«Нетс» отстранили Кайри, и теперь он потеряет 20-25 млн, если не поставит прививку (а он не хочет!)
Может упустить и 150 млн, если продолжит упрямствовать.
Главный фаворит стартующего через неделю сезона НБА «Бруклин» приглашает владельцев сезонных абонементов в свой шикарный и современный «Барклайз-Центр». С постера на домашние матчи «Нетс» болельщиков зазывают три суперзвезды клуба.
Кевин Дюрэнт.
Джеймс Харден.
…и Брюс Браун (не путать с Брайсом Брауном, которого «Нетс» подписали в свой фарм-клуб).
Стоп, а где Кайри? Этим вопросом даже мы на Sports.ru задаемся регулярно:
Никто не понимает, где Кайри Ирвинг. Попробуйте найти его сами!
Кайри Ирвинг не может попасть на арену «Нетс», поскольку он не вакцинирован от коронавируса. А раз его не пускают внутрь, то и матчи он будет пропускать.
История с отказом Кайри от прививки тянется долго, но пока далека от финала. Его пытаются убедить и одноклубники, и легенды НБА, и владелец команды Джозеф Цай, и даже порносайты, но сам Ирвинг твердо стоит на своих инстаграм-принципах. «Зайди в свою силу». «Бог защищает меня и мой народ». «Моя маска снята. Теперь снимайте ваши. Не бойтесь».
Трактуйте как хотите.
Изначально клуб поддерживал игрока, но постепенно Стив Нэш устал от вопросов о статусе Ирвинга и пропуске матчей: «Мы не торопимся и пытаемся понять, что происходит».
Пытаться понять будут коллективно: владелец Джо Цай, генменеджер Шон Маркс и Дюрэнт с Харденом скоро вместе обсудят будущее невакцинированного Ирвинга в команде.
И выбор молодого Брауна на замену Ирвингу на постере выглядит сигналом: рекламный отдел «Нетс» мог поместить туда популярных игроков вроде Блэйка Гриффина и Ламаркуса Олдриджа, или кого-то из перспективных новичков, да даже перешедших летом Пола Миллсэпа и Пэтти Миллса, но выбрал де-факто ноунэйма – показывая, насколько всех в клубе достала эта история с Кайри.
Какой вообще в НБА протокол по вакцинации?
Оговоримся, что НБА не требует от игроков обязательно прививаться от ковида. Лига попыталась, но нарвалась на протест. Такие вещи – предмет переговоров между работодателем и рабочим коллективом, и НБА пришлось согласиться на требования профсоюза игроков, где решили оставить спортсменам выбор. В том числе из-за массовых предубеждений против прививок, которые уже несколько поколений ходят в афроамериканском сообществе (не беспочвенно, к слову).
При этом профсоюз тренеров НБА и профсоюз баскетбольных арбитров все же согласились на обязательную вакцинацию для своих членов. Такие же жесткие условия лига выдвигает к сотрудникам, не объединенным в профсоюзы – от представителей клубных медштабов до работников арены, непосредственно контактирующих с игроками.
И многие менее заметные члены мира НБА очень недовольны, что игрокам дают поблажки. ESPN привел множество анонимных цитат.
Неназванный генеральный менеджер: «Я уже устал, пытаясь убедить их всех позаботиться о себе и о своих близких».
Тренер по физподготовке: «Нужно, чтобы к нам и к игрокам были равные стандарты. Это болезнь, которая не смотрит, кто игрок, а кто нет».
Ассистент тренера: «То, что игроков не заставляют вакцинироваться – хрень собачья. У моих родителей проблемы со здоровьем, а я буду тесно контактировать с этими парнями, я же могу принести домой заразу, от которой мои родители скончаются».
Физиотерапевт: «Люди говорят, что это вопрос их собственного здоровью. Нет. Это вопрос здоровья общества».
Поддерживающих и продвигающих вакцину игроков – единицы, в то время как обычно очень активные члены профсоюза берут самоотвод от обсуждения темы. Чем вызывают еще больше вопросов.
