Футбол в крови, Севастополь в сердце. Владимир Кузнецов «Вэлтон»
Родился я в Севастополе в 1967 году.
Семья проживала на проспекте Победы, и вот там, на дворовой площадке я и сделал свой первый удар по мячу. В то время многие мои сверстники проводили свое свободное время во дворах, и поэтому на площадках постоянно шли «зарубы». Зимой – хоккей, летом – футбол.
Причем скажу о том, что популярность хоккея была намного выше. Это обуславливалось тем, что сборная СССР в те годы гремела по стране и по всему миру! Это была настоящая «Красная машина»!
Такая гордость за свою страну была!
Вот в таких дворовых баталиях я и проводил свое время, пока в один прекрасный момент не пошел записываться в секцию футбола к Владимиру Васильевичу Брую в ДЮСШ-3. У него в то время занималось много пацанов с проспекта.
Занимались мы на Лазаревской. В здании бывшей школы нам выделили помещения под раздевалки, а во дворе была площадка с песчаным покрытием, на которой и проходили тренировки и игры.
После дворового футбола все это было для меня как посещение другой планеты! Особо выделю появившееся «чувство команды». Во дворе ведь как? Сегодня в одной команде с тобой играют одни, а завтра уже другие. Главным ведь был сам процесс.
А здесь новое чувство. Ощущение какого-то почти что родства с теми, с кем выходишь на игру на футбольное поле. И, наверное, поэтому поражения воспринимались по-другому. Они переживались сильнее и дольше. И победы в кругу друзей праздновались совсем по-другому!
Такая яркая неземная радость! А приз за лучший гол не «треньке»? Знаете, какой? КЕДЫ!
Да и сама игра раскрывалась, с другой стороны. Кто-то гнался непременно забивать, а мне нравилось не самому любой ценой забить, а отдать «голевую». Ну и если команде надо, то и сзади мог «пластаться»!
Что касается моего участия в жизни команды, то скажу о том, что я не был в лидерах. Но и «задних не пас». Самый обычный член команды. Но если бы Вы знали, как это здорово, быть «членом команды»!
Так я и играл за нашу юношескую, а потом и за другие городские команды до ухода на срочную службу. Немного довелось и там поиграть.
Отдельно запомнились игры чемпионата полка. Столько страсти!
Самым запоминающимся событием стала финальная игра. В первом тайме на поле вышли комбат, старшина роты и другие командиры. Так сказать «личным примером» увлечь бойцов в атаку!
Ко второму тайму отцы-командиры выдохлись, и тут в дело вступили мы с Олегом Стефанишиным, который до призыва на службу был «воротником» в команде «Прикарпатье» из Ивано-Франковска, выступавшую во второй лиге. Он среди нас выделялся как Пеле!
И с таким лидером мы, естественно, победили! Как сейчас помню, всем участникам матча дали увольнительную!
По возвращению со службы сосредоточился на учебе и работе, но и о футболе не забыл. С друзьями по вечерам собирались в спортзале ЦКБ «Коралл», где шел нескончаемый футбольный фестиваль, в котором принимали участие как люди, поигравшие в командах мастеров, так и простые любители футбола. Каждый вечер проводился самодеятельный турнир. Собиралось несколько команд, и играли на вылет. Все парни футбольные. Из них сейчас собери команду – и готовая команда для второй лиги. Еще бы, ведь там собирались и те ребята, что играли в нашей «Атлантике» — команде второй лиги.
Помню, что именно здесь познакомился с будущим председателем федерации футбола Севастополя и президентом ПФК «Севастополь» Александром Красильниковым, бывшим в числе завсегдатаев этих игр. На игре я как-то подкатился под него, ну, Львович и рухнул на паркет, как подкошенный. Слышу от края поля топает ему на помощь, пыхтя, эээ…, скажем так «помощник» Львовича весом кило под 120 – не меньше. Подумал – все, мне крышка. Хорошо Львович рукой махнул и отправил его обратно!
А еще во время одной из игр Саня Андрейченко, по прозвищу «Сенсон», мячом сломал мне руку. Не специально, конечно. Просто получилось так!
Когда начинался футбольный сезон, все участники турнира выбирались из спортзала и принимали участие в проводимых федерацией футбола соревнованиях по большому футболу. Ну и я как все.
Особо запомнилась время, когда выступал за возглавляемую Володей Музыковым команду «Юг».
В ней тогда подобрался очень хороший коллектив из молодых (в то время) ребят, таких, как Олег Махонин, Игорь Чесноков, Дима Григорьев, Паша Тимофеев (ныне покойный), Костя Руденко …
Вершиной успеха для нашей команды стала победа в одном из городских кубков, финальная игра которого проводилась на центральном городском стадионе «Чайка».
