Основы журналистики с Владимиром Мелянским
Помните ли вы своего первого учителя? Человека, который однажды крепко взял вас за дрожащую от волнения руку и повёл в новый жизненный этап? Это тот, кто оказывался рядом в нужный момент, обучал, поддерживал начинания и делился опытом. Сегодня в какой-то степени таким человеком побудет Владимир Андреевич Мелянский. Заслуженный журналист Севастополя, известный спортивный радио- и телекомментатор расскажет, как журналистика влияет на общество, и поделится с будущими представителями этой профессии опытом и личными практическими наработками.
Здравствуйте, Владимир Андреевич! Сколько лет Вы уже в журналистике?
Начну с того, что в журналистику я попал неслучайно. Изначально как судья-информатор я вёл спортивные праздники, соревнования. Люди прислушались – понравилось. И в 1973 году меня пригласили работать на городском радио. Телевидения тогда ещё в Севастополе не было, поэтому именно радио предоставило мне возможность выражать свои мысли, рассказывать аудитории о соревнованиях, об их итогах, что мне очень нравилось. В общем, в журналистике я уже полвека.
Как Вы думаете, в нашей стране доверяют журналистам? Каков престиж этой профессии?
Я всё-таки считаю, что у нас доверяют журналистам, особенно тем, которые работают в государственных СМИ. Эти люди, как правило, имеют высшее образование, верифицируют информацию и предоставляют доказательства сказанного.
А доверяет ли аудитория тем журналистам, которые работают в частных СМИ?
Я думаю, меньше. Такие СМИ, как правило, встают в оппозицию государственным, создают контент, исходя из своих интересов, продвигают собственную точку зрения, нередко подключается ещё и денежный аспект. Все журналисты должны нести ответственность за слова и подкреплять их доказательствами. Вообще, я считаю, самый лучший судья работы журналистов – это время. Время всегда покажет, прав был журналист или нет.
А какая прослойка населения, на ваш взгляд, наиболее подвержена влиянию СМИ?
Мне кажется, что старшее поколение больше подвержено влиянию средств массой информации. Эти люди немалую часть жизни прожили без Интернета, привыкли получать информацию только из СМИ и формировать своё мнение на основе того, что услышали от журналистов. А у молодёжи есть доступ к большему количеству источников информации, например, в том же Интернете. Молодые люди узнают различные точки зрения, анализируют их, и формируют свой взгляд, который нередко отличается от повестки СМИ.
Какой сегмент медиасистемы наиболее популярный в наше время и почему?
Конечно, телевидение. Оно наиболее популярно, потому что отвечает интересам визуалов, аудиалов и кинестетиков. Зритель видит и слышит всё происходящее на экране, что, несомненно, сильно влияет на мозг человека. Более того, телевидение оперативно, оно быстро доносит до аудитории самые свежие новости.
А как различается методика влияния на аудиторию на телевидении, радио и в газетах?
Залог успеха на телевидении – это хорошо снятая картинка, над которой трудится целая команда. Тот же оператор может так выставить свет, что сделает тебя на 10 лет моложе или, наоборот, усталым и престарелым. Я, например, много уделяю внимания своему внешнему виду, потому что зрители больше доверяют аккуратно выглядящим журналистам. Визажисты перед эфиром освежают моё лицо. Я стараюсь не выносить на передний план свои возрастные руки. Также одеваюсь опрятно и по сезону. Будет странно, если ты сядешь в эфире в свитере, а на улице 35 градусов. Я считаю, что у телевидения больше шансов повлиять на аудиторию ещё за счёт человеческого фактора: журналисты пытаются показать людей такими, какие они есть, их эмоции. Конечно, аудитория проникается. Также на телевидении обязательно нужно следить за речью. Зрители не доверяют журналистам, которые допускают ошибки, кричат и используют нецензурную лексику, то есть показывают слабость.
