Что скрывалось за гибелью советского хоккеиста Харламова? Мистический подарок, предсказание цыганки, видение матери

Мистический подарок на свадьбу, страшное предсказание цыганки, роковое предчувствие матери. Загадочные истории вокруг смерти одного из величайших советских хоккеистов — тема нового выпуска авторской программы Артема Гаева Hockey History.

Если вам удобнее читать, а не смотреть видео, вот текстовая версия этой истории.

В сентябре 1981 года в финальном матче Кубка Канады, который принимал Монреаль, советские хоккеисты со счетом 8:1 разгромили хозяев турнира и завоевали престижный трофей. Этого триумфа могло и не быть, если бы тренер Виктор Тихонов не сделал ставку на тройку нападения Макаров — Ларионов — Крутов. Такое решение легендарному специалисту точно далось нелегко. В августе ЦСКА играл в Италии на Кубке европейских чемпионов, там-то в матче с финским ХИФКом Крутов и получил тяжелое сотрясение мозга. Долго лежал в больнице, восстанавливался, но в последний момент все-таки был включен в состав сборной. Включен вместо Валерия Харламова, который вскоре после отлета национальной команды в Канаду погиб в автомобильной катастрофе.

«Мы прилетели в Виннипег, где у нас была первая игра, с канадцами. Утром во время завтрака включили телевизор: показывают суперсерию-1972. Моменты с участием Харламова. Английского, честно говоря, среди нас никто толком не знал. Ни о чем плохом мы даже не подумали. О случившейся трагедии нам рассказали канадские игроки. Так и сказали почти по-русски: «Харламов финиш!» Первой мыслью было, что это вообще провокация, попытка вывести команду из равновесия», — рассказывал Крутов.

cska.ru

Гибель одного из величайших форвардов в истории отечественного хоккея получилась достаточно таинственной, об этом говорят сразу несколько загадочных историй, которые ее окружали.

Первая из них случилась еще за 5 лет до страшной аварии, унесшей жизнь Валерия и его жены Ирины. На чемпионате мира — 1976 сборная СССР заняла непривычное для себя второе место, что не помешало ее игрокам насыщенно провести межсезонье. Борис Михайлов, например, первым из армейцев купил себе дачу, а Харламов наконец-то решил жениться. Наконец-то, потому что до этого он много раз откладывал это важное событие:

«Валерий одно время не проявлял активности в плане женитьбы. Говорил Ирине: «Вот выиграем серию — женюсь». — «А если не выиграете?» — спрашивала Ира. — «Все равно женюсь», — смеялся он. Но кто знает, что у него было в голове? Я сама растила дочь одна и знаю, как это тяжело. Неужели, думала, Сашенька останется незаконнорожденным? А ведь в Ирину был влюблен парень, который готов был взять ее в жены с чужим ребенком. Я, было, начала уговаривать дочь согласиться на брак, но Ирина отрезала: люблю только Валеру…» — вспоминала мама супруги форварда.

Свадьбу отпраздновали в ресторане «Звездное небо», который располагался в гостинице «Интурист». Поздравить звезду мирового масштаба собрались более ста гостей, в итоге гуляния продолжались до утра. После этого молодожены вернулись домой, стали разбирать подарки, тогда-то и случилась не самая приятная история. По одной из версий маму Харламова шокировал подаренный бюст испанского поэта, она воскликнула:

«О Боже! — всплеснула руками теща. — Это кто же додумался? Будто на могилку Валеры».

А вот, как эту историю вспоминала сестра хоккеиста:

«Это не бюст был, а изображение ангела — с крыльями, беленькое такое. У испанцев не принято это дарить. У нас есть свои приметы, у них — свои. Она сразу сказала: «Это все не к добру. Это к смерти». Потому что такие изображения ставятся на надгробия. Все интересовалась, кто того ангела подарил. Так и не выяснили. Причем его сразу выбросили — прямо там, на Угловом переулке».

