Главное о тромбе Вембаньямы: Виктор точно вернется через полгода?

Собрали самое важное.

Прошли сутки после шокирующей новости о том, что Виктор Вембаньяма пропустит остаток сезона из-за тромбоза глубоких вен правого плеча.

Центровой «Сан-Антонио» точно вернется через полгода? Или угроза куда серьезнее? Кое-что уже понятно.

У Вембаньямы тромбоз глубоких вен правого плеча – это так же опасно, как и звучит?

Это состояние может вызывать отек и боль, хотя иногда заметных симптомов вообще не бывает. Самый ужасный сценарий: тромбы могут оторваться, пройти по кровеносной системе и попасть в легкие – так блокируется кровоток и начинается легочная эмболия.

«Сан-Антонио» уверяет: Виктор вернется в строй уже через полгода. Исполняющий обязанности главного тренера «Сперс» Митч Джонсон считает, что угрозы завершения карьеры нет.

«Медицинские эксперты и самые знающие люди в организации сказали и подтвердили, что Вембаньяма не сыграет в этом сезоне, но при этом нет никаких опасений как за здоровье Виктора в перспективе, так и за все, что связано с игрой в баскетбол. Нет никаких оснований думать, что он не будет готов выступать в следующем сезоне с самого его начала.

Мы списывались с Виктором. Он просто хотел бы быть со своими товарищами по команде, вот чем я готов поделиться. Могу точно сказать, что одноклубники хотят быть вместе с ним. Мы все гордимся им и восхищены его игрой, отношением к баскетболу. Это лишь небольшая неудача, за которой последует громкое возвращение», – тренер настроен на позитив.

В клубе считают, что это единичное заболевание: его обнаружили, когда игрок вернулся в Сан-Антонио с Матча всех звезд. Заболевание обычно лечится с помощью разжижающих кровь препаратов, это не позволяет участвовать в контактных видах спорта.

Инсайдер ESPN Брайан Уиндхорст озвучил тот же срок восстановления – полгода. Брайан знает о тромбозе из личного опыта.

«К сожалению, в истории НБА есть случаи, когда у игроков образовывались тромбы. Это произошло всего год назад с новичком «Детройта» Осаром Томпсоном . По сути, это выводит вас из строя на шесть месяцев. Не имеет значения, кто вы, игрок НБА или обычный человек, вы должны принимать препараты в течение шести месяцев. У меня был тромб 15 лет назад. Шесть месяцев вам нельзя заниматься контактным видом спорта.

Самое важное – начать лечение немедленно. Затем необходимо выяснить, что послужило причиной. Если это повторяется, как в случае с Крисом Бошем, это заболевание угрожает карьере. Если это следствие травмы, удара или операции, то это единичное заболевание, во что и верят «Сперс». Вы можете пройти лечение, продолжить карьеру и больше никогда об этом не вспоминать. И это то, на что все надеются в случае с Виктором Вембаньямой», – предположил Уиндхорст.

Вспоминают случаи Осара, Боша – это похоже? Риск карьеры есть?

Крис Бош – негативный пример. Первые тромбы образовались у него в 2015-м, форвард «Майами» пропустил остаток сезона-2014/15. Отличий от Вембаньямы много: во-первых, его тромб обнаружили в легком, а не в руке. Во-вторых, Бошу на тот момент был почти 31 год. В-третьих, Бош вернулся – но через год у него нашли тромб вновь, на этот раз в ноге, а через полгода после этого медосмотр показал, что проблемы сохраняются. Бош пытался получить медицинское разрешение от НБА, но вернуться вновь ему не позволили. В 2019-м двукратный чемпион НБА официально объявил закончил карьеру.

Гораздо более похожий по всем параметрам пример – Брэндон Ингрэм шесть лет назад. У форварда тоже в 21 год обнаружили тромбоз глубоких вен на руке. Его устранили в марте 2019-го при помощи операции. Ингрэм не просто вернулся, а в следующем сезоне был признан Самым прогрессирующим игроком НБА и попал на свой пока что единственный Матч всех звезд. После курса лечения в течение полугода у Ингрэма больше не проявлялись проблемы с сосудами.

