В 1928-м Олимпиаду выиграл глухонемой боксер из Италии. Разозлил Муссолини и умер в нищете без медали
Деньги присылал бывший соперник.
Бокс начала 20 века – таинственная эпоха для многих фанатов. До нас почти не дошли записи боев, а имена, которые гремели в ту пору, стали призраками. Но есть истории, о которых невозможно забыть, и одна из них – победа Карло Орланди на Олимпиаде-28.
Миниатюрный итальянец с детства был глухонемым, но стал звездой бокса в Италии, а впоследствии – в мире. В первом же поединке на Олимпиаде-28 легковес потерял зуб и все равно выиграл золото. Он стал любимцем нации, но проиграв два боя в Аргентине, попал в немилость к Муссолини.
Диктатор записал Орланди в предатели, и лишь громкие победы вернули боксеру имя. Карло провел 15 лет в профессионалах, одержав почти 100 побед – и закончил лишь в конце Второй Мировой, когда Милан подвергся бомбежкам. Боксер проживет долгую жизнь, но умрет в нищете: перед смертью он потеряет олимпийскую медаль, а выживать будет на деньги, которые присылал старый соперник.
Орланди стал глухонемым из-за укуса собаки. Первый бой увидел в кинотеатре, а в 18 выиграл Олимпиаду, несмотря на выбитый зуб
Орланди родился 23 апреля 1910-го в области Ломбардия – по одним данным в Милане, по другим – в городе Сереньо. Карло был здоровым, но в раннем возрасте попал в беду: он почти полностью потерял слух и способность говорить из-за собаки, которая укусила его в шею и плечо. Мальчик стал глухонемым, и когда пытался заговорить, издавал нечленораздельное мычание.
Карло стал одиночкой: он больше не мог общаться и пугал других детей. Но мальчик стойко пережил трагедию, а когда стал подростком – нашел свою судьбу. В кинотеатре Карло увидел бой американского боксера Джека Демпси – одного из жесточайших нокаутеров 1920-х, и французской звезды Жоржа Карпантье. Поединок собрал 80 тысяч зрителей, а американец оформил очередной нокаут (впоследствии своим кумиром его называл Майк Тайсон). После сеанса Орланди вышел в эйфории – он понял, что хочет боксировать.
Карло пришел в боксерский зал, и несмотря на недуг, тренер взял его в команду. Карло оказался талантливым – он быстро обучался, обладал острым умом, был упорным и воинственным. Для бокса не нужны были слова, и парень раскрывал лучшие качества в ринге.
Орланди отличался от других и внешностью: низкий рост (всего 1,58 см), большие оттопыренные уши, приплюснутый нос, оливковая кожа – Карло не был похож на миланца. Боксер напоминал бультерьера, но современники прозвали его Негром из Порта Романа (район Милана). Звучит не слишком толерантно, но в ту пору это было нормой.
После нескольких лет тренировок Орланди уже громил всех: сперва выиграл титул чемпиона Италии в легком весе среди любителей, а в 18 попал на Олимпиаду-28 в Амстердаме. Для итальянцев поездка была важна: Муссолини, который 6 лет находился у власти, требовал побед – особенно в боксе. У страны не было ни одной медали в этом спорте, и на плечи боксеров легла двойная ответственность.
Фаворитами на победу в легком весе были немец Франц Дубберс, американец Стив Халайко и швед Гуннар Берггрен. Немец слетел на первых этапах, а Халайко и Берггрен дошли до полуфинала. Встреча закончилась победой американца, что вызвало скандал, и шведы, оспаривая решение, устроили драку.
Орланди начал турнир с испанца Роберта Санца: тот выбил Карло зуб, но все равно проиграл по очкам. Дальше был нокаутирован боксер из Южной Родезии, а в полуфинале повержен норвежец Ханс Нильсен. В решающем поединке Орланди встретился с фаворитом Стивом Халайко из США. И хотя в Карло не верили, он сумел перебить звезду, выиграв поединок по очкам. Американская команда была не согласна и даже подала протест, но он не повлиял на результат.
Триумф на Олимпиаде сделал Орландо героем Италии. Но он попал в немилость к Муссолини, а закончил жизнь в хосписе – нищим и без медали
Олимпиада-28 вошла в историю: у итальянских боксеров было сразу три медали, что превратило их в любимцев нации. Вернувшись на родину, они стали фаворитами Муссолини – диктатор считал медали победой режима.
После триумфа на Олимпиаде Орланди перешел в профессиональный бокс, где тоже успешно выступал. В Италии он набил рекорд 13-2, после чего поехал драться заграницу. Но турне в Аргентину в 1932-м обернулось провалом: Карло потерпел два поражения от местных звезд и вернулся домой подавленным. Муссолини назвал Орланди предателем и сказал, что боксер опозорил Италию. Карло не выступал почти год, но вернулся: выиграл национальный чемпионат в 1933-м и первенство Европы в 1934-м.
В 1935-м Орланди сокрушительно проиграл пуэрториканцу Педро Монтанесу. Он пропустил тяжелые удары и на 3 месяца загремел в больницу. Врачи сказали, что Карло должен оставить бокс, если хочет сохранить здоровье. Орланди впал в депрессию и не дрался 20 месяцев, но снова триумфально вернулся: выдал серию побед и выиграл чемпионат Италии среди полусредневесов в 1941-м.
Орланди ушел из спорта в 1944-м, проведя 127 боев (98 побед, 19 поражений). В ту пору Милан бомбили союзники, и последний поединок в родном городе Карло провел 25 июня – выиграв по очкам у Бруно Бьяджини. Орланди ушел на серии из 6 побед и оставил славное наследие, но жизнь после спорта оказалась жестокой.
Некоторое время он продолжал драться – выступал на ринге во дворах частных домов. Эти бои не пошли в рекорд, а вскоре чемпион окончательно завязал. В боксе глухонемой Карло мог выразить себя – ему не нужно было говорить или слушать, чтобы быть успешным. Но в обычной жизни появились проблемы: боксер не знал, чем заняться, ведь даже работа тренера требовала способность говорить.
Брат устроил Карло в свою мастерскую, где тот проработал до смерти – простым работягой. Орланди ушел из жизни в 1983-м: сперва потерял брата, а потом сам сильно заболел. Ему было 73, и последние годы он провел в хосписах – чемпион был нищим, а жить помогали деньги, которые присылал его давний соперник Саверио Туриелло.
По ходу карьеры Орланди дважды побеждал его, но после – парни сдружились. Туриелло уехал в США, где открыл ресторан и преуспел, а Орланди умирал в одиночестве – даже медаль осталась в доме невестки.
Деньги бывшего соперника помогали Карло жить, но разбивали сердце. За несколько месяцев до кончины он сказал журналисту: «Когда смерть придет за мной, я громко закричу. Она сбежит, а я получу еще несколько мгновений на этой земле».
Фото: facebook.com/Carlo Orlandi «El Negher di Porta Romana»; commons.wikimedia.org