Клуб из Уфы назвали в честь героя Башкирии. Салават Юлаев воевал на стороне Пугачева, о его сражениях писал Пушкин

Небольшой экскурс в историю.

Если открыть поисковик и забить «Салават Юлаев», то 9 из 10 первых ссылок будут посвящены хоккейному клубу. Это работает независимо от истории поиска – в приватном режиме откроется та же картина.

Команда, учрежденная в 1960 году при спортивном клубе имени Салавата Юлаева, давно обогнала по популярности человека, в честь которого получила свое имя. Но что это за исторический персонаж?

«Большая российская энциклопедия сообщает, что Салават в первую очередь – башкирский поэт, певец-сказитель, национальный герой. «Большая советская энциклопедия» делает основной акцент уже на другом: «Сподвижник Емельяна Пугачева во время Крестьянской войны 1773-75, поэт-импровизатор».

Вне пределов Башкирии имя самого Салавата (а не команды) может быть известно мало. Хотя памятник ему вы наверняка видели – им почти всегда иллюстрируют новости (или трансляции) из Уфы, он попал на республиканский герб. Именем Салавата стандартно названы улицы-города, его юбилей отмечали на республиканском уровне, а в 2004-м даже выпустили в честь него отдельную энциклопедию.

Предыдущая версия сайта уфимского клуба так описывает внешность Салавата (ссылаясь на народную молву): «Был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза были большие, черные, брови — черные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая».

Исследовать деятельность самого Салавата весьма проблематично из-за специфичности источников: почти вся советская историография максимально политизирована (это касается всех гуманитарных наук в тот период), а современная российская – во многом пишется теми же людьми, что много лет назад рассказывали о «руководящей и направляющей». Русская дореволюционная историография, в свою очередь, по понятным причинам никогда не героизировала участников пугачевского бунта – поэтому какие-то нейтральные источники найти весьма сложно.

Но данные о рождении и происхождении никто опровергнуть не может. «Его отец – старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой», – писал о происхождении Салавата официальный сайт клуба. Юлай был человеком небедным и располагал землей и властью.

Причиной же перехода людей, которые неплохо себя чувствовали и при имперской власти, на сторону бунтовщиков Пугачева, могло стать то, что сейчас назвали бы «бизнес-конфликтом»: Юлай поссорился с семейством Твердышевых, которые занимались на Южном Урале тем же, чем Демидовы на Среднем. Для заводов нужна была земля, Твердышевы ее скупали – и вопрос тут как раз в методах. Некоторые источники упоминают, что заводчики просто подкупали башкирских старшин – и с семейством Юлая договориться полюбовно не удалось. Суды окончились тем, что Юлаю присудили огромный по тем временам штраф в 600 рублей.

Осенью 1773-го башкирские старшины должны были отправить людей в помощь правительственным войскам – Салават и его отряд из 80 человек выдвинулся, но попал в плен. Юлай свидетельствовал на допросе, что его сын «из страха, боясь учинить побега, в толпе злодейской оставался». Но плен – это показания отца, различные источники же настаивают, что Салават перешел на сторону войск Пугачева, где был произведен в полковники.

О Салавате упоминает Пушкин в своей знаменитой «Истории пугачевского бунта» – и употребляет в его отношении эпитет «свирепый»: «5 мая [1774-го] у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом». Пушкин потом описывает бой против правительственных войск: «Михельсон разбил их снова, отнял у них пушки, положил на месте до трехсот человек, рассеял остальных и спешил к Уйскому заводу».

Следующее упоминание о Салавате у Пушкина: «27 мая Михельсон прибыл на Саткинский завод. Салават с новою шайкою злодействовал в окрестностях. Уже Симской завод был им разграблен и сожжен». «И тот завод разграбя, фабрику с плотиною, церковь божию и все заводское селение сожгли» – свидетельствовал один из выживших крестьян.

После довольно точных описаний боевых действий (а Салават до событий, о которых упоминал Пушкин, участвовал в штурме Красноуфимска и Кунгура) рассказы о его деятельности становятся более размытыми. «После поражений, которые нанес Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкортостана», – пишет официальный сайт «СЮ».

Пленение самого Пугачева состоялось 15 сентября 1774-го, Салават был задержан правительственными войсками в ноябре.

Сохранились протоколы допросов Салавата и его отца: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял, а может быть, при сраже­нии с верными войсками кого и убил, но точно пока­зать не может. Злодею ж Пугачову столько усердствовал, защищал его злодейскую толпу и с верными войсками имел сражение потому, что он, Салават, почитал сего злодея не инаково, как за истиннаго российскаго государя».

Были и башкиры, которые воевали на стороне правительственных войск – один из них, Кулий Балтачев, сам допрашивал Салавата – и в протоколе отмечено, что Юлаев не признался в том, что «Салават от произведения своего злодейства не отстал, а набрав подобных себе бездельников, чинил раззоре­нии столь громкие, что имя его, Салавата, в тамошних местах везде слышно было».

Интересно, что именами обоих в Башкирии сейчас названы районы.

И если военные действия Салавата так или иначе зафиксированы, то с поэтической частью немного сложнее. «Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачевском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии», – пишет все тот же официальный сайт. И это заставляет задуматься: все-таки дело происходило не в гомеровскую эпоху, современниками происходящих событий были исследованные вдоль и поперек Державин и Фонвизин – поэтому авторство Салавата подтвердить по крайней мере сложно.

Салават и его отец были приговорены к 175 ударам кнутом, отправлены на каторгу на территории современной Эстонии. Юлаев умер в 1800-м – примерно через 130 лет после этого власти социалистической Башкирии начали государственную канонизацию Салавата, из-за которой вокруг личности Юлаева накручена гора мифов – и положительных (большей части), и отрицательных. Разбираться в них должны профессиональные и нейтральные историки.

Фото: commons.wikimedia.org; hcsalavat.ru; salavatyulaev.ru; youtube.com/RVISION: Советские фильмы