«Феррари» снова задвинула второго пилота. Командная тактика стоила кучи очков
Первый подиум Феттеля обошелся очень дорого.
Стратегия Скудерии по части пит-стопов и распределения обязанностей между пилотами уже не первый год вызывает лишь горькую иронию. В начале сезона приход к власти бывшего главы моторного департамента Маттии Бинотто принесет наконец здравомыслие и наведет порядок на командном мостике, но даже новый босс так и не смог ничего поделать с традиционным итальянским раздолбайством. На Гран-при Китая оно вновь победило силу болида.
Главный шанс упущен в самом начале
Перед стартом гонки «Феррари» считались главными фаворитами даже несмотря на поул «Мерседеса» с преимуществом в 0,3 секунды: букмекеры, например, все равно считали шансы Феттеля на победу наибольшими. Все-таки в квалификации алые машины на самом деле не уступали серебряным, просто в тяжелых ветреных условиях никто не собрал идеальный круг, и лучше всех проявил себя именно Валттери Боттас.
Когда же красные огни погасли, Себастьян подводил амбиции команды лучшим стартом в лидирующей группе: он сорвался с места лучше всех и быстро нагнал обладателя поула. Немец не успел обойти финна до первого поворота и допустил небольшую гоночно-тактическую ошибку: выбрал смещение на внешнюю траекторию для атаки «Мерседеса». Четырехкратному чемпиону мира предсказуемо не хватило скорости для совершения маневра, и его по внутренней опередил хуже сорвавшийся с места напарник.
Конечно, смещение на внешнюю траекторию всегда намного безопаснее, чем атака по внутренней, когда по ней следуют позади другие машины, но только желание сохранить болид здесь не совсем оправдывает Феттеля. Первый поворот на шанхайской трассе очень затяжной, а потому по внешней на ней можно обгонять только при большом преимуществе в скорости — для сохранения позиции и обороне от Леклера логичнее было бы вообще не смещаться либо выжимать шанс до последнего, а не тормозить первым из лидирующей группы.
Легкая помарка Себа как раз и позволила Шарлю выйти на третье место, спровоцировав всю последующую драму.
Командная тактика
После потери позиции Феттель восемь кругов провисел на хвосте у напарника, несколько раз рассказав по радио команде о своем преимуществе. Леклеру дали два круга на наращивание темпа, а потом потребовали пропустить немца даже несмотря на обреченный и немного грустный вскрик монегаска «Но я же отрываюсь!».
Размен позициями произошел перед первым поворотом с помощью DRS, но Шарль очевидно сбросил скорость, а Себ выехал на более широкую траекторию — Феттель потерял половину секунды относительно времени на предыдущем круге, а Леклер – сразу две секунды.
Последствия рокировки оказались намного важнее для развития гонки: Феттель попытался взвинтить скорость, но вместо сокращения отрыва от Хэмилтона и Боттаса несколько раз заблокировал колеса.
К 15-му кругу стало ясно: «Феррари» допустила ошибку: на 11-м круге отрыв от Хэмилтона был в районе 7 секунд, но после выхода Себа на третье он проигрывал «Мерседесам» по 0,8 секунды с круга. Более того, в абсолютных показателях время немца даже упало: до 11-го круга он ехал в темпе 1.38,9-1.39,1, а сразу же после рокировки моментально сместился в диапазон 1.39,4-1.39,8!
В результате уже Леклер обозначил по радио преимущество над соперником и даже попросил третье место назад. Феттеля попросили атаковать сильнее, но лидер команды не смог выжать из машины еще больше — лишь продолжил оттормаживать Шарля в Макса Ферстаппена.
«Я чувствовал, что быстрее Шарля, – объяснил уже после гонки причины размена немец. – Но потом мне было сложно найти ритм, и я заблокировал колеса и потерял преимущество».
«Ред Булл» в свою очередь не стал рисковать с обгонами «Феррари» и зазвал голландца в боксы на 18-м круге, использовав возможность опередить соперников. Тактика сработала: юный гонщик оказался прямо позади Феттеля после его остановки на 19-м круге и провел несколько атак. Пилоту Скудерии удалось технично отбиться.
Леклера продержали еще на трассе еще три круга, и после смены шин он отстал от голландца и немца почти на десять секунд. Напарников формально развели по разным тактикам: Шарлю ехать до финиша без дальнейших остановок, а Себу досталась гонка с двумя пит-стопами. Поскольку в процессе заезда команды осознали преимущество второго плана над первым, можно заключить, что Скудерия просто развела пилотов по разным тактикам — лишь бы они больше не пересеклись.
