Главное о трансфере Льюиса Хэмилтона в «Феррари»
Величайшая бомба «Ф-1» за пять лет.
В «Формуле-1» все-таки взорвалась главная бомба со времен перехода Себастьяна Феттеля в «Феррари»: теперь Скудерия за долгие годы переговоров сманила-таки семикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Самый титулованный гонщик планеты вновь поедет в красном – прямо как в эпоху Михаэля Шумахера!
Но – только с 2025-го. №44 откатает еще год в «Мерседесе» по нынешнему контракту. Важно не забывать об этом.
Что же еще мы знаем о главном трансфере 2020-х на данный момент?
Хэмилтон же подписал контракт с «Мерседесом» до конца 2025-го на 63 млн в год? Как он освободился?
Действительно, Льюис торговался весь 2023-й за новую сделку и закончил ее, казалось бы, победителем.
Однако, как пояснил «Мерседес» в пресс-релизе 1 февраля, у №44, оказывается, было право на расторжение контракта в 2025-м – и семикратный чемпион им воспользовался.
«Льюис всегда будет важной частью гоночной истории «Мерседеса», – прокомментировал Тото Вольфф. – Однако мы всегда знали, что однажды наше партнерство естественным образом завершится, и этот день настал. Мы принимаем решение Льюиса искать новые вызовы, и перед нами открываются интересные возможности на будущее».
Зачем это нужно Хэмилтону?
Пока информации о мотивации Льюиса не так много.
«Мерседес» был частью моей семьи с тех пор, как мне исполнилось 13 лет. Я там вырос, так что решение об уходе стало одним из самых тяжелых в моей жизни, – заявил Льюис в пресс-релизе. – Тем не менее, сейчас настало подходящее время для того, чтобы пойти на этот шаг и я с волнением жду возможности принять новый для себя вызов. Я буду вечно благодарен семье «Мерседес» за эту невероятную поддержку, и особенно Тото Вольффу – за его дружбу и лидерские качества».
«Когда мы подписывали с Льюисом новый контракт, то выбрали вариант с более коротким сроком соглашения. Так что в целом эти события не стали сюрпризом – скорее, нас удивил выбранный момент времени, – объяснил Тото Вольфф. – Мы с Льюисом встретились за чашкой кофе (в среду) у меня в Оксфорде, а потом вернулись на базу команды. И тут Льюис сказал мне, что решил выступать за «Феррари» с 2025 года. В принципе, на этом все – мы проговорили целый час. Я лишь знаю, что на момент периода рождественских праздников мы оставались единомышленниками, и сам Льюис говорил об этом и на публике, и внутри команды.
Так что вам лучше спросить Льюиса о том, почему он передумал. Но то, как он это сформулировал, мне предельно понятно – ему нужен новый вызов, нужно сменить обстановку, окружение. И это, вероятно, была последняя большая возможность что-то изменить.
Мы уже большие мальчики – и мы понимали, что подписывая краткосрочный контракт, выгоду могут извлечь обе стороны. Мы не могли взять на себя обязательства на более длительный срок, а Льюис воспользовался опцией, чтобы уйти раньше. И в каком-то смысле я прекрасно все понимаю – человек может передумать, обстоятельства бывают разные.
И говоря о решении сделать выбор в пользу «Феррари» в качестве последней в карьере команды, еще раз крутануть барабан – да, я могу это понять».
№44 на самом деле всегда уважал «Феррари», и в 2025-м ему исполнится 40 лет. По инсайду самого осведомленного в делах Маранелло блогера Лео Туррини, контракт со Скудерией заключен по схеме 2+1 – то есть Хэмилтон планирует гонять за алых до 43 лет (а в начале сезона после завершения сделки ему исполнится 44) – вероятно, это его последняя большая сделка в «Ф-1». То есть сейчас или никогда.
Достаточно авторитетный инсайдер Джонатан Нобл на страницах Motorsport утверждает: дело не в команде и не в машине, просто Хэмилтон решил, что именно сейчас подошел лучший момент.
Мотивацию детской мечты раскрыл в соцсетях и сам Льюис 3 февраля:
«Мне невероятно повезло достичь с «Мерседесом» того, о чем ребенком я мог лишь мечтать, и теперь мне выпал шанс исполнить еще одну мечту детства. Пилотировать красную «Феррари».
Настал подходящий момент для перемен и для нового вызова. Я до сих пор помню то чувство, когда я совершил прыжок веры в неизвестность, когда присоединился к «Мерседесу» в 2013-м. Знаю, что некоторые этого не понимали в то время, однако я оказался прав, и сейчас у меня то же чувство. Мне не терпится увидеть, что я смогу привнести, чего мы сможем достичь вместе».
Сколько Хэмилтон заработает в «Феррари»?
По данным итальянских La Gazzetta dello Sport (первый инсайдер перехода) и La Stampa, Льюис точно не выиграет в деньгах – Скудерия будет платить ему даже меньше, чем «Мерседес». Речь о базовой зарплате в 50 миллионов евро – имиджевые права №44 обычно полностью забирает себе, а бонусы и маркетинговые мероприятия в «Мерседесе» заключались отдельными сделками.
Те же источники оценивают потенциал всех-всех выплат со всеми спонсорскими и призовыми отчислениями с учетом зарплаты в 87 млн в год, но для их достижения Льюису требуется выполнить все коммиты, посетить все мероприятия и выиграть, наверное, все возможное. Базовая зарплата все-таки будет меньше.
