Сексуализация в фигурном катании — как проявляется, зачем нужна. Почему детям в фигурке ставят подобные программы?
Личный архив Елизаветы Худайбердиевой
Сейчас в женском фигурном катании делают все, чтобы остановить резкое омоложение спорта. В это межсезонье приняли поправку в правила о поднятии возрастного ценза, чтобы уберечь физическое и ментальное здоровье юных фигуристок. К сожалению, внешние проблемы, такие, как выход спортсменок в 15 лет на взрослый уровень, не решают внутренние.
После контрольных прокатов среди юниоров вопрос об уместности определенных музыкальных композиций вновь поднялся. Сомнения вызвала произвольная программа Вероники Жилиной под танго Роксаны из мюзикла «Мулен Руж». Провокационная хореография, которая никак не подходит 14-летней фигуристке, отталкивает здравомыслящего зрителя. Попытки в соблазнения кажутся очень плохой попыткой искусственно показать женственность.
В фигурном катании это далеко не первый случай, когда тренерский штаб и родители абсолютно пренебрегают психикой ребенка и используют сексуальность, как неотъемлемую часть образа для юных спортсменок. Например, все помнят первый сезон олимпийской чемпионки Алины Загитовой во взрослом катании. Ей на тот момент было 15 лет, а в показательном номере был образ «Жрицы». Провокационный костюм с большими и глубокими вырезами, соблазнительные движения — точно не такое хочешь видеть от подростка. Заявленную тему точно можно было бы обыграть лучше — без сомнительной хореографии.
В парных видах спорта все намного хуже, особенно, в танцах на льду. Когда с детского возраста вам с партнером ставится задача — покажите отношения между мужчиной и женщиной. Ребенок может это для себя интерпретировать по-разному, но итог получится совсем другой. Об этом сказала и бронзовый призер чемпионата России 2022 Елизавета Худайбердиева.
«Я согласна, что есть композиции, которые ты в определенном возрасте не можешь прочувствовать, понять и катать. Здесь большая ответственность лежит на тренерском штабе. Условно, катать «Кармен» в 13 лет, это странно и непонятно. Видимо, у всех есть запрос на взрослое катание. В танцах есть запрос на перенесение отношений между мужчиной и женщиной на лед под определенную тему.
Может быть тема у ISU — румба. И ничего нельзя с этим сделать, потому что, например, юниоры могут быть и 13-летние ребята и 19-летние. Когда я в 13 лет катала блюз, понимала, что мои соперники старше меня, а тема у нас одна. Безусловно, это безумно странно, если девочка 12 лет катается под чувственное танго, поглаживает себя. В моем виде главная проблема — это разброс в возрасте.
Внутреннего диссонанса с музыкой у меня никогда не было. Это очень индивидуально, мне было все понятно, я чувствовала музыку. Сейчас вспоминаю все это, тогда у меня не было опыта общения или влюбленности. Мы с первым партнером переносили на лед сюжет фильма «Привидение» и тогда мне казалось, что я все понимаю, а сейчас пересматриваю — это просто мрак. Я делала свой максимум, и сейчас понимаю, что больше и не могла. Внутренне все осознаю, но выглядит это совсем иначе».
В то же время понимание композиций и образов не столько зависит от конкретного числа в графе «возраст», но из жизненного опыта. Не секрет, что каждый развивается со своей скоростью и у каждого понимание и принятие определенных тем приходит в разное время. Иногда сама программа показывает, как внутренне меняются спортсмены. Это и произошло с бронзовыми призерами чемпионата России 2021 Анастасией Скопцовой и Кириллом Алешина, о чем сама партнерша и рассказала.
«На мой взгляд, сексуализация больше распространена в парных видах спорта. Есть золотое правило: чем больше у партнеров отличий в пластике, тем лучше это выглядит на льду. Когда катаются молодые спортсмены разница бывает только в костюмах. Так получается, что девочки тянутся за более женственной внешностью, движениями.
Я была не самой женственной спортсменкой, поэтому нам выбирали танцы, где не требовалась явно выраженная феминность.