Впрочем, даже без обязательной вакцинации подавляющее большинство игроков все же согласились на прививку. На старте тренировочных лагерей 90% баскетболистов НБА получили как минимум одну дозу, сейчас эта цифра – около 95% (статистика по США – 58%, в Канаде – 76%, в России, для сравнения, 31% официально вакцинированных).
И хотя 95% — это показатель на уровне МЛБ или НФЛ, НБА хотела бы повторить результат другой баскетбольной лиги: в женской НБА 99% баскетболисток привиты.
Для тех 5%, что отказываются вакцинироваться, лига определила жесткие условия поведения. Точнее, продлила прошлогодние.
Во-первых, ежедневное тестирование перед тем, как войти на арену, в тренировочный зал, на клубное мероприятие (вакцинированные игроки будут проверяться на ковид только в случае проявления симптомов). И лабораторный анализ – в день игры.
Во-вторых, регулироваться будет и повседневная жизнь игроков. Они не смогут обедать в одном помещении с другими баскетболистами или тренерами, должны будут жестко соблюдать социальную дистанцию, в том числе во время восстановительных процедур. Даже шкафчики в раздевалках будут распределяться с учетом того, кто вакцинирован, а кто нет: невакцинированные получат шкафчики максимально далеко друг от друга и где-нибудь в самых дальних углах раздевалки – и такая же система с местами на скамейке запасных.
Если команда на выезде, невакцинированные игроки должны оставаться в отеле. Если не на выезде – то тоже сидеть дома, за исключением «базовых активностей» (пойти в магазин, отвезти детей в школу и т.д.). Никаких ресторанов, баров, клубов, концертов, тусовок, вообще никаких собраний в помещении. Личное общение – только с семьей и с очень ограниченным числом друзей, которые должны перед этим провериться на коронавирус.
При этом привитые даже не обязаны проходить карантин после установленного контакта с больным человеком (но все-таки будут ежедневно проходить экспресс-тест на ковид).
И только масочный режим пока для всех, кто в расположении клуба, независимо от вакцинации – кроме игр, тренировок, приема пищи и душа.
Окей, Кайри будет соблюдать все ограничения. Почему же он не сможет играть, если такого нет в правилах?
Действительно, ничто не мешает невакцинированному игроку соблюдать все протоколы НБА и выходить на паркет.
Например, молодой форвард «Орландо» Джонатан Айзек – не менее активный антиваксер, чем Кайри, и даже более шумный (Ирвинг больше отмалчивается и оставляет загадочные послания в соцсетях) – так и планирует провести сезон по протоколам, когда восстановится от разрыва крестов. То же задумал и защитник «Далласа» Трей Берк – но «Мэвз» будет проще отчислить своего четвертого разыгрывающего.
Но Айзек играет во Флориде. Берк – в Техасе. Эти штаты в принципе известны своим поверхностным подходом к вакцинации.
Нью-Йорк (и штат, и особенно город) – совсем другая история. Все резиденты Нью-Йорка (игроки «Нетс» и «Никс» в том числе) обязаны получить хотя бы одну дозу вакцины против ковида, чтобы иметь право на вход в крытые публичные здания и помещения на территории города – арены «Мэдисон-Сквер-Гарден» и «Барклайз-Центр» в их числе.
Сначала невакцинированных игроков (правда, среди «Никс» таких нет, а среди «Нетс» – только Кайри) не допускали даже в тренировочные залы. Но затем департамент здоровья Нью-Йорка переквалифицировал комплекс «Бруклина» в «частное офисное здание», а не «зал», так что Ирвинг хотя бы мог тренироваться с одноклубниками.
Еще более жесткие требования в Сан-Франциско и с недавних пор в Лос-Анджелесе – тут нужно быть полностью вакцинированным за 14 дней до прохода на арену или в тренировочный зал.
