поначалу кажутся закрытыми и неприветливыми, а потом расцветают. У Андре Шюррле, игравшего за «Спартак», интересное наблюдение из 2020-го: «Я заметил, что русские очень честные, откровенные. Если где-нибудь в ресторане общаешься с людьми, они всегда все говорят начистоту. Это здорово».

Чеченские галушки. Бывший форвард «Ахмата» Мохамед Конате обожает местное блюдо – жижиг-галнаш: «Пытался найти в Москве, но ничего нет похожего на чеченские галушки. Постоянно их ем в Грозном! Очень калорийно, но уж после игры удержаться не могу».
На улицах пьют пиво. «И достаточно много было людей, пьющих водку. Я понимаю, что это, наверное, какая-то часть культуры. По крайней мере, я так к этому относился», – вспоминал Самару нулевых чилийский вратарь Эдуардо Лобос.
Удивило все. Загадочный испанец Альберто Сапатер вспоминал приезд в Россию: «Испытал культурный шок. Ко всему пришлось адаптироваться. Все было другим».
Фото: РИА Новости/Антон Денисов, Виталий Тимкив, Алексей Куденко, Валерий Гуньков, Алексей Даничев, Всеволод Тарасевич, Владимир Песня, Владимир Астапкович, Максим Богодвид; freepik.com