История теннисных платьев – от обузы для женщин до сексуального объекта

У тенниса много узкоспециальных атрибутов: например, теннисный браслет (модель украшения, популяризированная протошараповой Крис Эверт), теннисный локоть (характерная для профессионалов травма).

Но есть и такие, которые понятны всем. Один из них – теннисное платье: короткое платье минималистичного фасона, в котором выходят на корт теннисистки всех возрастов и статусов (а иногда и не на корт и не теннисистки).

В разных видах теннисное платье существует столько же, сколько сам теннис, и его эволюция – это во многом зеркало женской эмансипации.

***

Условно современный теннис возник в Великобритании второй половины XIX века как досуг элиты и допускал участие женщин наравне с мужчинами. Идея выступления женщин на турнирах, однако, первоначально встретила сопротивление, потому что для полноценного соревнования они считались слабыми и физически, и интеллектуально (якобы теннисный счет был слишком сложен для женского мозга). До конца века женщин на турниры все же допустили – первым официальным соревнованием, где сыграли женщины, считается «Уимблдон»-1884.

Поблажек с точки зрения формы теннисистки не получали – их внешний вид должен был соответствовать общественным нормам. В книге Tennis: A Cultural History типичное теннисное платье 1880-х описывается так:

«Юбка до пола, с несколькими накрахмаленными нижними юбками, обязательный жестко затянутый корсет. Все это дополнительно фиксировалось поясом на серебряной застежке и увенчивалось воротником из китового уса, на который повязывался шейный платок или галстук. Платье никогда не открывало руки».

Такой наряд из жарких фланели или саржи, обычно дополненный фартуком для мячей, чулками, обувью на каблуке и шляпой с полями, не позволял делать на корте более-менее ничего, кроме как набивать мяч с места. Если теннисистка приподнимала подол юбки ради минимальной свободы движения (для этого существовал специальный девайс, пришедший из велоспорта) или осмеливалась сыграть с лета, это считалось неприличным, а то и «противоречащим женской природе».

Современная теннисистка поправляет исторический костюм 1879-го для выставочного матча (1939)

Первой чемпионкой «Уимблдона» стала 19-летняя Мод Уотсон, дочь cолихаллского викария очень широких для того времени взглядов (разрешил дочерям участвовать в публичном турнире еще в 1881-м). Мод, научившаяся теннису у студентов Кембриджа, занимавшихся математикой в доме отца, выиграла «Уимблдон» в платье белого льна до лодыжек с турнюром (тогда в белой форме играли в теннис просто по традиции; даже на «Уимблдоне» правило о белой форме впервые появится в 1890-м).

Четвертый женский «Уимблдон» в 1887-м выиграла чудо-тинейджерка Лотти (Шарлотта) Дод. На 15-летнюю Дод (до сих пор самая молодая чемпионка одиночного «Шлема» среди игроков обоих полов) еще не распространялся взрослый дресс-код, так что она играла в подобии школьной формы – платье без корсета длиной до середины икры и крикетной кепке с козырьком.

Соперницы говорили, что «детская» форма давала Дод преимущество – и она не то, чтобы спорила. За семь лет она выиграла пять «Уимблдонов» (первая пятикратная чемпионка) и на каком-то из них уже выступала во взрослом платье с корсетом. К тому времени у Дод сформировался авангардный активный теннис: она сильно била с отскока, играла с лета и освоила смэш, так что матч в итоге закончила в крови – ее изранили металлические кости корсета. Прежде чем в 21 перейти в другие виды спорта, Дод выступила с программной критикой женского тенниса за пассивность и праздность. Не в последнюю очередь она критиковала и теннисный костюм:

«Как дамы могут рассчитывать на качественную игру, если их платья ни одной части тела не позволяют двигаться свободно? Зачастую в них даже дышать затруднительно. Подходящее платье крайне необходимо, и сердечная благодарность озадаченных играющих дам ждет того, кто изобретет легкий и красивый костюм».

На практике облегчение теннисного костюма происходило постепенно и, опять же, параллельно с либерализацией общественной морали и женской моды. Платья без корсетов, пионером которых считается французский кутюрье рубежа веков Поль Пуаре, навсегда нормализовались накануне Первой мировой войны. Но еще до тех пор в 1905-м американка Мэй Саттон Банди стала первой чемпионкой «Уимблдона» не из Великобритании, взяв титул в платье чуть короче, чем в пол и с закатанными рукавами. Поставив комфорт и интересы игры выше этикета, Саттон Банди навлекла на себя негодование блюстителей морали, но в каком-то смысле стала первой профессиональной чемпионкой «Шлема».

После войны заметный след в теннисной моде оставили испанка Лили де Альварес (на фото выше) и великая француженка Сюзан Ленглен (на фото ниже). Первую в то, что мы сегодня назвали бы брюками палаццо, одела скандальная Эльза Скиапарелли, а вторую одевал Жан Пату, иногда считающийся изобретателем теннисной юбки – укороченной плиссированной юбки без подъюбника. Именно такими юбками и платьями длиной по колено, а также открытыми руками шокировала публику Ленглен. Ее теннисные наряды не сковывали движений, а наоборот свободно струились по телу, так что были новым словом и в функциональности, и в эстетике теннисного платья.

