Маленькая команда догнала топов «Ф-1» – и нарвалась. Протест против использования чужих деталей уже подан
Месть за подставу в 2019-м.
Драмы и разборки в Австрии не закончились с клетчатым флагом на Гран-при Штирии: на очереди увлекательное техническое и юридическое противостояние «Рено» и «Рейсинг Пойнт» (с «Мерседесом»). Французская компания сразу после финиша заезда направила стюардам протест, основанный на обвинениях в использовании «розовыми» деталей чемпионской команды. Дело передали в Международную автомобильную федерацию (ФИА), которая конфисковала и опечатала тормозные воздуховоды «Рейсинг Пойнт» и потребовала у «Мерседеса» те же элементы прошлогоднего болида для сравнения и вынесения решения.
Поэтому сейчас протокол Гран-при Штирии хоть и считается официальным, но результаты гонки в любой момент могут пересмотреть (вердикт пообещали огласить до старта Гран-при Венгрии – он начнется 17 июля).
Протест не удивил: «Рейсинг Пойнт» по-настоящему взорвал воскресную гонку ураганным темпом. Серхио Перес на розовой машине прорвался с 17-й позиции на пятую, догнал «Ред Булл» и прессинговал топ-болид 10 кругов подряд, а в промежутке с 50 по 56-й круги ехал даже быстрее «Мерседесов»!
Более того, «Рейсинг Пойнт» показал в Австрии невероятную скорость на прямых, и в свете впечатляющего темпа два шестых места Переса в двух первых гонках выглядят даже неудачным результатом.
Главный сюрприз новой «Формулы-1»: середняк уделал чемпионов на прямых – и взлетел выше «Феррари»
Пилоты «РП» не скрывают амбиций: Ланс Стролл после Гран-при Штирии назвал болид RP20 вторым-третьим по скорости в пелотоне, а Перес посетовал на упущенную четвертую позицию.
В случае, если протест «Рено» удовлетворят – канадец и мексиканец потеряют все заработанные очки, а французы получат суммарно шесть очков и лишнюю позицию в Кубке конструкторов.
Кстати, выиграют больше всего от дисквалификации даже не французы, а «Альфа Таури» (+5 очков), «Альфа Ромео» (+5 очков) и «Уильямс» (+1 балл). Учитывая, что в битве аутсайдеров каждые 5-6 баллов могут стать ключевыми, решение стюардов вполне может стать определяющим в Кубке конструкторов.
«Рейсинг Пойнт» подозревали с февраля, но остальные конкуренты отказались подавать протесты
Казалось бы, на первый взгляд в ситуации нет ничего особенного: в «Формуле-1» каждый год меняется расстановка сил. Кто-то отстает (как «Феррари»), а кто-то должен и прогрессировать – как «Макларен» или «Уильямс». Однако взлет «Рейсинг Пойнт» и правда выглядит невероятным: еще два года назад команду едва спасли от банкротства, в 2019-м она иногда отваливалась в хвост пелотона, но теперь вдруг полетела чуть ли не в темпе «Ред Булл».
Новых пределов скорости удалось достичь после радикального изменения концепции болида: «розовые» отошли от философии, которую использовали с 2016-го, и пошли по пути «Мерседеса» – с невысоким дорожным просветом, загруженной передней частью, особой формой и расположением воздухозаборников и кучей других мелочей. Впервые мир увидел RP20 в феврале на тестах в Барселоне – и уже тогда розовый болид вызвал вал из споров, мемов, подозрений и даже негодования.
И все же почти все соперники команды из Сильверстоуна не увидели причин для легального процесса в рамках ФИА.
«Уверен, все в машине «Рейсинг Пойнт» законно, – отрезал шеф спортивного подразделения «Макларена» Андреас Зайдль. – Не вижу оснований для протеста. И вообще у меня нет времени на трату энергии впустую. Для меня важнее другие вопросы — например, лимит бюджетов».
А ведь именно «Макларен», занявший в 2019-м четвертое место в Кубке конструкторов, видится главным пострадавшим от большом скачка «Рейсинг Пойнт» – «розовые» запросто могут отобрать место в зачете, отодвинуть «оранжевых» на пятую позицию и лишить нескольких миллионов долларов, причитающихся в качестве призовых денег по итогам сезона.
Протест «Рено» – месть за прошлогодний Гран-при Японии
Для французской компании спорный статус RP20 – не единственная причина трясти ФИА и добиваться дисквалификации соперников. Организация из Энстоуна жаждет мести из-за протеста «Рейсинг Пойнт» на тормоза «Рено» после Гран-при Японии-2019. Тогда нарушения у французов нашли по банальному видео с ютуба, Риккардо и Хюлькенберга дисквалифицировали (минус десяток очков из Кубка конструкторов), а «Рено» на пару месяцев превратилась в главное посмешище пелотона.