Радиожурналисты влияют на аудиторию, конечно, интонацией. Она должна по настроению соответствовать сказанному и ставить акценты на самую важную информацию. Также на радио не обойтись без повторов – одна и та же новость крутится по несколько раз, что способствует лучшему запоминанию. Музыкальное сопровождение тоже много значит. Я, например, всегда заранее подбирал песни, которые будут играть в моих передачах, и записывал в блокнот (неотъемлемый атрибут каждого журналиста). Музыкальное сопровождение должно именно сопровождать сказанное, а не противоречить ему. Кроме того, мне кажется, журналисту лучше не читать с листа. Речь становится какой-то неестественной — слушатель это чувствует и воспринимает информацию хуже. Лучше выписать себе тезисы и рассказывать самостоятельно.
Что касается газет, скажу, что сейчас не читают большие статьи. Чтобы повлиять на аудиторию, надо уменьшать размер текста. Также визуализация (фотографии, картинки) играет важную роль. Как правило, именно она привлекает внимание читателя. Я стараюсь сопровождать свои тексты фотографиями, в которых есть движение, жизнь и эмоции и отсутствует статика. Более того, событие должно быть актуальным и интересно озаглавленным. Заголовки вообще очень тяжело придумывать, это целая проблема. Здесь я руководствуюсь принципом «Краткость – сестра таланта».
Владимир Андреевич, нас учат, что журналистика должна быть объективна, а журналисты – честны. Можно ли назвать людей, которые мастерски влияют на аудиторию, используя неправдивую информацию, непрофессионалами?
С точки зрения журналисткой этики, конечно, они – непрофессионалы. А с точки зрения ораторского искусства и мастерства убеждения, их можно назвать больше, чем профессионалами. На аудиторию легче повлиять правдой, а вот, чтобы незаметно донести до людей ложь и убедить их в ней, нужно обладать определёнными навыками и знаниями.
С развитием Интернета приобрела популярность блогерская деятельность. Можно ли блогеров назвать журналистами?
Нельзя. У блогеров нет журналистского образования, которое даёт человеку теоретические и практические основы этой профессии. Кроме того, журналисты более чувствительны к слову, они несут ответственность за сказанное, потому что, как правило, работают в официальных СМИ. Блогеры же вещают в Интернете, поэтому часто распространяют ложную, недостоверную или субъективную информацию, за которую впоследствии не отвечают.
А кому, как Вы думаете, аудитория доверяет больше – блогерам или журналистам?
Журналистам, конечно. Это ответственные люди. Когда я начинал журналистскую карьеру, мне очень нравилась песня: «Трое суток шагать, / Трое суток не спать/ Ради нескольких строчек в газете». Вот это работа журналиста, он является проводником в реальный мир. Журналисты там, где пожар.
Владимир Андреевич, Вы являетесь самым известным спортивным журналистом Севастополя. Почему Вы выбрали именно спортивную журналистику?
Я всю жизнь занимался спортом, был судьёй-информатором на различных соревнованиях. Мне это очень нравилось. А потом меня пригласили на радио, и с этого началась моя профессиональная деятельность. Также в спортивной журналистике большая популярность, сумасшедшая, я бы даже так сказал.
Владимир Андреевич, как, на Ваш взгляд, Вы повлияли своей журналистской деятельностью на общество? За что Вам можно сказать «спасибо»?
На мой взгляд, спортивная журналистика поднимает уровень патриотизма, причём градационного. Спортсмены выступают сначала за свой двор, потом за свой класс, за школу, район, город, страну, а журналистика освещает их успехи, тем самым вызывая гордость у аудитории. Мы показываем достижения ведущих спортсменов, которые являются кумирами для молодёжи и вдохновляют её заниматься спортом, вести здоровый и активный образ жизни. Отрываем ребят от компьютеров и улиц и побуждаем записываться в различные секции, побеждать, защищать спортивную честь школы, района, города и России.
Интервью взяла Марина Ерощенкова -студентка МГУ факультет Журналистика