РИА Новости

Как бы то ни было, дурные предчувствия Бегонию не обманули, а трагедия едва не случилась спустя пару недель после свадьбы. В тот день в квартире Харламова собралось много его друзей: Татьяна и Борис Михайловы, волейболист ЦСКА Владимир Путятов и Михаил Туманов. Друзья встретились еще днем, и почти все гости под вечер уже разъехались. Остался один лишь Путятов, которого Харламов вместе со своей женой собирался отвезти домой на своей «Волге».

«Валера был абсолютно трезвый. Предложил мне: давай, Володя, отвезу тебя домой. Я тогда жил на «Войковской», — позднее рассказывал известный волейболист.

Друзья отправились в путь. Прославленный советский форвард был вынужден ехать медленно из-за впереди идущего грузовика, загруженного песком и едущего на стройку. И тут Харламов решил перестроиться и обогнать это препятствие, но после маневра на машину хоккеиста выехало такси, которое также обгоняло грузовик, но по встречной полосе.

«Я успел крикнуть Валере: «Уходи влево». Справа, на нашей полосе был грузовик, и, уходя вправо, мы бы попали под его колеса. Валера резко вырулил влево, ушел от столкновения с такси, но ударился о высокий бордюр. Руль выбило, и неуправляемая «Волга» врезалась боком в фонарный столб. Я отключился от удара и очнулся уже на асфальте в нескольких метрах от машины», — вспоминал Путятов.

Избежать лобового столкновения удалось только благодаря реакции Валерия, который направил свой автомобиль в столб.

«Я никуда не спешил. Но грузовик, едущий впереди, катился вызывающе медленно. Он мне даже успел надоесть, этот грузовик. И я решил обойти его. Включил мигалку поворота и взял чуть левее, увидел идущую навстречу грузовую машину, подумал, что легко проскочу между двумя грузовиками, только добавлю скорость. И в ту секунду, когда я нажал педаль газа, из-за мчавшейся навстречу машины показалось такси. Видимо, мы в одно мгновение ударили по тормозам. Резина на задних колесах моей «Волги» была уже почти «лысой». Машину повело резко влево и швырнуло на столб», — рассказывал Валерий в своей книге «Хоккей — моя стихия».

fhr.ru

У нападающего диагностировали двухлодыжечный оскольчатый перелом правой голени, перелом двух ребер и сотрясение мозга. Вернуться в хоккей он смог каким-то чудом. Но неприятные предзнаменования из его жизни никуда не делись. Когда Харламовы праздновали 25-летие Ирины, она прямо во время застолья неожиданно рассказала, что цыганка нагадала ей знаменитого мужа и смерть в именно в 25 лет. Еще удивительнее оказалось последовавшее за этом признание Валерия — ему предрекли раннюю гибель, в 33. Надо ли говорить, что совсем скоро случилось непоправимое.

Валерия Харламова и его жены не стало 27 августа 1981 года. Хоккеист, супруга и ее двоюродный брат Сергей Иванов возвращались в город с дачи в Покровке под Клином на своей «Волге» под номером 00-17 ММБ. Ирина, сидевшая за рулем, не справилась с управлением на скользкой от дождя дороге, и машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с грузовиком ЗИЛ. От полученных травм все пассажиры «Волги» скончались на месте.

«Я проводил тренировку в команде СКА Ленинград. Пришла депеша от дежурного по клубу, что трагически погиб Валерка. Я собрал команду, объявил своим помощникам, чтоб они сами проводили тренировку. И тут же выехал в Москву. Потом мне уже рассказали, что и как произошло. Она была за рулем. С дачи выезжал он. На трассе уже сидела она. Она не умела водить. Вот и все. Так и произошла трагедия. Если бы он сидел за рулем, то трагедии бы не произошло», — вспоминал партнер Харламова Борис Михайлов.

РИА Новости

Не обошелся без мистики и трагический день:

«У мамы было видение, она мне потом рассказывала: «Еду на электричке из Бильбао в Париж. И видится мне девочка, ангелочек, вокруг меня вращается и наговаривает: «Ты не волнуйся, все будет хорошо. Ты домой едешь». Потом сопоставила по времени — примерно в этот момент все и случилось. И этот ангелочек ее успокаивал», — рассказывала сестра непозволительно рано ушедшего от нас великого хоккеиста.

https://sport24.ru/