Понятие GOAT придумал Мохаммед Али. Он – единственный, кто это заслужил
Гагарин среди спортсменов.
Мохаммед Али стал не просто Величайшим боксером всех времен, но и лучшим спортсменом XX века по версии ВВС. Его влияние распространялось намного дальше, чем размеры боксерского ринга.
Победив в первом большом поединке – против Сонни Листона – тогда еще Кассиус Клей объявил себя Величайшим (greatest of all time). С тех пор он неоднократно шокировал публику не только в ринге, но и в планетарном масштабе. Все это создало его наследие и право считаться лучшим на все времена.
Сегодня в каждом виде спорта есть свой GOAT, но, пожалуй, самый достойный все-таки Али. Он всю жизнь ставил свои принципы выше денег и даже карьеры.
Али – первый спортсмен в истории, который стал звездой планетарного масштаба. Он как Гагарин, только в спорте
OnePoll, компания, занимающаяся исследованиями в области маркетинга, в марте 2019 года провела опрос среди американцев на самое раздражающее сленговое слово. Первое место заняло слово GOAT. Эта аббревиатура, которая расшифровывается как Greatest Of All Time – лучший на все времена. Кстати, с английского слово goat переводится как козел, поэтому в социальных сетях к тому или иному спортсмену ставится эмодзи козла.
Слово в обиход ввел величайший боксер всех времен – Мохаммед Али. В феврале 1964 года, добыв сенсационную победу в карьере в первом поединке против Сонни Листона, он прямо в ринге сказал одну из самых легендарных фраз: «Я – Величайший».
Важно понимать, что Али в одночасье стал не просто новой звездой спорта. По части харизмы и достижений ему едва ли уступали такие парни, как Диего Марадона, Майкл Джордан, Роджер Федерер или Пеле.
Различия между ними и Али состояли в том, что все они были просто мегазвездами своего времени. Мохаммед Али сражался не только с соперниками в ринге, но и с государством в суде из-за войны во Вьетнаме, боролся за права чернокожих. Даже болезнь Паркинсона одолела его лишь на 33-й год их противостояния. Мохаммед полностью изменил представление о том, на что способен спортсмен за пределами ринга.
Джордана, к примеру, высмеивали за его нежелание даже просто говорить о политике. Показательный случай произошел во время выборов в 1990 году. В своем родном штате Северная Каролина Майкл отказался поддержать демократа Харви Ганта, афроамериканца, который баллотировался против действующего республиканца Джесси Хелмса, известного расиста. Джордан, который на тот момент уже получил первую из своих пяти наград MVP НБА, объяснил отказ занять определенную позицию тем, что «республиканцы тоже покупают кроссовки».
Али был одним из символов борьбы афроамериканцев за свои права в США. Короля футбола Пеле миллионы бразильцев критиковали за аполитичность, игнорирование социальных проблем, с которыми сталкивались чернокожие на фоне военной диктатуры, управлявшей Бразилией с 1964 по 1985 год.
Пеле неоднократно заявлял, что ко всем бразильцам относятся одинаково, даже несмотря на очевидное расовое неравенство. В основном Пеле просто не комментировал расовый вопрос.
Даже сейчас легенда футбола не занимает определенной позиции, вызывая гнев бразильцев:
«Давайте забудем про все эти волнения в Бразилии, все эти протесты и вспомним, что бразильская команда – это наша страна и наша кровь».
В этом отношении Али – это Юрий Гагарин среди спортсменов. Поставить себя в один ряд сможет лишь тот, кто не просто забивает больше всех голов, не тот у кого больше всех подписчиков в инстаграме, а тот, в чьей истории есть элемент преодоления не только над самим собой, над жизненной ситуацией, но и над системой.
Всего через десяток лет после завершения карьеры Али встать в один ряд с Величайшим мог Майк Тайсон, но его погубил имидж – пристрастие к наркотикам, алкоголю и отсидка в тюрьме.