Главная ирония даже не в грядущей мести, а в причинах, по которым «Рейсинг Пойнт» подал протест 10 месяцев назад: ребята из Сильверстоуна просто хотели поставить себе такую же систему и проверяли, насколько она легальна.
В итоге же они разъярили французов сверх всякой меры – по инсайдам, нынешние документы «Рено» готовила еще с 25 февраля! И долгое ожидание связано с желанием нанести как можно больший урон конкуренту: в случае проигрыша дела «Рейсинг Пойнт» потеряет обе гонки в Австрии и точно не успеет внести изменения в болид до старта Гран-при Венгрии. Более того, разработка и производство совершенно новых воздуховодов – процесс затяжной. Не исключено, что при неудачном стечении обстоятельств розовые пропустят даже Гран-при Великобритании, который состоится 2 августа.
Есть ли шансы на успех протеста? Да, но небольшие
Во-первых, «Рейсинг Пойнт» никогда не прятался от технических делегатов – представители ФИА уже приезжали на базу в Сильверстоуне, изучали болиды, их конструкцию и целую кучу других материалов. Как вы уже догадались, зимой все оказалось в полном порядке.
«Мы не совсем понимаем мотивы, стоявшие за протестом некоторых конкурентов, – рассказал еще весной технический директор «розовых» Энди Грин. – Когда мы показали машину, то поговорили обо всем с ФИА. Делегаты приехали на базу и осмотрели машину, изучили конструкцию. Они даже взяли данные с прошлогодней машины «Мерседеса» и сравнили с нашими. Провели полную проверку. И в ФИА остались полностью удовлетворены результатами проверки, подтвердив, что машина была разработана именно нами.
Возможно, между нашими с «Мерседесом» машинами есть схожие моменты. Но они именно похожи. Они не одинаковые. Так что протест подавать не на что. Конкуренты могут кричать и ругаться, сколько им захочется. Однако мне кажется, что на самом деле они кричат и ругаются на то, что сами не додумались до такого решения. Вот чем они недовольны».
С другой стороны, «Рено» могла обнаружить и предъявить новые обстоятельства дела – так что давайте разберемся, в чем же конкретно обвиняют «Рейсинг Пойнт».
Нет, не в копировании «Мерседеса» как таковом – с такой формулировкой из «Формулы-1» вылетели бы уже 80 процентов всех команд, перенявших боковые понтоны а-ля «Феррари». Суть обвинений немного тоньше: формально протест «Рено» направлен именно на подозрения в чужой разработке воздуховодов с болида RP20. Деталь выбрана не случайно: именно эта зона болидов впервые оказалась в списке обязательных к собственному дизайну и производству с 2020-го. Ранее другие команды нередко покупали данные узлы – к примеру, «Хаас» и «Альфа Ромео», да и «Рейсинг Пойнт» никогда не скрывал подобных сделок с «Мерседесом».
Теперь же правила изменились: тот же «Хаас» создает макет воздуховодов самостоятельно и отдает производство на аутсорс итальянской компании «Даллара». Протест же «Рено» как раз основан на предположении, будто детали для RP20 по-прежнему произведены «Мерседесом» – а аутсорс элементов болида у прямых конкурентов по «Ф-1» напрямую запрещен.
Зачем запрос сформулировали именно так? Потому что обычного сравнения двух комплектов воздуховодов будет недостаточно: «Мерседес» только в 2019-м сменил 4 варианта дизайна данной детали (никакой конспирологии: просто у каждого типа трека свои требования к температуре дисков и шин). Два из них и правда очень похожи на нынешнее устройство охлаждения тормозов у RP20.
(cлева – версия с тестов в Барселоне в 2019-м, в центре – с Гран-при США, справа – версия «Рейсинг Пойнт» на тестах в 2020-м)
Поскольку ФИА не уточняла, какие именно комплекты обязаны предъявить чемпионы – дело бы легко закрылось при предъявлении немного другой версии.
С другой стороны, судить о схожести воздуховодов исключительно по фотографиям практически невозможно – теоретически должны все прояснить сравнения «внутренностей» детали.
«Воздуховоды – наверное, самый сложный компонент болида для копирования по снимкам, – объяснил бывший технический директор «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсон. – Его уникальность заключена во внутреннем устройстве. Практически невозможно сфотографировать то, что внутри».
И даже полное сходство внутреннего устройства не гарантирует автоматического подтверждения нарушения права интеллектуальной собственности! Попросту говоря, даже если внутри воздуховоды «Рейсинг Пойнт» и «Мерседеса» окажутся одинаковыми – «розовых» не дисквалифицируют в ту же секунду. Потому что процедура намного сложнее.