Правила при этом не распространяются на игроков гостевых команд – они даже без прививки имеют право участвовать в играх, если соблюдают все остальные правила эпидемиологической безопасности (принцип федерализма в США – противоречащие федеральным законам правила штата распространяются только на жителей штата).
А если не соблюдают – что ж, пусть радуются, что хотя бы не в Торонто, где за нарушение антиковидного протокола прилетевшие на матч против «Рэпторс» игроки могут буквально попасть за решетку. На полгода.
«Лейкерс» и «Клипперс» еще до ввода ограничений в ЛА были полностью вакцинированы. В составе играющего в Сан-Франциско «Голден Стэйт» был один непривитый – Эндрю Уиггинс. Но и он сдался, потому что за пропуск половины сезона потерял бы слишком много денег.
«Было только два варианта – или привиться, или не играть. Тяжелое решение. Надеюсь, все будет в порядке и через 10 лет я все еще буду здоров», – продолжает нервничать Уиггинс даже после укола.
Так сколько же будет терять Кайри?
В правилах НБА есть четкая система штрафов и дисквалификаций – если игрока банит лига (не клуб), у него будут удерживать по 1/145 от зарплаты за первые 20 пропущенных матчей и по 1/110 – за все последующие, включая предсезонные игры и матчи плей-офф. Эти цифры 110/145 – чтобы даже в случае дисквалификации на весь сезон (82 игры регулярки, до 8 игр предсезонки, до 28 игр плей-офф) и при дополнительных штрафах игрок не остался еще и должен клубу.
Но это расчет при стандартном сценарии. В том случае, если игрок пропускает матчи из-за ковидных ограничений – то есть нарушает коронавирусный протокол или же не может играть из-за местных правил по вакцинации – санкции строже. Лига и профсоюз еще в позапрошлом сезоне в «пузыре» договорились, что удерживать будут по 1,09% от зарплаты игрока – из расчета, что в среднем команды проводят по 91,6 игры в сезоне, включая предсезонку и плей-офф.
Для Кайри, базовый оклад которого в этом сезоне составляет 34,9 млн, удержание за каждую игру составит 381 тысячу долларов. 41 пропущенная игра регулярного сезона в «Барклайз», две – в предсезонке, и еще две – против «Никс» в «Мэдисон-сквер-гардене» – это минус 17,2 млн долларов. А если «Нетс» рассчитывают дойти хотя бы до финала Востока, это минимум шесть домашних матчей плей-офф, а скорее даже восемь – еще 3 млн. Итого – более 20 млн.
(в худшем для Кайри сценарии, где «Нетс» проводят по 4 домашних матча в каждом раунде до финала НБА, Кайри потеряет 23,3 млн).
Но и это не все – из-за пропуска более половины регулярки Ирвинг не заработает свои бонусы – 1,1 млн долларов.
А еще Кайри будет штрафоваться по 20 тысяч за пропуск обязательных медиа- и промо-мероприятий НБА, и такого может набраться еще на полмиллиона (и хорошо хоть до тренировок его все-таки допустили, а то это тоже штраф в 7,5 тысяч за каждую).
И эти 20-25 млн потерянного дохода – только в этом сезоне. Может быть в несколько раз больше! Ведь «Нетс» рассчитывали предложить Кайри продление контракта на 182 млн и 4 года вместо опции игрока на 37 млн на следующий сезон. Кажется, гарантия этой прибавки в почти что 150 миллионов теперь под большим вопросом. И если Ирвинг так же будет упрямствовать, все 30 команд НБА побоятся давать ему максимальный контракт.
И что делать Ирвингу и «Нетс»? Судиться? Искать обмен?
Сам факт того, что «Бруклин» созывает консилиум из руководителей и игроков, чтобы определить будущее Ирвинга в команде, показывает, насколько глубоко они въехали в этот тупик имени Кайри.