Так сложилось, что следующие лет семь было не до футбола, провал!
Однако как-то раз, в один прекрасный день 2004 года, я с братом жены Володей Марановским, отправился на СКС поддержать городскую команду, выступавшую во второй лиге. Как сейчас помню, у нас был флаг с эмблемой ПФК «Севастополь».
На стадионе обратил внимание на небольшую группу болельщиков, располагавшихся под крышей на центральной трибуне. Они выделялись на полупустом стадионе неистовой поддержкой команды. Решили примкнуть к ребятам, тем более, что у нас был флаг клуба – то есть мы были свои.
Вот так я познакомился с такими замечательными людьми, как Александр «Патриот», и его тезка по прозвищу «Борода». Именно они и поспособствовали моему вхождению в круг истинных друзей нашей главной городской команды!
Я недаром употребил это понятие – «истинных». Что оно означает?
Да все очень просто. Медленно повторите это слово. В основе его лежит понятие – «ИСТИНА». То есть нечто, главнее чего и правильнее просто нет! Вот такое отношение мы придавали своей поддержке нашей главной команды. Было даже выражение – «…жениться можно много раз, но КОМАНДА у нас ОДНА»!
Я часто ловил себя на мысли о том, что хочется делать что-то яркое, зажигающее, достойное моего города!
И поэтому я по гроб жизни буду благодарен людям, сделавшим мою мечту реальностью. И нисколечки об этом не жалею! Даже счастлив!
Знаете, это схоже с теми чувствами, которые переживает мальчишка, собравшийся спрыгнуть в бассейн с высокой вышки. Он очень это хочет сделать, но неуверенность наряду с робостью не позволяют ему сделать решающий шаг. И тут кто-то из старших товарищей несильно, и по-доброму, подталкивает его, как бы помогая решиться.
Равновесие потеряно, и неожиданно случилось восхитительное чувство полета! А вынырнув на поверхность, обалдев от совершенного, мальчишка с восторгом понимает, что он только что сделал то, о чем раньше столько мечтал. И то, что он сделал, это ведь так здорово, увлекательно, и совсем не страшно! А еще он понял, что может это делать сам, и столько раз, сколько захочет!!!
Потому, что он сам, сам крутой!
Вот так примерно фанатский сектор стал для меня второй семьёй, и с того момента началась моя жизнь в футболе – на секторе.
Мои добрые друзья! За те годы, что я провел на нём многое произошло. Постараюсь выделить наиболее интересные и знаковые на мой взгляд моменты, и рассказать Вам о них.
— Начну, наверное, с того, что о чем уже рассказывал выше. Речь пойдет о «чувстве команды».
На мой взгляд лучше всего об этом сказал Дуги Бримсон – автор многочисленных книг об английских фанатах: «Находиться среди тысяч парней, по крайней мере в течение 90 минут, думающих только об одном – значит быть частью того, что американцы называют «процессом всеобщей мужской солидарности». Не имеет значения, кто ты – школьник, рабочий, бизнесмен, владелец магазина, богат ты или беден, потому что на 90 минут все мы – футбольные суппортеры (создатели яркого шоу, или футбольной «движухи»), и ничего больше.»
А с другой стороны, ты буквально физически представляешь себя среди тех, кто сейчас находится на футбольном поле! Это очень круто! Вот оно настоящее «чувство команды»!
И еще. Вы видели хоть раз, чтобы мы когда-либо сидели во время матча? Я не понимаю, как можно прийти на стадион поддерживать свою Команду и делать это сидя в кресле. Хочешь, чтобы ребята из твоей команды горели на футбольном поле? Гори сам!
Они это увидят, поймут, и оценят! И ответят взаимностью!
В качестве иллюстрации к сказанному, скажу о том, что временами на нашем 24-ом секторе собиралось по 400 человек! А бывало мест не хватало, и тогда администрации стадиона приходилось предоставлять нам дополнительные сектора.
— Взаимоотношения с Клубом. Не скажу о том, что они были безоблачными.
Типа мы радостно поддерживали команду, хлопая в ладоши, и скандируя пионерские считалочки, а руководство Клуба умиленно наблюдало за этой идиллией, смахивая с глаз скупую мужскую слезу.
Штрафы. Они самые! Причем крупные! Вот, что было причиной обострения наших отношений.
За что штрафы? Ну, за разное. Например, за обидные для некоторых участников матча «заряды». Сами понимаете, в чей адрес они раздавались. Согласен, согласен, что надо быть по отношению к этим…, ну не толерантным, а более корректным, что-ли.
К тому — же на стадионе во время матча находятся и дети, и женщины. А мы ведь мужчины!
Так что приношу извинения. Женщинам, детям, и супер-воспитанным гражданам.
Следующей проблемой стали файеры. Тут, все просто и ясно. Мы зажигаем, Клуб попадает!