«Очень трудно доказать такое без доступа к логу CAD-макетов команды, – объяснил Андерсон. – У ФИА он есть – и они, скорее всего, посмотрят его и изучат дерево разработки каждого элемента. Если [файл с компьютерного макета воздуховода] происходит от другого файла – следы этого точно где-то должны быть».
Да, если вы не знали: в «Формуле-1» давно не пользуются бумажными чертежами и полностью перешли на компьютерное моделирование вместе с симуляциями. Технические делегаты получают все данные по машинам именно в таком виде и точно все досконально проверят (если еще не). Правда, совсем уж непонятно, какие здесь новые доказательства могла раздобыть «Рено» – разве что шпионский слив кого-то из стана конкурентов.
Но, кстати говоря, CAD воздуховода вообще может не найтись – потому что перед стартом сезона Энди Грин огласил список закупленных деталей у «Мерседеса» вместе с перешедшими из 2019-го элементами. «Рейсинг Пойнт» приобрела у чемпионов новые мотор, коробку передач, гидравлику и подвеску, а мелкие детали вроде как раз тормозных воздуховодов перешли из предыдущего сезона – когда покупать их вместо самостоятельного производства было еще легально. По идее, в «Формуле-1» не запрещено использовать старые и уже омологированные ФИА элементы болида – а потому в таком случае «Рено» тоже останется ни с чем.
Короче, шанс на победу у французов очень невелик – процесс скорее рассчитан на удачу и создание моря неудобств, чем на реальную дисквалификацию нарушителей. В стиле методов управления Сириля Абитебуля.
Но если вдруг «Рено» все-таки выиграет дело – весь RP20 не превратится в незаконный. «Рейсинг Пойнт» придется переделать только воздуховоды – а по остальным зонам болида придется судиться заново.
Если RP20 – не прошлогодний «Мерседес», то почему же они тогда так похожи?
Организация из Сильверстоуна никогда не скрывала: чемпионский W10 из 2019-го и правда стал источником их вдохновения и тщательного анализа огромного количества снимков. «Рейсинг Пойнт» ни в коем случае не отметает обвинения в копировании чужого болида – в том и заключалась их цель. Лишь подозрения в нарушении регламента не находят в Сильверстоуне понимания.
«Это та машина, которую мы всегда хотели построить. И в 2020-м мы сконструировали ее с нуля – буквально с чистого листа бумаги, – объяснил Эндрю Грин. – Мы использовали все, что узнали за предыдущие сезоны, адаптировали наработки конкурентов и сделали лучшее, что могли для оптимизации последнего сезона по текущим правилам.
Мы же работали в аэротрубе «Мерседеса». Логичнее было следовать их концепции, а не двигаться по пути, скажем, «Ред Булл». Все процедуры и настройки на заводе «Мерседеса» ориентированы на этот концепт.
Раньше мы просто не могли пойти таким путем. В течение многих лет наши руки были связаны по финансовым причинам. И нам приходилось переносить множество компонентов в следующий сезон.То есть раньше начать с чистого листа было невозможно. Для этого у нас не было ни финансовых ресурсов, ни людей, не было и производственных возможностей».
В самом деле буквально полтора года назад организация прошла через внешнее управление и процесс банкротства. Тогда-то ее и подхватил канадский миллиардер Лоренс Стролл – проблема финансирования исчезла, и технический штаб получил возможности для импровизации.
Но почему же тогда RP20 похож на «Мерседес» даже в мелких деталях? Просто чемпионы уже нашли самые эффективные решения.
«Сперва мы опустили заднюю часть прошлогодней машины (ранее «Рейсинг Пойнт» гонялся с высоким дорожным просветом – как у «Ред Булл» – Sports.ru), чтобы понять, где [новая концепция] работает лучше, где хуже, где меняются аэродинамические потоки и разваливается эфективность обвеса. И первая же вещь, которую мы поняли – у нас вообще не оказалось загрузки в передней части машины. Внезапно мы потеряли 40 очков прижимной силы! – объяснил процесс копирования Энди Грин. – Тогда мы двинулись в том направлении, сделали первый чертеж нового антикрыла и занялись изучением решения у «Мерседеса». Создали примерно такое же и исследовали, как направляются потоки от антикрыла по всей машине».
Шаг за шагом «Рейсинг Пойнт» разобрался во всех секретах чемпионов – и теперь грозит «Ред Булл» на трассе.
Естественно, можно и не верить в эту историю (как, например, «Рено») – однако стоит помнить: воссоздавать копию всегда проще, чем выдумывать свое с нуля, а организация из Сильверстоуна не зря считается самой эффективной командой «Ф-1» – в 2016-м и 2017-м она с минимальными бюджетами залетала на четвертые места Кубков конструкторов. Безо всякой помощи от «Мерседеса» и ФИА.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Eibner-Pressefoto/EXPA/Groder, James Gasperotti/ZUMAPRESS.com