Тарасов увел команду со льда на глазах у Брежнева, тренера лишили всех регалий

Во всем была виновата незасчитанная шайба.

Один из самых скандальных матчей в истории СССР произошел 11 мая 1969 года. В этот день встречались принципиальные соперники — ЦСКА и московский «Спартак». Интересно, что красно-белые всеми силами пытались помешать армейскому доминированию: за последние 8 лет они дважды лишили команду Тарасова золотых медалей союзного первенства. Дополнительный нерв столичному дерби добавлял тот факт, что спартаковцы имели хорошие шансы повторить этот успех: ЦСКА отставал от соперника на 1 очко при равном количестве игр, поэтому можно сказать, что в тот день хоккеисты боролись за золото чемпионата СССР. И любители хоккея прекрасно понимали все эти расклады — не случайно на трибунах «Лужников» собралось около 14 тысяч болельщиков, среди которых был и сам Леонид Брежнев.

Посмотреть было на что: «Спартак» вели за собой братья Майоровы, Старшинов, Якушев, Зимин и Зингер, а в ЦСКА зажигали Рагулин, Фирсов, Кузькин и недавно собранная, но от этого не менее легендарная тройка Михайлов — Петров — Харламов. Однако несмотря на равную силу клубов, в первой половине встречи на льду были лишь хоккеисты «Спартака»: красно-белые с помощью шайб Фоменкова и Старшинова повели со счетом 2:0 и умело управляли нитью игры. Лишь в третьем периоде армейцы смогли организовать более-менее осмысленный ответ — через 1,5 минуты после старта заключительного отрезка встречи Викулов вернул свою команду в игру и сделал счет 2:1.

РИА Новости

Важно отметить, что в те годы было одно существенное отличие в правилах: по истечении половины третьего периода команды менялись воротами. Именно это обстоятельство впоследствии сделало тот матч самым скандальным в истории советского хоккея. ЦСКА играл в большинстве и за секунду до сигнала на смену ворот забросил шайбу — постарался Петров. Но если табло на стадионе остановилось на 9,59, то контрольный секундомер, на который в первую очередь ориентируются сами судьи, показывал время 10,01. Поэтому Юрием Карандиным и Михаилом Кирилловым было принято решение не засчитывать шайбу армейцев. Тарасов тут же впал в ярость и на весь стадион закричал: «Гол засчитан правильно!». Но судьи были непреклонны — они не могли засчитать этот гол даже при большом желании. Тогда коуч ЦСКА принял крайне непопулярное решение и в знак протеста увел команду в раздевалку.

«Ничего особенного в раздевалке не происходило. Ребята просто отдыхали. Тарасов в это время сражался с судьями и шишками из федерации хоккея и спорткомитета. Никаких особых установок он в те полчаса не давал — не до того было!», — вспоминал голкипер ЦСКА Александр Пашков.

Тарасова уговаривали продолжить матч около 40 минут: ему звонили спортивные чиновники и люди из высших эшелонов власти, приказывая вернуть команду на лед, но на тренера все это не действовало. Тогда в ситуацию пришлось вмешаться самому Брежневу: когда Тарасову сообщили, что тот устал ждать, наставнику ЦСКА пришлось продолжить встречу.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от История (@istoriya_russ)

Эта пауза повлияла на подопечных Тарасова не лучшим образом: спартаковцы попросту смяли оборону сломленных армейцев и уверенно довели матч до победы — 3:1. «Спартак» стал чемпионом, а главного тренера ЦСКА ожидало серьезное разбирательство.

«Единственный раз в жизни я видела слезы отца. В 1969 году, после матча со „Спартаком“. На трибуне сидел Брежнев, и вот в присутствии главы государства отец возмутился судейской несправедливостью и увел команду со льда. Я была на том матче и все видела. Мне стало так страшно за отца! Толпа болельщиков просто ревела и вела себя безобразно. Когда отец шел к выходу Дворца спорта, то спартаковские фанаты кидались на него, толкали, вырывали волосы… Я все это видела! Но мой папа даже глазом не моргнул! Он дошел до машины, сел и просто уехал… Я была в шоке! От такой выдержки папы», — рассказывала Татьяна Тарасова.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Олимпийский комитет России (@olympic_russia)

На следующий день после окончания встречи тренера вызвали в Спорткомитет и лишили двух званий — заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР.

«Несколько лет спустя в одной поездке мы с Тарасовым жили в одной комнате. Он тогда поступил правильно, по-другому и нельзя было, но и я не мог этот гол засчитать, коли мне сказали, что время закончилось», — вспоминал Юрий Карандин.

Тарасова тут же начали разносить в прессе, но вскоре кошмар главного тренера ЦСКА подошел к концу — через полгода после скандального матча ему вернули все регалии. А в следующем сезоне армейцы взяли реванш у «Спартака» и вернули себе чемпионский титул, оставив красно-белых позади на 10 очков.