В танцах еще есть обязательные ритмы. Мы с предыдущим партнером катали латину, мне было 11 лет. А там сама структура движений такая — надо вилять бедрами, корпусом. Ты стараешься делать эти движения мягко, но получается угловато. Ты не понимаешь, что делаешь, получаются очень механические движения. «Рукой по себе проведи» — провела.
У нас была программа под «50 оттенков серого», я хотела ее катать, будучи даже помладше, но тренеры сказали, что не по возрасту. В итоге через полтора года, как мы нашли музыку, скатали ее. По этой программе было видно, как мы взрослеем, начинаем больше понимать, потому что выступали с ней два сезона».
Фигуристки говорят о том, что ты не воспринимаешь сексуальный подтекст композиции в детстве и юношестве — ты делаешь то, что говорит тебе тренер, или же преобразовываешь понятое сам, что и делала Станислава Константинова.
«В фигурном катании ограниченный выбор музыки, который может подойти для льда. На мой взгляд, брать какие-то темы не по возрасту не стоит. Где сюжет фильма не подходит или слова в песне/перевод имеют пошлый подтекст.
Мне кажется, это больше распространено в танцах на льду, где на 15-летних девчонок навешивают образы обольстительниц.
Единственное, что было у меня — я катала Анну Каренину в 17 лет. Я изображала именно ее, но показала то, что я вынесла из прочитанного.
Была знаменитая показательная программа Лизы Туктамышевой под «Toxic». Когда я в это же время каталась, меня спросили, смогу ли я в таком образе выйти. Я тогда ответила категорическое нет. Мне кажется, это вопрос не только про возраст, сколько про принятие себя. Сейчас я ничего плохого в этом не вижу».
Проблема сексуализации в фигурном катании для многих не является важной. Кто-то вообще не считает это за проблему, а наоборот такими методами привлекает аудиторию. Известный телепроект «Ледниковый период» несколько сезонов показывал борьбу между детьми — там ставились номера, их оценивали, как в привычном нам формате шоу. Только вот часть номеров были уж очень спорными.
Самым популярным видео в сети с этого проекта стал номер Марии Ребровой под саундтрек из фильма «Отряд самоубийц». 11-летняя фигуристка выступает в очень коротких шортах, виляет бедрами, показывая излишне сексуализированный в масскультуре образ Харли Квинн.
Следующий пример кажется более безобидным на первый взгляд. Эвелина Покраснетьева и Илья Макаров выступали под музыку из фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». История школьной любви сопровождается сальными визуальными шутками, про то, как мальчик лапает и пристает к девочке, как это делают взрослые не самые приличные люди. На момент съемок фигуристам было 10 и 13 лет.
Так в чем же заключается проблема?
Фигурное катание сейчас становится очень популярным видом спорта. И сюда приходят не только люди, которые искренне любят этот спорт, интересуются прыжками, медалями и достижениями. Действительно страшная история произошла в 2019 году на Finlandia Trophy. Тогда Алена Косторная только начала выступать по взрослым, ковидных ограничений не было, поэтому все желающие могли сфотографироваться с фигуристами. Зрители заметили странного взрослого мужчину, который не знал о существовании личных границ и начал очень активно обнимать и прижиматься к Алене.
После зрители нашли профиль этого мужчины, который слишком фанатично болел за Алену, выкладывал снимки, как он целует фотографии Косторной и пишет, что он ее муж.
Также этот человек оставлял в комментариях под постами другой фигуристки — Софьи Самодуровой — ссылки на подачу заявления в ЗАГС со своими личными данными.
Этот случай единичный, но он в полной мере показывает, насколько наши спортсменки не защищены от извращенцев и больных педофилов. Когда тренерский штаб всерьез ставит программы с пошлым и сексуальным подтекстом, выбирают образы соблазнительниц для юных спортсменок, то полностью перечеркивают разницу между ребенком и взрослой девушкой. Фигуристок перестают воспринимать, как спортсмена, а превращают в объект для вожделения. И если закрыть на это глаза и сделать вид, что ничего не происходит, то такие случаи, как с Косторной, станут обыденностью.
Медийность фигурного катания развивает спорт, помогает ему быть более открытым. Но чем больше людей приходит смотреть на фигуристок, тем больше шанс увидеть среди «фанатов» больных людей, которые могут испортить психику подростка на всю жизнь.
Хочешь знать все о фигурном катании?