64 года назад родился Айртон Сенна. Вот 10 мегатекстов о его пилотажном новаторстве, вкладе в безопасность и отношении с деньгами
Увлекательное чтиво на весь день.
21 марта 1960 года в бразильском Сан-Паулу родился будущий трехкратный чемпион «Формулы-1» Айртон Сенна. Впереди его ждали 41 победа в Гран-при, 65 поулов, 80 подиумов, звание одного из величайших гонщиков «Ф-1» и вечная слава. Уже 64 года назад!
А 1 мая 1994 года в Гран-при на Имоле он разбился. Причем ушел Волшебник максимально показательно: лидируя в гонке в не самом быстром болиде и рискуя на кочках опаснейшей траектории. Трагедия на треке имени Энцо и Дино Феррари изменила гонки: подтолкнула усиленную трансформацию автодромов и повышение уровня безопасности, хотя самыми вероятными версиями причин аварии остаются несовершенство «Уильямса» того сезона и пилотажная ошибка.
«Поворот «Тамбурелло» вообще-то довольно просто пройти с полным газом, – вспоминал создатель рокового болида Эдриан Ньюи. – Но в вираже очень много кочек — они находились в основном на внутренней траектории, а на внешней их было меньше. Дэймон каждый раз предпочитал более безопасную внешнюю траекторию, но Айртон постоянно выбирал более скоростную внутреннюю».
Но чем же Айртон так выделялся? Прежде всего уникальными гоночными техниками и ментальностью: подгазовывал в поворотах и двигал индустрию производства тормозов
«Казалось, он мог заставить машину делать то, что другим было попросту не под силу, – рассказывал в книге «Как построить машину» главный инженерный ум «Формулы-1» Эдриан Ньюи. – Сенна развил особую технику вождения, при которой жал на педали тормоза и газа одновременно. Естественно, это было до появления подрулевых лепестков: тогда по-прежнему присутствовали педаль сцепления и рычаг переключения передач. Техника заключалась в одновременной работе газом и тормозом в повороте: так он удерживал турбину на повышенных оборотах, чтобы, когда на выходе из поворота ему понадобится мощность для разгона, турбо была уже раскручена».
Полный разбор уникальных техник Волшебника – здесь
Один из величайших моментов в карьере Айртона – наверное, лучший гоночный круг в его карьере на Гран-при Европы 1993-го на «Донингтон-Парке». Сенна под проливным дождем выдал рывок в лидеры с пятого места в самом начале, а на финише привез всем отставание почти в круг.
«Я думал примерно так: «Ладно, это первый круг гонки, шины холодные, баки полные. Посмотрим, что выйдет: постараемся просто пережить первый круг, найти ритм, а дальше будет видно». Когда же ты смотришь первый круг Айртона, то понимаешь, что у него все наоборот – никаких подождать и посмотреть, сразу включайся и уничтожай всех!» – так тот момент вспоминает Карл Вендлингер – первый, кого Сенна обогнал в тот день.
На самом деле Сенна рассказал все о своем пилотаже. Кассету с записью потеряли и нашли только через 30 лет
«Нужно заранее определить максимальную скорость для проезда критического момента. Это целиком упирается в визуализацию. Затем уже включается реакция — ощущения от рук, ног и тела. С этого момента все выполняется на автоматизме. Дальше будешь реагировать в соответствии с визуальной точностью оценки, пока не достигнешь цели.
Способность правильно оценивать ситуацию и есть та самая вещь, позволяющая выступать на самом высоком уровне. Если ты не полностью сконцентрирован на этом, то страдают и способности к визуализации. Это приходит при достижении психологического равновесия. В хорошем психологическом состоянии визуальная чувствительность намного выше и точнее, все ощущается более естественным и простым и требует меньших энергетических затрат. Легче со всем справляться, и нервная система напряжена намного меньше, а когда в следующий поворот въезжаешь без чрезмерного напряжения, то и оценка ситуации будет точнее. Все сводится к сохранению равновесия».
Весь монолог Волшебника о его даре и особенностях пилотажа – здесь
Сенна первым среди гонщиков писал советы для молодежи в журнал и выпустил учебник по пилотажу: раскрыл там все секреты «Ф-1»
«Когда я занимался картингом, один старый механик сказал мне: «Если чувствуешь, что теряешь сцепление с трассой с мыслью: «сейчас меня сорвет», но вместо этого остаешься на треке – значит ты достиг своего предела и едешь с максимально возможной скоростью». Это лучшее определение предела, что я слышал за карьеру.
Но во время гонки вы всегда должны ехать слегка ниже ваших пределов и пределов машины. Пилоты, всегда гнавшие на пределе – скорее исключение из правил».
А еще Сенна был – бизнес-гением: заключил дилерскую мегасделку с «Ауди», запретив запуск завода в Бразилии без своего согласия. И внедрил в «Ф-1» понятие «имиджевых прав»
«Сенна заработал невероятно огромные деньги за пределами «Ф-1». Прямо перед гибелью он заключил сделку с «Ауди»: семья стала эксклюзивным импортером марки в Бразилию вместе с правами стать национальным дилером.
И даже когда Айртон погиб, семья сохранила все права и отлично ими управляла. В конце концов «Ауди» решила построить собственный завод в Бразилии, но из-за множества оговорок эксклюзивности в контракте с семьей Сенна концерну пришлось выкупать права импортера и дилерства обратно. Потому что в противном случае у них не было прав выпускать машины «Ауди» на территории Бразилии – заводу пришлось бы покупать лицензию на импорт произведенных в стране машин!»
«Его величие простиралось дальше пилотажа». Култхард — о гибели Сенны и дебюте в машине Айртона
Но, оказалось, в конце жизни его интересовали не только деньги для себя и семьи! Легендарная история с выбиванием миллиона долларов за гонку связана с желанием как можно больше жертвовать на благотворительность – но ее запрещали рассказывать. Все вскрылось только в 2024-м!
А какая ваша любимая история о величии Айртона?