Первая и последняя успешная женщина «Ф-1»: только Лелла Ломбарди заработала очки в Гран-при

Краткая история несгибаемой пилотессы.

Сегодня в «Формуле-1» женщин вы не встретите: они не выступают там уже почти тридцать лет, если не считать тестовые заезды – и даже в них представительство прекрасного пола невелико. Однако в 1970-х, которые кому-то могут показаться чем-то очень далеким, в этапах Гран-при «Формулы-1» участвовала девушка. Да еще и набирала очки! Правда, всего один раз…

Итальянка Ломбарди изначально видела себя гандболисткой, но однажды оказалась в картинге. Ее так захлестнул адреналин, что она осталась там надолго. Лелла начала выступать в итальянских кузовных и формульных турнирах, а в 1971-м добилась победы в мексиканской «Формуле-Форд», после чего решительно настроилась выйти на старт в главной серии.

Девушка не без труда нашла спонсоров, которые открыли ей дорогу в «Формулу-1», и впервые появилась на трассе в Великобритании 20 июня 1974-го. Однако машина Ломбарди оставляла желать лучшего: из-за проблем с техникой она не сумела квалифицироваться в главный заезд. Впрочем, ее и так запомнили: Лелла, выступавшая под эмблемой команды «Эллайед Полимер Груп», выбрала самый большой номер за всю историю чемпионата – «208» (да, тогда регламент разрешал трехзначные номера). Именно такую частоту надо было установить на радио, чтобы оказаться на волне одного из спонсоров Леллы.

Ломбарди не печалилась. Уже в следующем сезоне она стала стабильно выходить на старт с более качественной машиной: гонщицу взяли в «Марч». За новую команду она провела 11 гонок из 16 зачетных, и в 10 из них она оказывалась в главном заезде Гран-при. Не сложилось у нее только на коварной трассе в Монако, но там квалификацию не всегда проходили и некоторые звезды.

Тем не менее, до очковой зоны итальянка в том сезоне добралась. Зато все вышло на скандальной гонке в Барселоне – в которой отказался участвовать лидер сезона Эмерсон Фиттипальди. Трассу считали небезопасной из-за халатности при подготовке заезда. В день Гран-при еще двое пилотов не вышли на гонку в знак несогласия, а еще одна группа выбыла на одном из первых кругов. Сама же гонка продолжалась только до 26-го круга: именно тогда случилась страшная авария Рольфа Штоммлена. Немецкий гонщик не смог удержать контроль над болидом, ведь антикрыло пришло в непригодное состояние. Он вылетел с трассы, и в результате инцидента погибли пять человек.

Гонку прервали на 29-м круге. Организаторы занесли в финальный протокол те результаты, которые фиксировались на момент остановки – а Лелла как раз ехала шестой. Она, правда, отстала от лидера Йохена Масса на целых два круга, но какое это имело значение, если в ее копилку падали заветные очки! Правда, немного: из-за остановки заезда раньше положенного половину срезали. У Ломбарди был лишь один балл, и его тоже поделили… Но это все равно было большим достижением, ведь женщина впервые въехала в очковую зону!

Ломбарди смогла приблизиться к топ-6 лишь единожды: однажды на немецком этапе «Формулы-1» она оказалась 7-ой. Больше ничего выдающегося девушка не сделала: выступила на нескольких этапах в 1976-м, началв в «Марче», а продолжив несколькими заездами за «РАМ Рейсинг». Нигде не преуспела и завершила свой путь в главной серии.

После этого она не ушла из больших гонок и еще покаталась в итальянских гонках на выносливость, а на известном марафоне «24 часах Ле-Мана», в которой итальянка принимала участие четыре раза, даже доезжала до 9-й позиции. Более того, она успела попробовать себя в NASCAR.

Даже после окончания карьеры она продолжала гонять, а 1989-м легким движением руки Лелла создала собственную команду. Правда, умерла совсем скоро: в 1992-м на 50-м году от рака.

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst