Легкая атлетика – пример, как деградирует наш спорт без мировых стартов
Олимпиада для наших спортсменов – по сути, единственный лифт к спортивной славе, будущей монетизации или хотя бы минимальной узнаваемости. Гимнастика, борьба, фехтование – локальные дисциплины, в которых вырваться из безвестности позволял лишь олимпийский трамплин.
Примеры Никиты Нагорного, Евгения Рылова, Софии Поздняковой, Вероники Степановой – последние по хронологии, но если углубляться в прошлое, то фамилии Карелина, Журовой, Позднякова-старшего или Хоркиной без олимпийских побед сейчас имели бы совсем иной вес.
Но самое грустное последствие от пропуска Олимпиад даже не в личных трагедиях и сломанных карьерах, которые спортсмены нового поколения, возможно, осознают чуть позже.
Хуже всего, что в изоляции наступает деградация всей дисциплины в стране.
У этого процесса даже есть экспериментальное подтверждение – легкая атлетика.
Российские легкоатлеты живут без международного спорта намного дольше коллег из других видов: последняя полноценная Олимпиада – Лондон-2012, чемпионат мира в полном составе – в 2015-м. Дальше – только индивидуальные допуски с разными ограничениями.
Помните?
● На Играх-2016 выступала только Дарья Клишина – на пике допингового пожара она спаслась благодаря тренировкам в США отдельно от сборной России;
● перед ЧМ-2017 допуск в нейтральном статусе имели около 40 россиян, но лишь половина из них выполнила квалификационный норматив – тот турнир Россия провела в 19 легкоатлетов;
● через два года на ЧМ-2019 в Доху приехало уже 29 человек, которые подняли сборную нейтральных атлетов из России на 6-е место в медальном зачете;
● заявку России в Токио-2020 World Athletics ограничила 10 легкоатлетами;
● на ЧМ-2022 в США и ЧМ-2023 в Будапеште, понятно, уже никого от России не было.
За эти 8 лет, наполненных болью и печалью, в стране выросло поколение легкоатлетов, никогда не соревновавшихся с мировыми звездами.
Дальше – несколько фактов, которые грозят и другим дисциплинам.
1. Сначала короткая утопия. Если бы российских спортсменов допустили к Играм-2024 без ограничений, то этой возможностью смогли бы воспользоваться лишь 16 легкоатлетов (без учета ходоков), выполнивших олимпийский норматив за год внутренних стартов. Шестерым из них – за 30 лет.
Для сравнения – на Играх-2012 в Лондоне сборная России по легкой атлетике насчитывала 99 спортсменов. Убедительные цифры.
Мог ли кто-то из этих 16 претендовать в Париже на медали – хотя бы на уровне раскладов?
Ближе всех к топам прыгуны в высоту. Выше Данила Лысенко и его прошлогодних 2,38 в последний раз взлетал в 2018-м Мутаз Баршим, но есть нюанс – с той попытки Лысенко прошло полтора года, и это произошло под крышей.
У Натальи Спиридоновой из высоты лучший результат (2 метра) тоже зимний, но актуальный – с ним вполне можно бороться за тройку. Но еще год назад она была третьей на чемпионате России со скромными 189 см. А вот Мария Ласицкене формально выполнить олимпийский норматив не успела, хотя при необходимости легко бы прибавила к зимним 193 еще 4 см.
Валерий Пронкин в мае установил личный рекорд в молоте (81,52), а в совокупности с медальным опытом ЧМ-2017 это достойный стартовый актив.
Для шестовиков Полины Кнороз, Тимура Моргунова, Александра Соловьева и Михаила Шмыкова высота, на которой пойдет борьба за медали, не критичная, но стабильных попыток им не хватает даже на внутренних стартах.
Остальные вдали от важных дел.
2. Результаты наших – отдельная грусть.
Да, есть локальные вспышки вроде лучшего российского времени на 100-метровке в XXI веке от Кристины Макаренко или прошлогоднего season best в высоте Лысенко, но в остальном картина довольно тусклая.
Последний национальный рекорд на стадионе – секунды Сергея Шубенкова в 2018-м. Предпоследний – от загадочного барьериста Дениса Кудрявцева на ЧМ-2015.
В мировом топ-листе – единицы, хотя World Athletics тщательно учитывает результаты всех внутрироссийских стартов.
Показательная картинка возникает при сравнении топ-результатов россиян из 2015-го – последнего цельного сезона до отстранения от международных турниров – с прошлогодними.
2015-й в мировом топ-6 результатов сезона закончили сразу 8 россиян (еще четверо – в топ-10). В 2023-м в топ-6 очутился лишь Данил Лысенко с прыжком на 2,38. По итогам первой половины 2024-го в компании с ним еще одна прыгунья в высоту Наталья Спиридонова и метатель молота Валерий Пронкин.
