Тренер чемпионской «Тампы»: не играл на топ-уровне, работал адвокатом за $250 в неделю и ушел с Уолл-Стрит
Он бы продал вам даже розового слона.
За каждой большой победой всегда очень много людей. В случае «Тампы» – это великолепный менеджмент, невероятные игроки и тренерский штаб. И в команде тренеров ярко выделяется Джон Купер. Под его руководством «Тампа» пережила экстренную перестройку состава, вернула звание топ-клуба НХЛ и оставалась претендентом на протяжении последних 5 лет. Купер дважды буксовал в финале конференции, каким-то чудом остался на посту после свипа от «Коламбуса» и теперь в шаге от титула, к которому стремился всю жизнь.
Все канадцы играют в хоккей, мечтают увидеть свою фамилию на Кубке Стэнли, но не все из них талантливы настолько, чтобы оказаться в НХЛ. Джон Купер довольно быстро понял, что у него почти нет шансов попасть в профи – в школе он предпочитал лакросс, а в хоккей поиграл за команду из Нотр-Дама в одной из многочисленных канадских юниорок.
Лакросс помог будущему тренеру «Тампы» получить стипендию в университете – диплом привел Купера на Уолл-стрит. Он работал в финансовой фирме обычным клерком, пока не решил отучиться на адвоката – это могло помочь карьере спортивного агента.
Купер переехал в Мичиган, поступил в адвокатскую школу и занялся делами мелких клиентов – в то время Джон зарабатывал 250 долларов в неделю и едва сводил концы с концами. В то же время его практика позволила завести много новых знакомых и отточить навыки коммуникации – по словам знакомых, Купер зарекомендовал себя харизматичным переговорщиком.
«Он бы продал вам даже розового слона. У него врожденный талант», – вспоминает Томас Бреннан, который тогда работал судьей в штате Мичиган.
Бреннан и сделал Купера тренером – попросил потренировать школьную команду сына, а начинающий адвокат согласился.
Бывшие коллеги Купера вспоминают, что он постоянно носил с собой газету с результатами матчей НХЛ и регулярно посещал игры «Айлендерс». А в любительской лиге Мичигана его прозвали fancy-pants – за пижонистый стиль игры и хорошую технику.
Купер оказался хорошим тренером – его команды отлично играли в чемпионате штата, но денег это не приносило. Тогда знакомый посоветовал ему получить место тренера в NAHL – вторая по значимости юниорка США, в которой сильно меньше таланта, и больше хоккеистов-работяг.
В NAHL Купер сформировал базовые тренерские ценности – скорость, креатив и игру в 7 защитников. В его команде играл Патрик Марун, который был местной звездой, и чтобы давать ему больше времени, Купер играл в 11 нападающих и 7 игроков обороны – у него всегда была страховка на случай травмы, а самый талантливый игрок проводил на льду больше времени и набирал больше очков. Схему 11+7 Купер протащил через все лиги – даже в финале Кубка Стэнли «Тампа» играла в 11 нападающих, что позволяет «Лайтнинг» максимально использовать нереальный талант своих звезд.
Купера заметили и его карьера пошла в гору – чемпионство в USHL (топ-дивизион юниорского хоккея США), чемпионство с фармом «Тампы» и, наконец, назначение в основную команду.
«Никогда не забуду этот момент. «Тампа» звонит, приглашает на собеседование, а Айзерман мой кумир – у меня была его карточка, я думал, что когда-нибудь встречусь с ним и он мне ее подпишет. Я сижу перед его кабинетом, на двери написано «Стив Айзерман», секретарь приглашает меня войти, я сажусь в кресло, а Стив говорит: «Привет Джон, я Стив Айзерман». А я сижу, ничего не соображаю. Я был потрясен, кажется, все вокруг замерло в тот момент», – вспоминал Купер свой прием на работу в систему «Тампы».
Когда Купер сменил Ги Буше на посту главного тренера «Тампы», то оставил главные игровые принципы. Свобода на льду. Постоянный контакт с игроками. И никакого сложного наложения звеньев. Да, на старте карьеры в НХЛ Купер предпочитал выпускать лучшее звено против лучшего звена соперника.