И снова 21-летний: баскетболист «Детройта» Осар Томпсон не доиграл прошлый сезон и пропустил первые 18 игр «Пистонс» в этом. Как и Ингрэм, он лечился чуть более 6 месяцев и уже в ноябре 2024-го получил разрешение от независимой медицинской комиссии НБА продолжить карьеру.

Центровой «Лейкерс» Кристиан Колоко тоже страдал от тромбов весь сезон-2023/24, тогда он числился в «Торонто». «Лейкерс» прошлым летом подписали с ним контракт еще до того, как он получил медицинское одобрение от комиссии НБА, настолько они были уверены в том, что центровой его пройдет. Так и вышло в октябре 2024-го, камерунец  начал тренироваться впервые за полтора года, и в этом сезоне регулярно (хоть и мало) играет за ЛАЛ.

Иногда тромбы возникают как следствие операции. Такое было с Тайриком Эвансом и Андерсоном Варежао. После назначения препаратов для разжижения крови игрокам пришлось добавить несколько месяцев к послеоперационной реабилитации, но оба вернулись в НБА.

Кроме Боша, только еще один игрок НБА закончил из-за тромбов: Мирза Телетович в 2015-м выбыл из строя из-за множественных тромбов в обоих легких, вернулся, отыграл без проблем со здоровьем еще 2,5 года – прежде чем тромбы обнаружились в его легких вновь. После года неудачных попыток вернуться босниец закончил карьеру в 32 года.

Проблема со здоровьем Вембаньямы больше похожа на случай Ингрэма, чем Боша или Телетовича. Крис говорил, что большое влияние на его ситуацию оказали перелеты с длительными периодами неподвижности, это негативно сказывается на высоких спортсменах. «Не думаю, что путешествия сыграли роль [у Вембаньямы]. Наиболее часто тромбы возникают в ногах, и это действительно связано с перелетами или периодами реабилитации после травм. Если бы проблема Вембаньямы была локализована в ноге, это был бы очевидный фактор. Но в его случае главной причиной стало сочетание анатомии и постоянных повторяющихся движений бросковой руки», – объясняет спортивный врач Брайан Саттерер.

Тромбоз вен – что это вообще? Из-за чего появляется и как лечится?

Объясняет редактор раздела «Здоровье» Ольга Бадрина:

Тромбоз глубоких вен (ТГВ) плеча – серьезное состояние, при котором в глубокой вене образуется кровяной сгусток (тромб). В норме тромбы формируются, чтобы остановить кровотечение, например, при порезе. Однако иногда кровь сворачивается без очевидной причины, что уже представляет опасность. Главная угроза в том, что тромбы могут оторваться и с током крови попасть в легкие, сердце или головной мозг. Это может привести к закупорке сосудов и жизнеугрожающим состояниям: тромбоэмболии легочной артерии, инфаркту миокарда, инсульту.

Как правило, когда говорят про тромбоз глубоких вен, имеют в виду тромбы в ногах. Так бывает у людей, которые вынуждены долго находиться в сидячем или лежачем положении, например, у водителей, пилотов, лежачих пациентов. Тромбы в венах верхних конечностей встречаются реже – 11-14% всех случаев тромбоза.

Дополнительных факторов риска тромбоза глубоких вен плеча много – от курения до ожирения – но в случае Вембаньямы может подходить разве что высокий рост. При росте выше 190–195 см риск ТГВ может быть почти в 2 раза выше, чем у людей среднего роста. Возможно, поэтому истории с завершением карьеры – у «больших» (Крис Бош – 211 см, Мирза Телетович – 206 см), что подтверждает эту тенденцию (рост Вембаньямы – 221 см – прим. Спортса’‘).

Заподозрить ТГВ плеча не всегда легко, у некоторых пациентов болезнь развивается практически бессимптомно. В остальных случаях симптомы нарастают постепенно: боль или судороги, отек, покраснение или синюшность кожи, боль отдает в шею, под лопатку. Некоторые отмечают сильную слабость, вплоть до обморока.