Остальные – за пределами.
3. Появление новых имен – редкая история, которая актуальна только внутри России. Сможете ли вы назвать легкоатлета, чья звезда зажглась в последние годы – уровня Евгении Чикуновой или Мирона Лифинцева в плавании?
Таланты пробиваются и в легкой атлетике. На слуху у знатоков фамилии Константина Крылова (спринт), Савелия Савлукова и Полины Ткалич (400 метров), Федора Иванова (400 с барьерами), Александра Соловьева и Полины Кнороз (шест), Натальи Спиридоновой и Марии Кочановой (высота) – поколение, родившееся в первой половине нулевых, и почти не выступавшее вне России.
Но понять их масштаб через заочные результаты пока сложно, а старты рядом с Вархольмом, Дюплантисом или Магучих точно сделал бы прогресс ярче и нативнее.
«Кто знает, как бы я повела себя на огромном стадионе и в такой конкуренции? Может быть, дала бы еще больше, а, может, зажалась. Это тут я королева под софитами, а на международной арене у всех такие результаты. И мне было бы очень интересно с ними посоревноваться», – резюме от 22-летней чемпионки России Полины Кнороз, которая в 2021-м зацепила победный этап «Бриллиантовой лиги», но никогда не выступала ни на Олимпиаде, ни чемпионате мира.
Это правда – никто не знает, как развивались бы карьеры молодых вне международного контекста. Стал бы Шубенков Шубенковым, бегая рядом с братьями Шабановыми, вместо Ариса Мерритта и Дэвида Оливера?
Не всем, как Марии Ласицкене, случилось расти в одной сборной с Анной Чичеровой, Светланой Школиной и Еленой Слесаренко (без намеков на допинг-стори всей тройки), но сильнее всех на планете она становилась рядом с Бланкой Влашич, Рут Бейтией и Ярославой Магучих.
Как бы сложилась история 19-летнего Юрия Борзаковского, не начни он с 7-го места в Сиднее-2000, где бежал за Уилсоном Кипкетером, а просто привозя всем в России километры дорог.
Никакого другого пути к совершенству, кроме сравнения себя с лучшими, нет. Помните у Маяковского – «с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику. Его, a не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником».
4. Мотивация для больших звезд без мировых турниров – минимальная. Их обреченность, наверное, лучше всего передается через цитаты:
«Готов ли продолжать выступать? Я посмотрю. Не знаю пока. Осталось не так много лет, когда я могу себе позволить повыступать на высоком уровне. Очень хочу до 38 продержаться. Но… Не знаю», – чемпион мира-2015 Сергей Шубенков пока не бросает спорт, но уже проигрывает даже в России.
«К сожалению, за последние несколько лет я совершенно перестала получать удовольствие от легкой атлетики. Я официально завершаю спортивную карьеру. Да, это случилось не совсем так, как я хотела. Жалею ли я о чем-то? Безусловно. Например, о том, что мой последний турнир был в Челябинске (Челябинск прекрасен, ничего личного), а не в Орегоне, как было в моих фантазиях», – чемпионка мира-2019 Анжелика Сидорова не нашла причины вернуться в спорт после родов.
«Желание прыгать выше есть, но я головой понимаю – откуда ждать результат? Соревновательная практика не та, как бы мы ни старались с девочками соперничать. Это не выводит на нужный уровень мурашек и переживаний», – в тяжелые минуты олимпийская чемпионка Мария Ласицкене тоже говорит об атмосфере и конкуренции.
Больно, когда еще совсем не старые лидеры больше не видят смысла в собственной карьере.
***
На самом деле, стагнация сборной, попавшей в вакуум без мировой конкуренции – явление стремительное и, наверное, неизбежное. Оно проявляется по-разному – где-то ярче, где-то не так очевидно – не только в легкой атлетике.
● В борьбе один год пропуска обернулся худшим чемпионатом мира-2024 в истории, хотя выступала вся основа – с Садулаевым, Сидаковым, Магомедовым.
● Из женской фигурки почти ушли ультра-прыжки – для внутренней арены риски превышают возможный эффект.
● В лыжах всю зиму никто не мог обогнать Александра Большунова – в каком бы состоянии тот ни выходил на гонки Кубка России.
● В художественной гимнастике вообще придумали свои правила – словно никуда возвращаться и не собирались.
Разумеется, это обратимые процессы, но чем дольше наш спорт проведет в изоляции, тем сложнее возвращаться.
В легкой атлетике полетят мировые рекорды. Встречаем главный спорт Олимпиады!
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Алексей Филиппов, Григорий Сысоев, Екатерина Лызлова; Li Ming/Global Look Press