Купер перенес адвокатский опыт в клубный офис – общение с игроками он сравнивает с выступлением перед судом присяжных, ведь ему приходится каждый день убеждать разных людей работать ради одной цели.
При всей открытости, у Купера нет идеальных отношений с игроками – он часто спорит с капитаном Стэмкосом, а три года назад на него через прессу наехал Кучеров:
«Весь сезон я мучился. Сломался Стэмкос, и я никак не мог найти партнеров, с кем было бы идеальное взаимопонимание. А с Джонатаном Друэном меня почему-то не ставил тренер. Хотя когда однажды мы пересеклись, то очень хорошо пошла игра», – такие интервью Никита раздавал во время ЧМ-2017.
Сам Купер уверен, что идеально тихая обстановка не отражает реального положения дел в команде и может навредить общему результату.
«Мы растем вместе, и вы видите плоды наших трудов. Я не хочу, чтобы меня окружали люди, которые все время соглашаются с моими решениями. Я всегда полагал, что управление людьми – одна из моих самых сторон. Но я стал намного лучше с тех пор, как появился в НХЛ», – говорит тренер «Лайтнинг».
На старте карьеры он был настоящим контрол-фриком: хотел учесть все детали и дико дергался, когда что-то шло не так. Теперь у Купера другая философия: дерьмо случается, даже если ты всю ночь разрабатывал схему игры в меньшинстве и придумал идеальный раскат.
«Ты не можешь нарисовать структурную схему в условиях, когда шайба постоянно отскакивает от стекла. Ты зависишь от парней, которые следуют твоей системе. Игроки должны понимать твою систему. Потому что если они хаотично мечутся, то все разваливается», – говорит Купер.
Новый подход не отменяет вдумчивости Купера – после домашних игр он допоздна сидит на арене с бокалом красного вина и разбирает отдельные эпизоды матчей. Тренеры и аналитики «Лайтнинг» под его руководством проделывают огромный объем работы – перед каждой серией плей-офф хоккеистам выдают брошюрки на 10 листов. Там есть все: слабые места соперника, диаграммы, схемы игры и заметки по каждому игроку команды-оппонента.
Креатив сквозь автоматизм. Посмотрите на погруженность Купера в тренировочный процесс:
Купер и его штаб верят, что красота приходит через работу. Такой метод отлично подходит Никите Кучерову – самой помешанной на хоккее суперзвезде. При этом Купер помнит, что игроки остаются главным инструментом, и не играет в компьютерный менеджер с красивыми циферками.
«Аналитика – это инструмент. Если честно, сейчас я погружен в нее, как никогда раньше. Но аналитика не тренирует. Она помогает. Парни побеждают. Аналитика дает вам информацию» – говорил он.
Еще одна важная деталь в карьере Купера – он не прогнулся под различные тренды. Как известно, в НХЛ стремительно копируют любые детали, которые работают и приносят успех. Особенно это касается чемпионских команд. Два чемпионства «Питтсбурга» подряд породили тренд на быстрые команды и родили тезис о том, что в целом плевать, какого уровня защитники играют в твоей команде. Как оказалось, схемы «Питтсбурга» слабо работают без двух лучших центров поколения.
Купер не копировал – он создавал. Да, было очень много важных деталей, но они связаны с персоналиями игроков – огромный прогресс Василевского и его становление в роли ключевого элемента обороны «Тампы», или трейды суперчекеров для мощи нижних звеньев. Базис остался практически без изменений и лучше всего это видно по прогрессу звезд «Лайтнинг».
Джон Купер выиграл Кубок Стэнли. Ради такого стоило бросить Уолл-Стрит 20 лет назад.
Фото: REUTERS/Perry Nelson-USA TODAY Sports, Sergei Belski-USA TODAY Sports; globallookpress.com/Dirk Shadd/ZUMAPRESS.com, Dirk Shadd/ZUMAPRESS.com