Как работает обувной рынок в НБА. Дончич в Jordan, Converse забрал Шэя, у Эмбиида личные сникерсы
Миллионы долларов за аромат ноги в брендовых кроссовках
Возле Драфта–2019 Зайон подписал крупнейший обувной контракт новичка в истории НБА. Бренд Jordan раскошелился на пятилетний транш в $75 млн. Перед отъездом в Диснейуорлд Шэй Гилджес-Александер подписал многолетний контракт с производителем обуви Converse, присоединившись к Дрэймонду Грину и Келли Убре. Это прямое следствие истёкшего в сезоне-2017/18 соглашения между НБА и Adidas, после которого брендом лиги стал Nike.
Спустя год в НБА сняли ограничения на расцветку обуви, паркеты раскрасили сотни стилизованных сникерсов, а в игру кроме Converse вернулись Fila, Puma, New Balance и 361 Degrees. В НБА только элитные баскетболисты зарабатывают на кроссовках тоны долларов. В 2020 году всего 17 игроков выпускают собственную линейку обуви, а бренд Jordan представляют 27 человек. Кавай Ленард зарабатывал жалкие $500 000 в год, играя в Джорданах, а Зайону с нулём матчей дали сразу в 30 раз больше. Как это работает? Погнали разбираться
Кто доминирует на рынке
Nike, Nike и Nike. Коллаборации с Джорданом, Леброном, Дюрэнтом и Коби завоевали для производителя большую часть рынка. В лиге скрипят найками почти 70% игроков. Пока Adidas после ухода из НБА теряет 7.3%, его долю и деньги забирают Puma, китайские Anta и Li-Ning и олдскульные производители.
Насколько эта статистика верна?
Посмотрите на свои ноги и напишите, что на них. Форсы, блестящие Коби или задроченные паркетом Карри? Я всю жизнь бегаю только в Гиперданках. Nike покрыл НБА толстой арбузной коркой, а маленькие бренды ковыряют в ней дырки и сосут денежный сок мелкими глотками.
Какие контракты предлагают производители
Свободные агенты
Баскетболисты могут носить любую обувь и не подписывать контракт с брендом. Модели кроссовок можно менять хоть каждый тайм-аут. В 2015 году Джон Уолл стал свободным агентом, отказавшись от 8-летнего соглашения с Adidas на $66 млн, потому что немцы предложили одинокому Хардену $200 млн в течение 13 лет и собственную коллекцию обуви. Обиженный Уолл два года бегал в кроссовках бесплатно, пока не вернулся в Adidas на 5-летнее соглашение за $25 млн.
Экипировочный контракт
Производители предлагают экипировочный контракт большинству игроков. Это такой бесплатный бонус за нахождение в теле НБА или компенсация за высокий рост. Баскетболисты не получают деньги, но у них есть годовой депозит в фирменном магазине на кроссовки и одежду. Базовый размер депозита $25 000, и он, как и контракт, истекает до 1-го октября. На такие соглашения идут игроки с горящей под задницей банкой или бигмены, неспособные продавать кроссовки.
Наличные контракты
Бренды готовы платить деньги за возможность надеть кроссовки на перспективных и звёздных игроков, но очень ограниченному количеству. Таких игроков в НБА от 70 до 100. На минимальном соглашении баскетболист получает в среднем фиксированные $250 000 в год, на максимальном – $2.5 млн. Кроме фиксированной части звёздные игроки получают бонусы, депозит на экипировку и индивидуальные расцветки на любимые модели кроссовок.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Nike награждает персональными цветами игроков Матча всех звёзд и топовых пиков Драфта, которые сотрудничают с брендом. Jordan для своего «ростера» делает золотые вставки в случае победы в чемпионате. В Диснейуорлде в индивидуальных цветах выйдут Зайон, Тейтум и Руи Хачимура.
Соглашения истекают до начала сезона (до 1-го октября). Игроку можно предложить продление весной, но в случае отказа, он становится ограниченным свободным агентом. За 90 дней до истечения соглашения баскетболисты начинают вести переговоры с другими брендами. У «хозяина» есть право перебить оффер конкурента в течение 10 дней. Так случилось со Стефом Карри в 2013 году. После 4-х летнего соглашения с Nike, игроку предложили стать звездой Under Armour. Nike хотел перебить условия UA, но сам Карри желал стать ногами новой обувной франшизы.