Ну что поделаешь! Вот только насовсем отказаться от этой затеи мы ни за чтобы не смогли!
Ведь огонь файеров символизирует огонь наших сердец, зажженных любовью к своему Городу и своей Команде! А ещё ведь было некое негласное соревнование между «движухами» всех футбольных клубов – типа конкурс «лучший по профессии»!
Скажу о том, что наш сектор даже во времена второй лиги был на «уровне», а уж с повышением команды в классе сектор 24 стал считаться одним из самых ярких и зрелищных среди всех футбольных лиг Украины!
А кроме того, что огонь зажигает и ведет, добавлю, что это еще и просто КРАСИВО!
Нет, Вы только представьте себе КРАСОТУ, когда на трибуне бушует огненный шторм файеров и стробоскопов! Он кого угодно расшевелит, и бросит в бой! Жаль вот только, что МЧС и МВД не разделяли наших взглядов.
Бывало, что Клуб наказывал нас и запрещал посещение сектора. Тогда мы перебирались на «горку», и оттуда поддерживали свою любимую команду!
— Взаимоотношения с фанатами других клубов. Все, как обычно. Бывало и дрались, а бывало и в футбол дружеские матчи играли. Особняком стоят Запорожье, Одесса и «Крымтеплица».
Честно говоря, уже не помню, что поломало наши отношения с Запорожьем. Наверное, в немалой мере сыграла свою роль бескомпромиссная борьба наших команд на футбольном поле. И еще отношение к нам «бомжовских», т.е. запорожских «силовиков».
Что касается Одессы, то у нас с ними ранее были добрые отношения, пока одесситы в один из своих приездов не начали беспредельничать у нас в Городе.
В среде футбольных фанатов ведь принято на выездах оставить память. Мы, например, старались заклеить половину чужого города стикерами своего клуба и движения – типа и город неприятельский «пометили», и «ментов» местных не побоялись!
Но одесситы в натуре беспредел устроили! Драки стали устраивать с горожанами, у мирных гражданских «розы» отбирать…
Вот это им и не сошло с рук.
Теперь, по «Крымтеплице». Дело не в том, что нам вдруг захотелось показать то, что «Мы – Севастополь, а вы – село».
Просто не надо было оскорблять наш Город, да приезжать в автобусе с намалёванным помидором. Этого достаточно, чтобы навсегда стать с теплицей врагами!
И после каждый матч с теплицей стал по своему шедевральным. Начиная со знаменитого баннера с огурцом, двумя помидорами и надписью «…по самые помидоры!», сюжет которого мы с Кириллом придумали в автобусе по пути на выезд в Киев на игру с «Оболонью». И снятые с петель ворота на входе на «помидорный» стадион, когда местная власть в испуге передумала пускать Севастопольцев на игру. И многое-многое другое.
— Поездки на выездные игры. Это самое важное в фанатской жизни! Не скажу о том, что они начались только после того, как наша команда под руководством Сергея Валентиновича Пучкова стала показывать яркую и результативную игру.
Нет, и ранее, еще во времена «Чайки ВМС», по рассказам Александра «Бороды» и Евгения Евгеньевича Репенкова, отдельные, немногочисленные группы наших фанатов сопровождали в поездках свою команду. На игру добирались сами, а после игры, как правило, команда забирала своих болельщиков. Но, бывало приходилось самостоятельно домой добираться, и плацкартах, в прокуренных и заплеванных тамбурах вагонов.
Из наших поездок на выездные матчи времен ПФК «Севастополь» отдельно поставлю визит к клубу высшей лиги. Речь идет, как Вы догадались о поездке на кубковый матч с «Шахтером».
Впервые такое количество болельщиков отправлялось поддержать свою команду! По итогу, и себя показали, и на людей посмотрели.
Запомнилась, как ездили в Киев. Клуб договорился о том, что к поезду прицепили вагон. Специально для нас. Причем вход в него со стороны состава был перекрыт. Получилась этакая «территория психов». Так вот мы в нем и прокатились до Киева и обратно.
Причем отдельно подчеркну, что за вагон платили мы сами! Принципиально! Мы вообще от клуба ничего не брали по скидкам – билеты покупали в кассе, как и все Севастопольцы, единственное, что клуб не продавал билеты на 24-ый всем желающим, а только нам.
Из поездок, которые я назову «условно выездными», выделю выезды на игры любимой команды, которые одно время проходили в Бахчисарай. Да, были времена, когда местный стадион «Дружба» стал для нас домашним стадионом на тот период, пока на родном СКС-е шел ремонт.
Добирались на игры, кто автотранспортом, а кто электричками, которые называли «собаками».