Отдельным и очень интересным моментом инсайдер Джулиано Дукесса из Corierre della Serra и Formula1uno.com называет инициативу Элканна в превращении партнера Хэмилтона во всех его инвестициях и инициативах: якобы президент Скудерии через семейный фонд Exor пообещал выделить отдельную структуру капиталом 250 млн евро, которая вкладывалась бы во все бизнесы и дела семикратного чемпиона для более простого их запуска. Причем речь и о благотворительных делах – полном партнерстве.
Условия кажутся очень щедрыми, но все-таки примерно те же условия Хэмилтон имел (или мог заполучить) и в «Мерседесе» – миллиардер Вольфф, вероятно, тоже пошел бы на такой шаг по дружбе или подключил бы второго инвестора и владельца INEOS сэра Джима Рэтклиффа. Здесь (по слухам) больше играет роль отказ марки в назначении Льюиса послом бренда до 2035-го – семикратного чемпиона расстроило такое неожиданное решение от главной компании его карьеры, и потому он в принципе не отмел переговоры с другими сторонами.
Инсайдер из Маранелло Лео Туррини пишет в блоге о том, что финансовая сторона не играла никакой роли.
Подписывайтесь на наш телеграмм о «Формуле-1»
Единственная попытка рационального осмысления: Хэмилтон ушел вслед за инженером
Поскольку «Мерседес» и «Феррари» закончили сезон-2023 примерно в сходном положении, а информации по новым болидам (да еще и на 2025-й!) сейчас много быть не может, возник логичный вопрос: а есть ли разумные причины трансфера?
Предположение появилось у нидерландского RacingNews365: оно раскопало информацию о вкладе ухода важного инженера из «Мерседеса» в Скудерию в решение Льюиса согласиться на предложение «Феррари».
В середине прошлого сезона итальянская команда сообщила о траннсфере Лоика Серра – он возглавлял в «Мерседесе» отдел производительности болида, а затем принял предложение «Феррари» и начнет работать в итальянской команде с 2025 года.
И одним из факторов, повлиявших на уход инженера, оказались разногласия с техническим отделом, который в то время возглавлял Майк Эллиот – автор болидов с нулевыми понтонами.
Серра считал, что при проектировании болидов W13 и W14 команда двигается в неправильном направлении – главным образом из-за слишком длинной колесной базы и особенностей конструкции днища. Хэмилтон высказывал похожие опасения относительно таких концепций и по ходу сезона жаловался именно на эти недостатки.
При этом сменивший Эллиота Джеймс Эллисон хотел сохранить Серра в команде, но тот к моменту перестановки в техническом руководстве «Мерседеса» уже принял окончательное решение и согласовал переход в «Феррари», подписав контракт. Но начнет работать с 2025-го из-за правила «Ф-1» по обязательному отпуску для важных техсотрудников.
Однако нидерландское издание обращает внимание, что Хэмилтон идет вслед за Серра именно из-за полного совпадения в видении поведения машины.
Болид 2024-го – «более стабильный, но не ракета»
Босс «Мерседеса» Тото Вольфф рассказал в предсезонном интервью, что по первым отзывам из симулятора тестеры сообщили, что «машина впервые за два года ощущается как машина».
Однако RacingNews365 безапелляционно проинсайдил: W15 ожидается чуть более быстрым, лучше сбалансированным, предсказуемым и стабильным, но не «ракетой» с перспективой сражений на равных с «Ред Булл».
Тем не менее, Motorsport Week со ссылкой на Тото Вольффа уверяет, что Хэмилтон не тестировал новую машину в симуляторе до разговора о досрочном уходе и не обсуждал с командой перспективы 2025-го и 2026-го.
Профит «Феррари»: усиление команды на имени Хэмилтона
Скудерия получит не только самого семикратного чемпиона, его способности, маркетинговый потенциал и дополнительную медийность, но и привлекательность для персонала – ведь все лучшие в технической сфере тоже хотят поработать с Хэмилтоном.
На это как на главную причину погони за суперчемпионом обратил внимание один из главных инсайдеров из Маранелло итальянский блогер Лео Туррини:
«Президент «Феррари» Джонн Элканн очень сильно хотел раздобыть Льюиса Хэмилтона, потому что его приход дает гарантии возможности сформирования новой группы инженеров и механиков, для усиления команды», — сказал Туррини в эфире Sky Sports.
И это правда: ведь предыдущий лидер Шарль Леклер не слишком справлялся с технической ролью – вклад уходящего Карлоса Сайнса даже оценивался выше.
В эту версию вполне вписывается и теория с Лоиком Серра – Хэмилтон мог заручиться поддержкой президента всей марки, чтобы сделать именно тот болид, который ему хочется, и для этого собрать дрим-тим под свое имя.
Ведь ради шанса работы с самым титулованным пилотом планеты в самой титулованной марке планеты самые топовые инженеры могут согласиться на некоторое понижение зарплаты для попадания под потолок расходов и даже на переезд в Италию – исторически главную проблему привлечения лучших талантов в «Феррари». Например, по инсайдам в 2025-м в Маранелло ждут главу трековой команды «Мерседеса» Риккардо Мускони, которого La Gazzetta тоже называет очень близким к Хэмилтону – союзником Льюиса по поиску настроек и развитию болида по ходу сезона.
Эффект – моментальный: на реддите уже заметили, как жена главного инженера современной «Ф-1» Эдриана Ньюи из «Ред Булл» лайкает твиты с предложением мужу обдумать-таки объединение с маркой и гонщиком – ведь раньше тот как раз жалел, что не вышло.
Кто знает, как еще изменится «Ф-1» за ближайший год?