Профсоюз игроков тоже не поможет решить проблему – хоть они и договорились с лигой о довольно либеральных правилах, но законы и регуляции штата и муниципалитета выше, чем протоколы отдельной корпорации. Подать в суд на НБА игрок не может, потому что как член профсоюза он подписал с ней Коллективное соглашение, запрещающее индивидуальные иски. Подать в суд на департамент здравоохранения Нью-Йорка? Бесперспективно. Может быть, Ирвингу подать в суд на профсоюз, руководство которого не смогло отстоять его право играть и плохо представляло его интересы в переговорах с работодателем?..
…есть проблемка – сам Кайри является вице-президентом профсоюза. Получается, он будет жаловаться сам на себя.
Окей, Ирвинг будет терять по 400 тысяч долларов за каждую пропущенную игру – и он как будто бы даже готов на это (Уиггинс не был готов и привился).
Подходит ли это «Нетс»? Они не смогут списать эти деньги из платежной ведомости и даже не получат «вычеты» из своего гигантского налога на роскошь, которые полагаются за «стандартные», нековидные дисквалификации игроков. Им пропуск игр Ирвингом не поможет ни с какой точки зрения.
Если Кайри сможет играть только в гостевых матчах, это снизит нагрузку на его больные колени и голеностопы, но как это скажется на атмосфере в команде? На игровых взаимодействиях? В первой половине сезона будет отрезок, где «Нетс» будут в Нью-Йорке 20 дней из 26 – в это время можно вообще забыть про Кайри как игрока «Бруклина».
Подобный трудовой график еще можно было представить в 1930-е, когда лучший баскетболист мира Джон Вуден играл за «Индианаполис» в НБЛ только в те дни, когда этому не мешала его регулярная работа (учитель в школе). В 1960-е, когда Элджин Бэйлор в каждый свой выходной в армии брал увольнительную и срочно летел в расположение «Лейкерс» на матч, не проведя за сезон ни одной тренировки. Даже еще в 1990-е: «Бостон» после Олимпиады-92 уговаривал Лэрри Берда не завершать карьеру. Лэрри из-за проблем со спиной уже не мог сидеть, только стоять или лежать, ненавидел из-за этого перелеты, и «Селтикс» предложили ему выступать только в домашних матчах до плей-офф (так и не уговорили).
Но точно не в 2021-м году, когда НБА празднует свое 75-летие, а баскетбол как вид спорта – 130-летие.
Кайри, по сообщениям инсайдеров НБА, тоже может завершить карьеру – если его обменяют в другой клуб. Это (а также слухи о том, что если бы не дружба с Дюрэнтом, Ирвинга «Бруклин» уже давно пульнул куда-нибудь подальше) отпугивает другие команды, снижает его стоимость в обмене, превращает разговоры о потенциальном размене Симмонс-Ирвинг в фантасмагорию.
А Кайри продолжает превращать в фантасмагорию всю карьеру, попусту тратить феноменальный баскетбольный талант, желая выйти то из тени Леброна, то из тени лепрекона, то из любых рамок адекватности.
Как и в случае с прививкой – его право.
UPD: И прямо сейчас «Нетс» объявили – Кайри Ирвинг отстранен от всех игр и тренировок. Заявление генменеджера Шона Маркса:
«Исходя из изменчивости данной ситуации и после долгого обсуждения, мы решили, что Кайри Ирвинг не будет играть и тренироваться с командой, пока не сможет быть полноценным участником.
Кайри сделал персональный выбор, и мы уважаем это решение. В данный момент этот выбор ограничивает его возможности по нахождению в команде, и мы не можем позволить члену нашей команды быть в ней на непостоянной основе. Крайне важно, чтобы мы продолжали нарабатывать командную химию и были верны общепринятым ценностям общности и самопожертвования. Наши чемпионские цели на сезон не изменились, и чтобы их достичь, нужно всем вместе двигаться в одном направлении».
Вернется ли еще когда-нибудь Кайри в статус «полноценного участника»?
Фото: Gettyimages.ru/Kevork Djansezian / Stringer, Christian Petersen, Elsa, Sarah Stier, Gregory Shamus