По двести – триста человек приезжали! Что творилось в вагоне – уму непостижимо. Песни, пляски, контролёры, которых не пустили в вагон; курение в вагоне, лёжа на полке для багажа… Сказка!
Как-то раз случилась днюха у Ромы в день выезда. В крайнее 4-ёх местное купе в плацкарте набилось чел 15, наверное — праздновать. А время было уже позднее, и соседи по купе на боковых полках пожаловались проводнице на некий шум от нас и невозможность заснуть. Проводница строго наказал нам соблюдать тишину и пошла обратно к себе в купе. Не пройдя и полвагона, как побежала обратно, так мы запели для соседей песенку «Спят усталые игрушки, книжки спят…». Она прибежала и забрала наших соседей куда-то в начало вагона! И таких «мракобесий» был полон каждый выезд, но как-же это было здОрово.
Из той же оперы были поездки в Симферополь времен нашего пребывания в Премьер-лиги. Клубный стадион закрыли на реконструкцию, а бахчисарайский для такого уровня соревнований, естественно, не подходил. Вот и договорились с «Локомотивом».
Но в Симферополь добирались уже более организовано, на «топиках». Клуб оказывал содействие, да и ГАИшники предоставляли машины сопровождения для движения по Севастополю, Симферополю, и по трассе. Скажу — не поверите. В отдельные поездки собиралась колонна из более чем СТА машин!
Мы старались поддерживать свою команду!
— Раз уж речь пошла об поездках, не могу не остановиться на мото-авто-пробегах, проводимых в поддержку Клуба. Самый первый пробег организовал Артем Бузько. И был этот пробег практически автомобильным, так как из байкеров в нем участвовал только вице-президент нашего клуба Евгений Евгеньевич Репенков. Но в дальнейшем к участию в этом празднике присоединилось много народу, и целых два мотоклуба. «Идальго» и «Ночные волки».
Рассказывают о том, что колонна растягивалась на пару — тройку километров!
— Что касается количества моих выездов, то сам лично 100 выездов не «пробил». Остановился на 89-ти.
— Отдельной темой, очень яркой и очень Севастопольской, были баннеры.
Сколько их было изготовлено! При чем обращаю ваше внимание на то, что все они сделаны на деньги, собранные обычными людьми, и изготовлены самостоятельно.
Особые воспоминания остались от создания гигантского, стометрового баннера «Слава Севастополя исчисляется не годами, а столетьями»! Вручную ведь рисовали! Ночью с парнями собирались на репетиции по подъёму этого баннера, чтобы на игре всё прошло гладко. Но зато какие чувства мы испытали, увидев этого красавца! Гордость за нашу «движуху», что смогла сделать перф, равному которому в те годы ничего не было. Вся футбольная страна нам аплодировала стоя!
— Добавлю, что все это, и баннеры, и поездки, и клубные «розы», и исполнение гимна Севастополя стало возможным по той причине, что у Клуба была ИДЕЯ. Великая Севастопольская идея. Она проявлялась и в цвете командной формы, и в названиях трибун, и в церемонии приема детей в члены Клуба у Вечного огня, и в традиционных встречах с командой, проводившихся в кинотеатрах, и в субботниках, проводимых на Аллее Героев.
При чем не факт, что инициатива сделать что-то яркое и патриотическое всегда исходила от руководства Клуба. Очень много из сделанного шло от болельщиков клуба.
Не скажу о то, что Клуб и фанаты были единым целым, но общность, и единство взглядов на футбол и клубную идею были. Я как-то сказал Максиму Каратаеву (он был тогда начальником пресс-службы ФК «Севастополь») что мы (фанаты) не против клуба, мы с ним на одной стороне баррикады, но только на разных краях.
Да, в те годы был настоящий Клуб! В нем были специальные люди, которые отвечали за работу с болельщиками, и «гостевая» на клубном сайте была, где всегда можно было высказать свое мнение и по поводу игры команды, и по поводу политики Клуба. Да и клуб, как правило, старался помогать болельщикам. Была и обратная связь.
Все потому, повторюсь, что у того Клуба была ИДЕЯ!
А сегодня от клуба осталась всего одна команда.
Но это не беда! Она ведь севастопольская! Поэтому, люди верят в нее и будут поддерживать ее! Вот только так хочется, чтобы когда-нибудь к нам вернулось то, когда-то испытанное состояние ЕДИНСТВА.
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ФУТБОЛ?
— Да он просто часть меня. Ну, как нога там, или рука. Он не вопрос жизни и смерти. Он гораздо больше!
И еще. О «Двух капитанах». У меня на обеих руках тату. На одной – подпись Александра Жабокрицкого, а на второй – подпись Александра Сокоренко. Это в качестве иллюстрации, что для меня означает футбол.
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— я Севастопольский шовинист!
Горжусь предками, их верой, их волей, их жертвенностью!