При подозрении на тромбоз назначают дуплексное УЗИ вен и анализ свертывающей способности крови. Неосложненный тромбоз лечат кроворазжижающими препаратами (антикоагулянтами), их придется принимать в течение нескольких месяцев. А также избегать ситуаций, которые могут привести к травмам, поскольку антикоагулянты снижают свертываемость крови. Даже небольшой ушиб или порез может стать причиной длительного кровотечения, а серьезные травмы – привести к внутренним кровоизлияниям. Поэтому во время лечения запрещены контактные виды спорта.

В редких случаях для лечения тромбоза может потребоваться операция. Так бывает, когда консервативное лечение антикоагулянтами не дает нужного эффекта или есть угроза осложнений. Хирургическое вмешательство может понадобиться, если тромб полностью перекрывает кровоток в вене.

Вембаньяма же три дня назад играл на Матче звезд – откуда такие проблемы вдруг?

Центровой «Сан-Антонио» в последнее время как раз испытывал упадок сил, что вызывало беспокойство, сообщил The Athletic. Игрок испытывал слабость во время Уикенда всех звезд, где принял участие в конкурсе мастерства и в главном Матче, и на последующих выходных. «Сперс» решили провести обследование – и обнаружили тромб в плече.

И что, «Сан-Антонио» теперь окончательно рухнет?

«Сперс» в этом сезоне не претендуют на попадание в плей-офф – после неудачного старта 2025-го года они упали на 12-е место в конференции и на 4 победы отстают от зоны плей-ин. 24 победы, 29 поражений – даже рухнув без Вембаньямы, техассцы вряд ли сильно изменят свою позицию. Скорее всего, клуб так и останется в диапазоне от 5 до 10 места с конца, что оставит клубу высокий пик на драфте-2025 и дает даже небольшие шансы на №1 и восходящую звезду из университета Дьюк форварда Купера Флэгга.

Вембаньяма был единственным центровым клуба после того, как его сменщик Зак Коллинс был отправлен в обмене за Де’Аарона Фокса. Дыру под кольцом теперь вынужден закрывать ветеран Бисмак Бийомбо, долго остававшийся без команды в этом сезоне. В остальном у «Сперс» крепкая команда, первый матч без Вемби они даже выиграли – у «Финикса» 120:109. Фокс набрал 26 очков, и на ближайшие два месяца до конца сезона он становится лидером «Сан-Антонио».

У Криса Пола в последней игре дабл-дабл (13 очков, 10 передач), но уже идут разговоры, что великого защитника могут отпустить, чтобы он мог в марте или апреле подписаться с командой, ведущей борьбу за титул. Его место в старте тогда займет Стефон Касл, один из основных претендентов на награду Новичку года.

Иными словами, «Сан-Антонио» без Вемби находится сейчас примерно на том же самом месте, что и с ним – на первом этапе построения хорошей команды, когда победы не так важны. Просто никто не ожидал, что часть этого этапа придется провести без француза.

«Сан-Антонио» же лечит еще и Поповича – а как у него дела?

В начале ноября Грегг Попович перенес, по словам представителей клуба, «легкий инсульт». В январе был последний апдейт по Греггу: тренер идет на поправку, скоро должен вернуться к работе – поскольку в этом сезоне уже нет никаких задач, вероятно, теперь речь идет уже о летней подготовке к следующему сезону.

По словам менеджера «Сан-Антонио» Ар Си Бьюфорда, в клубе ожидают, что Попович на каком-то этапе снова будет главным тренером. «С каждой неделей ему становится все лучше. Мы не можем точно сказать, когда он вернется, но в какой-то момент это произойдет», – сообщил Бьюфорд в январе. До тех пор командой продолжит руководить помощник Митч Джонсон, который работает в штабе Поповича с 2019-го, а во всей организации – с 2016-го.

Так во второй раз за сезон «Сан-Антонио» приходится корректировать планы из-за здоровья главных действующих лиц. И все же в клубе уверены, что и в случае Поповича, и в случае Вембаньямы – это лишь тайм-аут, а затем «Сперс» вернутся к стратегии по возвращению в элиту НБА.

Но все равно очень страшно за здоровье Вембаньямы и перспективы клуба.

Фото: Gettyimages.ru/Winslow Townson, Mike Ehrmann, Dean Mouhtaropoulos, Greg Fiume, Ezra Shaw, Tim Nwachukwu

 Автор Илья Панаев