Француженка, известная в медиа как Богиня, была первым глобальным инфлюенсером теннисной моды – после нее играть в теннис с голыми икрами и руками стало нормой, а ее младшая современница американка Элис Марбл, выигравшая «Уимблдон» в 1939-м, потом писала в мемуарах Courting Danger, что, еще играя в США, вдохновлялась смелостью и чувством стиля Ленглен, когда пошла еще дальше и отказалась от юбок в пользу кюлотов.

Теннисистки после матча на турнире в Лондоне (1931)

В 1930-е теннисная форма стала наконец собственно спортивной: появился легкий дышащий хлопок пике (с рубашек поло из него начался Lacoste Рене Лакоста) и первая синтетика, подолы поднялись выше колена, в мейнстрим довольно мирно вошли шорты. Американка Хелен Джейкобс в 1936-м в них попала на обложку журнала Time, а ее соотечественница Полин Бетц (на фото) в 1940-е стала известна любовью к чистым силуэтам и утилитарной элегантности, позволявшим сосредоточиться на игре (через 20 лет после Ленглен стала наоборот фиксировать платье или шорты ремнем на талии, но все для того же – чтобы не мешали). В 1948-м в американском журнале Holiday платье и шорты представлялись равнозначными вариантами для выхода на корт.

Если был один человек, чьими силами теннисные фасоны не стали совсем прагматичными, то это Тед Тинлинг – импозантный британец, проживший почти весь XX век и полжизни одевавший на корт теннисисток. Самое известное платье, созданное Тинлингом, – не платье, а нижние шорты, отделанные тесьмой, которые он в 1949-м сделал для американки Гертруд Моран и которые свели с ума всю Британию («Уимблдон» за них забанил Тинлинга на 33 года). Дизайны Тинлинга были яркими и персонализированными: кого-то он одевал в романтичные цветочки, кого-то – в аккуратном стиле модов. Он использовал цвет, перья, пайетки, бархат, полиэтилен и не разрешал теннисисткам выходить в одном платье на корт дважды – так было, например, даже со знаменитым сине-бело-голубым мини, в котором Билли Джин Кинг в 1973-м выиграла «Битву полов». А вот Мартина Навратилова свое надевала много раз, потому что считала талисманом, и в 1978-м даже уговорила Тинлинга сделать похожее, когда оно сносилось.

К тому времени теннисистки уже стали профессионалами, а их платья – похожи на известные нам: ультракороткие, преимущественно прямые, не перегруженные деталями, часто с цветными элементами.

Крис Эверт в 1972-м

Параллельно с минимализацией платьев, по словам Роберта Джей Лэйка, автора книги Routledge Handbook of Tennis: History, Culture and Politics, теннисисток впервые стали объективировать – рассматривать как объект сексуального влечения.

Жена Илие Настасе Доминик Грация в 1972-м

В 1980-е теннисные платья лет на 10-15 заметно потеснили комплекты из юбок и топов. Ренессанс теннисного платья начался где-то с приходом в тур сестер Уильямс и Анны Курниковой и совпал с тотальными коммерциализацией и стандартизацией теннисной моды.Теннисисток стали одевать спонсоры, на платьях обосновались логотипы, персональные дизайны получали только самые медийные игроки, но при этом и средний уровень теннисной формы вырос: появились технологичные материалы, встроенное белье, нюансированность посадки.

В XXI веке теннисное платье в каком-то смысле вернулось к истокам: как 150 лет назад женщина на корте должна была быть одета так же, как в жизни, так и сейчас теннисное платье, чтобы резонировать (и продаваться), стремится отсвечивать поп-культуру или моду за пределами корта. Поэтому еще в 2003-м платье Винус Уильямс на «Уимблдон» сделала дизайнер Диана фон Фюрстенберг,

а семь лет спустя на «Ролан Гаррос» она сыграла в кружевном платье собственного дизайна, вдохновленном «Мулен Руж».

Серена в 2004-м дебютировала в Nike в платье с корсетом,

в 2012-м провела один матч в мятном платье, напоминающем бандажные дизайны Hervé Léger, а в 2018-м дошла до финала US Open в «пачке» дизайна Вирджила Абло.

Мария Шарапова много памятных матчей провела в маленьких черных платьях,

в женственных дизайнах Стеллы Маккартни в разное время играли Каролин Возняцки, Мария Кириленко, Андреа Петкович. Из нынешнего поколения теннисисток экспериментальные платья часто можно увидеть на Наоми Осаке.

Последние годы всплеск популярности тенниса как атрибута стиля «старых денег», а также востребованность модного минимализма 1990-х сделали лучшие современные теннисные платья лаконичными и тяготеющими к классике.

В таком виде концепт теннисного платья вышел за пределы корта на подиумы, на улицы и в тикток и закрепился в статусе культурного феномена. Вещь, начавшаяся как один из инструментов угнетения женщин, за 150 лет стала атрибутом главного в мире спорта для женщин и способом их самовыражения.

Автор Лера Ли

Фото: Gettyimages.ru/Hulton Archive, J. A. Hampton/Topical Press Agency, Central Press, Allsport UK, Keystone, Reg Burkett/Daily Express, Adam Pretty, Phil Cole, Clive Brunskill, Al Bello, Mike Ehrmann, Sarah Stier, Daniel Pockett