Эксклюзивное соглашение
Стать обладателем собственной линии кроссовок можно тремя способами: носить фамилию Болл, открыть собственную компанию или таки стать суперзвездой НБА. По эксклюзивному соглашению баскетболисты получают $5 млн – $15 млн в год фиксировано, различные бонусы и процент от продажи своей коллекции.
Производители выделяют эксклюзивным игрокам команду дизайнеров и маркетологов, и начинается волшебство. Линейка обновляется раз в несколько лет, эксклюзивные игроки катают промо-туры и одевают менее звёздных представителей НБА. В 2020 году право на собственную коллекцию сникерсов есть у 17 игроков:
- Nike: Леброн Джеймс, Кевин Дюрэнт, Кайри Ирвинг, Пол Джордж, Яннис Адетокумбо
- Adidas: Джеймс Харден, Дэмиан Лиллард, Деррик Роуз, Донован Митчелл
- Under Armour: Стеф Карри, Джоэл Эмбиид
- Jordan Brand: Расселл Уэстбрук, Крис Пол
- New Balance: Кавай Ленард
- Anta: Клэй Томпсон
- K8iros: Спенсер Динуидди
- Big Baller Brand: Лонзо Болл
Какие бонусы есть в контракте
Игроки рвутся на площадку не только из-за большой любви к баскетболу. В их соглашение с брендами можно добавить любой бонус или штраф. Если клубный контракт упирается в жёсткий потолок зарплат, то обувное соглашение заканчивается на границах креативности баскетбольного агента и производителя обуви. Поэтому точный заработок игрока за появление в фирменных кроссовках назвать нельзя.
Поощрения можно прикрепить к любому индивидуальному показателю: количеству проведённых матчей, среднему числу очков, минутам на площадке. Игроков поощряют за попадание в символические сборные и на Матч всех звёзд ($300 000). Любой индивидуально выигранный приз вроде Лучшего защитника или Новичка года имеет свою цену. Бренды привязывают выплаты к количеству побед, попаданию/не попаданию в плей-офф и финал и лишают игроков денег за травмы, за низкую результативность и за нахождение в не прибыльных городах (привет Сакраменто).
Как получить контракт на обувь
Быть звёздным школьником
На радары обувных гигантов попадают школьники, едва взявшие мяч в руки. Производители устраивают брендовые турниры и тренировочные лагеря для детей. Гроза штата? – ты в копилке. Nike, Adidas и Under Armour работают на всех уровнях баскетбольной Америки, проталкивая праймовых подростков в университеты, которые сами и спонсируют.
Уже в 70-х Nike проворачивал тёмные делишки в Джорджтаунском и Невадском университетах, когда башлял тренерам за надетые на ноги студентов кроссовки. Университет Северной Каролины получит от Nike $90 млн спонсорской поддержки в течение 10 лет, а некоторые коучи по $300 000 в год. Сколько проспектов университета после такого уйдёт в НБА с другим брендом? – ответ не требуется.
Иметь болтливого агента
Даже, если ты Зайон Уильямсон, тебе нужен агент накануне Драфта. Детали обувных контрактов не публикуют в открытом виде, поэтому уровень цен и конкурентные предложения может узнать только «свой человек». Едва ли Jordan сам предложил Зайону $15 млн в год. В дело вступил агент Ллойд Фришер, который уже заключал сделки для Эмбиида (Under Armour), Митчелла (Adidas), Джорджа (Nike), Кузмы (Пума) и Уэйда (Li-Ning — пожизненно).
Накануне Драфта производители обуви играют в рулетку. Есть шанс завалить топового проспекта миллионами и заморозить деньги на 5 лет (привет Эндрю Уиггинс с обещанными $180 млн). Или можно просмотреть будущую звезду и смотреть как конкурент возвращает капитал с минимальными вложениями. Дело агента протолкнуть своего проспекта на максимальное соглашение до того, как игрок провалится среди взрослых дяденек. Поэтому обувной контракт новичка часто становится самым крупным обувным соглашением его карьеры.