Стратегическое поражение
Судя по динамике отрывов Макса Ферстаппена перед его пит-стопом, «Феррари» командной тактикой просто подарила почти 2,5 секунды голландцу: если бы командный мостик «алых» проигнорировал просьбы Феттеля, ранний пит-стоп «Ред Булл» не возымел бы такой же эффективности и не бросил любого из пилотов в борьбу. Также у Скудерии появился бы смысл зазвать второго пилота на 20-м круге, а не переводить его на другую тактику, потому что даже при выезде вслед за голландцем из-за снижения разрыва оставался бы шанс одной удачной атакой вернуть позицию.
«Феррари» же поставила субординацию и внутреннее спокойствие выше результата — закономерным результатом стали 10 секунд отставания Леклера, которые он сокращал потом аж до 36-го круга.
Затем Ферстаппен поехал на второй пит-стоп, вызвав повторную остановку и Феттеля: как раз в тот момент стало ясно — Скудерия переключилась с борьбы за победу на соперничество с «Ред Булл» за третье место. Леклера же оставили на трассе в надежде вывести на первое место благодаря тактике одного визита в боксы, но и тут потерянные на рокировке 2-3 секунды оказались фатальными: «Мерседесы» успели провести двойной пит-стоп и вывести Хэмилтона вперед с преимуществом в 1,2 секунды от второго пилота «Феррари». Шарлю оставалось лишь целый круг блестяще обороняться от Боттаса на свежих шинах, а затем финн прорвался, обозначив полный провал стратегии Скудерии. Оставлять монегаска до конца заезда на изношенных шинах уже не было смысла, и как только Гасли отстал достаточно сильно, чтобы не вмешаться в борьбу за пятую позицию, итальянцы зазвали в боксы на второй пит-стоп и второго пилота. За оставшиеся десять кругов Шарль не смог сократить 15 секунд от Ферстаппена и вместо заслуженной подиумной позиции приехал пятым — в результате он набрал 10 очков вместо 12-ти, пропустил в общем зачете вперед Феттеля и остался позади Макса, хотя в случае финиша на четвертой или третьей позиции точно обошел бы голландца. Отрыв «Феррари» от «Мерседеса» в Кубке конструкторов вырос до 57 баллов.
Использование командной тактики — главная ошибка
Даже если абстрагироваться от банальной оценки положения в коллективе, понятий справедливости, микроклимата и кармы, реальная причина рокировки лишь одна: руководство «Феррари» желало поддержать немного прибитого неудачным сезоном Феттеля и потому решило двигать его на первый подиум 2019-го. Бинотто и компанию можно понять: Леклер продемонстрировал море уверенности еще на предыдущем уик-энде в Бахрейне, а у Себастьяна не вышли и гонка в Сахире, и квалификация в Китае, и даже старт последнего Гран-при. В то же время немец широко известен как гонщик, которому нужна полная и всесторонняя поддержка команды — именно так его описывал в подкасте Beyond The Grid бывший босс Скудерии Лука ди Монтедземоло.
Конечно, четырехкратный чемпион мира уверял по радио, что быстрее, но в реальности он выиграл у напарника на 10-м круге только 0,1 секунды благодаря слипстриму и DRS на последнем секторе. Да и небольшая помарка на старте показывала неспособность Себа вести борьбу за победу в данный конкретный момент: ему скорее требовалось обычное крепкое выступление без геройств и происшествий.
Тем не менее, возвращение психологической уверенности не проходит моментально: нельзя просто освободить человеку дорогу и сразу же потребовать от него результата. Особенно не стоит сразу же подвергать гонщика повышенному давлению — если уж «Феррари» пропустила вперед Себастьяна, то не следовало его подгонять каждый круг. Вряд ли для кого-то ошибки Феттеля из-за новой порции повышенных ожиданий стали сюрпризом.
Леклер же поведением на первом круге доказал наличие хладнокровия — того самого, показанного на весь мир две недели назад в Бахрейне. Он не был принципиально медленнее напарника и потому удивился внезапному намерению мостика отодвинуть его с выигранной позиции. Шарль лучше подходил для роли ведущего для этого уик-энда в борьбе за подиум, и настолько неудачная стратегию вряд ли повысит его мотивацию. Скорее всего, подиум ценой гонки напарника не обрадует и Феттеля — слишком уж очевидно итальянцы реализовали командную тактику. Она стала провалом с абсолютно любой стороны — осталась лишь надежда, что «Феррари» что-то извлечет из китайского урока.
Автор Артём Рубанков