Пушкин был большим любителем бокса: устраивал стычки в трактирах и подарил России слово «боксировать»

Sport24 продолжает серию материалов про людей из мира искусства, рассказывая об их спортивном прошлом, о котором вы могли не знать. В любой сфере можно найти хотя бы одного человека, который так и или иначе связан со спортом. Физическая активность не чужда даже творческим людям, начиная от писателей и заканчивая актерами. Многие из них метили в профессионалы, а также добивались больших успехов на тех уровнях, до которых дошли.

Новый герой для кого-то покажется супернеожиданным. Но да, и Александр Сергеевич Пушкин в свое время уделял большое внимание спорту.

Есть мнение, что боксом Россия обязана члену Генштаба Михаилу Щербинину, который был так впечатлен этим видом спорта в Англии (тогда это было больше кулачным боем), что попросил несколько уроков у местного чемпиона Джона Джексона. Домой Щербинин вернулся не только с практическими знаниями, но и с теоретическими, прихватив с собой самоучитель.

С Щербининым хорошо общался поэт Александр Пушкин. Не исключено, что именно он пристрастил его к боксу, хотя официальных подтверждений этому нет. Есть также версии о том, что Александр Сергеевич познакомился с диковинным видом спорта благодаря сборнику «Боксиана; или очерки о древнем и современном боксе» или Джорджу Байрону, которому подражал. В общем, каждый решает для себя, где здесь правда.

Точно ясно то, что Пушкин был достаточно спортивным. Еще во время учебы в Царскосельском лицее он пробовал себя в танцах, коньках, верховой езде, плавании и фехтовании. Всем этим занимался не только поэт, но и его однокурсники. Мемуарист Павел Анненков отмечал, что в юношестве Пушкина отличала «крепкая, мускулистая и гибкая» физическая организация.

— Физическая организация молодого Пушкина крепкая, мускулистая и гибкая была развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купания, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах…

А в гостях у друга Петра Вяземского Пушкин занимался боксом с его сыном Павлом, если верить рассказам дипломата.

— В 1827 году Пушкин учил меня боксировать по-английски, и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать, последних вызывал даже действием во время самих танцев. Всеобщее негодование не могло поколебать во мне сознания поэтического геройства, из рук в руки переданного мне Пушкиным.

Был Пушкин и завсегдатаем в трактирах. В 1836 году в письме своей жене Наталье Гончаровой он рассказывал про стычку с гусарами в «Красном кабачке» (там любили развлекаться офицеры) против немцев.

А еще мы, кажется, обязаны Александру Сергеевичу словом «боксировать». В статье «Разговор о критике» поэт писал следующее:

— Посмотрите на английского лорда. Он готов отвечать на учтивый вызов джентльменов и стреляться на кухенрейтерских пистолетах или снять с себя фрак и боксовать на перекрестке с извозчиком. Это настоящая храбрость.