Флойд Мейвезер назвал себя более великим, чем Али. Его аргументы абсурдны, а публика возненавидела
Удивительно, но, даже находясь на пике славы, Али не вскружили голову большие деньги и популярность. Приняв ислам, он оставался смиренным и доброжелательным вне пределов ринга. Путешествовал по миру, проводил различные мастер-классы, часто посещал тюрьмы, детские дома, исправительные учреждения, где только одним своим присутствием менял судьбы людей. В том числе – Майка Тайсона.
Отношение и восприятие публики к спортсмену – еще один важный аргумент в пользу звания GOAT. Даже самый злейший соперник в ринге – Джо Фрейзер спустя много лет их противостояния простил Величайшему многочисленные унижения. Джо понял, что все это способствовало дополнительной раскрутке их боев, которая стала, пожалуй, величайшим противостоянием в истории спорта.
После их третьего боя, который вошел в историю как «Триллер в Маниле», Али назвал Фрейзера лучшим боксером в истории. После себя, конечно. Али вызывал не просто симпатию, его искренне любили и обожали десятки и сотни миллионов человек по всему миру.
Чего не скажешь о боксере, у которого рекорд и который заработал куда больше денег – Флойд Мейвезер. Несмотря на успех в ринге, Флойд всегда был заносчивым, хвастливым, культивируя собственный образ жизни. Но больше всего публику шокировали слова Мейвезера о том, что он себя считает более великим, чем Мохаммед Али.
«По каким критериям оцениваем боксера? Если мы рассуждаем о борьбе за собственные идеалы, то Али лучший. Но если мы говорим о том, чтобы пропускать как можно меньше ударов и бить рекорды, то это Флойд Мейвезер.
Мохаммед Али – легенда. Он проложил путь для меня, чтобы я был там, где сейчас нахожусь. Но когда мы говорим о рекордах и послужных списках, то многие забывают, что Али проиграл свой титул боксеру с семью боями. Снимаю шляпу перед Али, но я не для того отдал боксу 40 лет, чтобы сказать, что есть боец лучше меня», – заявил Флойд.
Все это вызвало шквал критики как в медиа, так и среди поклонников спорта. Флойд забывает очень важную деталь. Чистый от поражений рекорд не означает, что ты лучший боксер. Наоборот, в боксе поражение, если боец смог после этого стать сильнее, только добавляет величия.
Поэтому он так и не поймет, почему в Америке даже не американцы вроде Роберто Дюрана или Мэнни Пакьяо будут куда более любимы простыми фанатами бокса, чем он. По ходу карьеры они неоднократно преодлолевали трудности, побеждая, прежде всего, самих себя.
Владимира Кличко в 2003 году, после очередного безвольного поражения, списали абсолютно все, но он вернулся, стал работать с Эмануэлем Стюардом, который на десятилетие сделал его машиной по добыванию побед. Виталий Кличко завершил карьеру из-за травмы, но спустя четыре года вернулся и деклассировал сильнейшего на тот момент панчера Самюэля Питера.
Тайсон Фьюри, победив Владимира Кличко, на три года пропал из виду, подсев на кокаин и алкоголь, потолстел на 50 кг, но вернулся и победил самого опасного нокаутера современности Деонтея Уайлдера. Всего этого у Мейвезера никогда не было. И это лишь несколько примеров за последние годы.
Флойд всегда выбирал себе удобных соперников и дрался с ними в идеальное для себя время. Даже с Мэнни Пакьяо он дрался тогда, когда филиппинец был явно не на пике своих возможностей. Но Пакьяо вернулся и сейчас зажигает, как в молодые годы, когда сам американец давно на пенсии.
У Мейзвера никогда не было боя, сравнимого с Али – Фрейзер, или Али – Форман, или Али – Листон. Поэтому подобные высказывания Флойда вызывают только раздражение. Некоторые просто ненавидят Мейвезера только за то, что тот ставит себя выше Величайшего. В нынешнюю эпоху культивирования финансового успеха и количества подписчиков в социальных сетях не может быть речи об истории, которая была у Мохаммеда Али.
А значит GOAT – это только про него.
Фото: Gettyimages.ru/Harry Benson, Al Bello, Christof Koepsel/Bongarts; globallookpress.com/Istvan Bajzat/dpa