Иметь стальные яйца
Бренды быстро расхватывают горячих проспектов, а в ночь Драфта доедают холодные пирожки, поглядывая на их номера и клубы. Лишь немногие проспекты могут как Лиллард отказаться от всех предложений и со стальными яйцами поехать набивать цену в Летней лиге. В 2012 году 6-й пик наиграл на MVP-турнира и нанял агента Леброна и Дюрэнта. Лиллард подписал многолетний контракт с Adidas, который через два года превратился в $100 млн соглашение и собственную коллекцию кроссовок.
Вписаться в Puma
Если с предложениями от производителей совсем туго можно вписаться к Puma. Компания в 2018 году решила поставить на все числа рулетки и подписала в свой ростер пять игроков из первого раунда Драфта: лучших пиков – Деандре Эйтона и Марвина Бэгли, и середняков – Кевина Нокса, Майкла Портера и Заира Смита. А в это время третий и пятый номера Драфта, Лука Дончич и Трэй Янг, проскользнули мимо пантеры. Год спустя бренд подписал проспектов Ар Джей Барретта и Кевина Портера и заманил Маркуса Смарта и Кайла Кузму. Кузма теперь получает за кроссовки в два раза больше, чем по контракту с Лейкерс.
Самые дорогие контракты-новичков в истории НБА
- Зайон Уильямсон – Jordan Brand / 5 лет / $75 млн
- Леброн Джеймс – Nike / 7 лет / $87 млн
- Кевин Дюрэнт – Nike / 7 лет / $60 млн
- Аллен Айверсон – Reebok / 10 лет / $60 млн
- Винс Картер – PUMA / 10 лет / $50 млн
- Кармэло Энтони – Jordan Brand / 6 лет / $40 млн
- Грант Хилл – Fila / 5 лет / ~$30 млн
- Джон Уолл – Reebok / 5 лет / $25 млн
- Бен Симмонс – Nike / 5 лет/ $13-15 млн
- Марвин Бэгли – PUMA /5 лет / $12 млн
Стать звездой НБА
Чтобы обувной контракт новичка не стал лучшим в карьере баскетболиста, нужно добить чего-то в лиге. Контракт Марвина Бэгли вошёл в десятку самых дорогих, но пантера вряд ли захочет его продлевать. Пример игрока, перетекающего в суперзвезду – Кавай Ленард. После драфта 2011 года Ленард подписал контракт с Jordan на $500 000 в год. К осени 2018 года лучшему защитнику лиги стало тесно. Отыграв свободным агентом, Кавай ушёл строить империю с New Balance: $22 млн за 4 года и своя линия обуви.
В 2019 году Jordan обновил свой ростер и к жирнющему (по деньгам) Зайону добавили ноги Тейтума и Руи Хачимуры. В декабре к ним добавился Лука Дончич, который начинал в НБА без контракта на кроссовки. Теперь он едет в Диснейуорлд с персональной раскраской Jumpman Diamond Low.
Джоэл Эмбиид, как и все игроки его позиции, выходил с Драфта–2017 очередным бастом обувного рынка с минимальным соглашением от Adidas, а в 2018 году подписал соглашение с Under Armour, став самым высокооплачиваемым бигменом. В Диснейуорлде гигант выйдет в UA Embiid 1 и станет 17-м действующим игроком с собственной коллекцией сникерсов. Когда Nike стал брендом НБА, в игру вернулся бренд Converse. Компания подписала Келли Убре, который в 2020 году правит дизайн новых All-Star Pro BB, пока из-за плеча выглядывает Дрэймонд Грин и новенький Шэй Гилджес.
Коронавирусный локдаун пришиб обувные заводы на какое-то время, но в Орландо будет, на что взглянуть. Учитывая, что на рестарт сезона попадает Mamba Day (24/8) и день рождения Коби, Nike должен удивить новой именной памятной моделью. Ждём, надеемся и натираем кроссовки.